Утрата традиции чтения как вида духовной и интеллектуальной деятельности, которая вытесняется и заменяется новыми вызовами эпохи гаджетов, привела к кризису культуры слова, к его обесцениванию, или, как сказал ученый В.В.Виноградов, к «вербальной нечувствительности». Трудно не согласиться с такими доводами, но нельзя не заметить и другую тенденцию - определенный рост интереса к литературе, поэзии в среде молодых людей, по крайней мере тех, кому в школе повезло с учителями-филологами, у кого в семье чтение остается важной составляющей жизни. Нужно отметить и тот факт, что государственная программа по поддержке русского языка, принятая в стране в 2016 году на пять лет, начинает давать свои плоды. Мы видим это на примере Ростовской области, которая вошла в число 8 субъектов РФ - победителей проекта в рамках федеральной целевой программы «Русский язык» (2016-2020 годы). Стажировочная площадка - Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических работников, который возглавляет профессор, доктор педагогических наук Сара Хлебунова, хорошо известен и как успешный организатор областного конкурсного движения. Ответственные за реализацию программы ФЦПРО по теме, связанной с развитием содержания, форм, методов повышения кадрового потенциала педагогов и специалистов по вопросам изучения русского языка, - кандидат психологических наук Елена Алимова и методист отдела учебно-методической и организационной работы ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО Галина Нестеренко, - имея богатый опыт проведения областных профессиональных конкурсов, неоднократно участвуя в составе жюри всероссийских финалов конкурса «Учитель года России», решили использовать его ресурсы и пригласили на этот филологический проект абсолютных победителей, победителей и лауреатов разных лет из разных регионов, в том числе и самих педагогов Дона, которые неоднократно входили в число лидеров конкурса на федеральном уровне.
Если в прошлом году такая акция прошла в станице Вешенской Ростовской области, на родине Михаила Шолохова, специальный репортаж о которой опубликовала наша газета (статья Ирины Димовой «Слово как ценность» в №37 от 13 сентября 2016 года), в этот раз решение о формате погружения педагогов области в живую выразительную русскую речь оказалось не менее креативным и содержательным: несколько дней онлайн-встречи с педагогами, авторами и ведущими литературных салонов, гостиных, видеосалоны, заочные путешествия чередовались с реальными встречами с талантливыми российскими педагогами, поэтами, музыкантами.

Литературный онлайн-марафон
Чтобы вдохновить учителей и чтобы потом с таким же вдохновением они приходили в свои классы, организаторы задумали и успешно осуществили литературно-педагогический марафон «Золотое кольцо русской поэзии». И учителям эта форма работы пришлась по душе. Русское поэтическое море огромно! Какие темы выбрали и где состоялись встречи?
Литературно-педагогический марафон «Золотое кольцо русской поэзии», сделав 5 остановок, охватив более 300 педагогов не только русского языка и литературы, но и начальной школы, истории, технологии, музыки, начался с первого видеосалона в базовой общеобразовательной организации - ремонтненской гимназии №1. Поэта Велимира Хлебникова на встрече «Звонкий вестник добра» представил Олег Парамонов, талантливый педагог из Брянска, поэт, заслуженный учитель РФ, абсолютный победитель конкурса «Учитель года России»-1993. Закрывалось посещение видеосалона творческой мастерской Екатерины Гетманенко, учителя русского языка и литературы гимназии, лауреата конкурса «Учитель года России»-2014, по теме «О, если б знали вы, как пишутся стихи!».
На второй видеовстрече учителя русского языка и литературы г. Шахты вместе с Михаилом Нянковским, заслуженным учителем РФ из Ярославля, абсолютным победителем конкурса «Учитель года России»-1994, прикоснулись к поэзии Н.Некрасова в теме «Мне борьба мешала быть поэтом. Песни мне мешали быть борцом». В путешествие по его родным местам в Ярославскую губернию отправились учителя из гимназии им. А.С.Пушкина, лицея №6, гимназии №10 и других общеобразовательных организаций города.
В школу №83 г. Ростова-на-Дону они отправились в онлайн-путешествие на Брянщину, в гости к А.Толстому, а через семь дней двери видеосалонов были открыты для слушателей курсов учителей русского языка и литературы «Инновационные практики обучения русскому языку и литературе в поликультурном пространстве». А завершилось онлайн-общение творческой мастерской Игоря Ратке, заведующего кафедрой филологии и искусства, кандидата филологических наук, по теме «Литературное краеведение: методики, технологии, возможные результаты». Словом, каждая встреча была соединением глубокого теоретического материала с богатым педагогическим опытом ученых и учителей-практиков. Звучало поэтическое и прозаическое русское слово, пробуждая интерес к творчеству и изучению русского языка.
    
Ростовские передвижники
Тема литературного краеведения нашла свое развитие на передвижной выставке «Вечно живое родное слово...». Содержание проекта рождалось в течение двух лет, когда на одной из литературных гостиных зашла речь о незаслуженно забытых поэтах и писателях Дона. Ростовская область - уникальный регион со своей культурой, традициями, удивительными людьми. 2017 год - год юбилейный! Ей есть чем гордиться, особенно теми, кто оставил свой заметный след в истории донского края. А благодатная земля эта не может не вдохновлять на литературное творчество. Другие же, к сожалению, незаслуженно забыты. Это и Борис Васильевич Изюмский, автор книг об истории России, и единственный на Дону баснописец Иван Николаевич Лесной, и драматург Анатолий Владимирович Сафронов, и донской писатель, отважный и талантливый летчик-фронтовик Петр Васильевич Лебеденко, и, конечно, Вера Федоровна Панова. Вот так появились имена и фамилии писателей, о которых хотелось рассказать учащимся. Нашлись энтузиасты - учителя-предметники. Погружаясь в работу над проектом, по словам учителя русского языка и литературы школы №15 г. Азова Елены Гончаровой, она вместе с ребятами хотела найти ответы на вопросы: чем покорили сердца читателей романы и повести их земляка Петра Лебеденко, почему они получили широкое признание как на Дону, так и далеко за его пределами? Какие мысли желал оставить потомкам ростовский писатель, каждый день нанося новые строки на чистый лист бумаги? Так началось путешествие выставки-фестиваля, посвященное творчеству донских казаков, «Вечно живое родное слово...».
Еще весной школа №83 г. Ростова-на-Дону принимала в своих стенах Александра Изюмского, кандидата исторических наук, сына писателя Бориса Изюмского. Большую помощь в организации выставки-фестиваля оказала школьная библиотека, представив его произведения разных лет и издательств. Здесь же были и работы Петра Лебеденко, Веры Пановой, фрагменты художественных фильмов по мотивам произведений Бориса Изюмского «Алые погоны» и «На всю оставшуюся жизнь» и по мотивам повести Веры Пановой «Спутники».
Выставка продолжила свое путешествие от школы к музею, к усадьбам, где жили и творили донские писатели. Очередная остановка была в ремонтненской гимназии №1. Участников ознакомили со стендовыми материалами, посвященными жизни и творчеству Петра Лебеденко, Бориса Изюмского, Веры Пановой. И снова череда проектов, видеофрагментов уроков учителей-предметников по творчеству донских писателей.
«Душа уполномочена страдать». Екатерина Гетманенко сумела тонко и глубоко представить донского поэта Николая Скребова, недавно ушедшего из жизни. Литературную гостиную, посвященную творчеству писателей-земляков, «Слово самоцветное» с участием родителей, а также интегрированный урок «История и литература в 7-х классах. «Писатели-воины П.Лебеденко, Б.Изюмский» провела Ирина Задорожняя, абсолютный победитель регионального этапа Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2005. И вместе с Олегом Пожидаевым из школьного музея сделала стендовую презентацию «Писатели - участники войн: исторический калейдоскоп в школьном музее».
Следующая остановка - родина писателя Анатолия Калинина на хуторе Пухляковском. Выставку открыли в школе, которая носит имя знаменитого писателя-земляка. Его дочь приветствовала собравшихся и благодарила их за светлую память об отце и пропаганду его творчества. А на живописном берегу Дона, у станицы Кочетовской, где жил и творил Виталий Закруткин, героями которого были его земляки, родные места близлежащих окрестностей, участники посетили его дом-музей, который трепетно хранит Татьяна Строкова, влюбленная в творчество писателя, оберегая все, что связано с его именем.
В конце июня в Донской государственной публичной библиотеке подводились итоги областной передвижной выставки-фестиваля «Вечно живое родное слово...». Здесь коллекция была дополнена работой Елены Ковалик, педагога-библиотекаря из гимназии «Мариинская» г. Таганрога, «Таганрог литературный», вызвавшей большой интерес, а также и другими проектами учителей русского языка и литературы по творчеству писателей и поэтов Дона.
Итоги впечатляют: за небольшой период в акции приняли участие более 300 педагогов Ростовской области. Основная ее цель - развитие региональной методической платформы по повышению статуса русского языка как языка межнационального общения и государственного языка в Российской Федерации, а также знакомство с эффективными практиками обучения русскому языку и литературе по произведениям писателей Дона, по мнению проректора Елены Алимовой и заведующего кафедрой филологии и искусства Ростовского института повышения квалификации кандидата филологических наук Игоря Ратке, в целом достигнута. Их поддержали участники, выразив убеждение, что начатое дело должно быть продолжено. Пусть на уроки литературы придут герои писателей, которые жили рядом с каждым из нас.
    
«Мы сохраним тебя, русская речь»
И все-таки как приостановить уровень снижения гуманитарной культуры и что нужно делать, чтобы фамильярно-разговорная речь не становилась превалирующей? Есть выход - нужно чаще обращаться к той категории носителей языка, которые принадлежат к так называемому элитарному, литературному типу речевой культуры. Нужно слушать и слышать настоящее искусство! Не случаен поэтому выбор дуэта из Москвы - педагога, поэта, художника Марины Шкробовой-Верналис и композитора, музыканта, пианиста Арнольда Манукяна, людей талантливых и незаурядных, истинных представителей подлинной культуры, которых и пригласили ростовские организаторы на свой литературный марафон.
Их выступление в Старочеркасской школе Аксайского района Ростовской области, на котором под музыкальное сопровождение звучала поэзия Серебряного века, стало ярким заключительным аккордом литературно-педагогического марафона, проходившего в парадигме поэтической педагогики.
 Марина Верналис и Арнольд Манукян как непревзойденные импровизаторы всегда на своих выступлениях создают атмосферу, в которой поэтическое слово обретает объемное звучание и глубину! Здесь и эстетика Серебряного века в самом образе хозяйки салона, и философия музыки, которая оттеняет смысл слов, и прекрасный диалог русских поэтов конца ХIХ - начала ХХ в. Таких разных и таких любимых! Зал слушал завороженно. Видно было, как губы слушателей проговаривали знакомые строки. Такое прочтение рождает чувства и потому вдохновляет с новой силой заходить в класс и с особой точностью подбирать слова и мысли!
Салон открылся 22 июня, в день памяти о начале войны, и это сформулировало поэтический эпиграф этой встречи. Прочитав стихотворение «Мужество» Анны Ахматовой, ведущая салона заметила, что и сегодня нам тоже необходимо мужество, чтобы не утратить в мирные годы стремительного развития наше величайшее достояние культуры и истории - русский язык как голос народа, его подлинной души. На взгляд Марины Верналис, поэзия обладает этим мужеством - говорить высоким слогом, быть точной в подборе слов и образов, быть объемно-лаконичной, доходить до сердец и пробуждать чувства!
Кстати, поэзию она не делит по возрастам: это для детей, а это для взрослых. Наоборот! Ей нравится соединять поколения золотой нитью стиха: любит детям читать стихи «на вырост», не боясь сложности речевых оборотов и образов, дети чувствуют! А взрослым напоминать очень простые строки, которые звучат, как детская считалочка, ведь порой в этой простоте именно взрослые способны увидеть бездну смыслов! Так и соединяются поколения в непосредственном чувствовании или рождении чувств!
А уж когда есть рядом такой пианист, композитор, как Арнольд Манукян, то чувства не могут не родиться! У Арнольда большая композиторская практика: он окончил Тбилисскую консерваторию, пишет музыку для фильмов, много лет работал в театре с Сергеем Арцибашевым, любит джаз и рок, так что палитра музыкальных красок огромна! А совсем недавно они вместе с Мариной Верналис написали гимн молодежного движения JuniorSkills.
В школьном зале на Донской земле его музыка была наполнена патетикой и нежностью, отчаянием и доверием, какой-то неповторимой трогательностью. Пока шел диалог Анны Ахматовой и Николая Гумилева, руки виртуозного пианиста как бы исследовали инструмент, и это была россыпь отдельных звуков или музыкальных фраз. Когда Марина Верналис перешла к поэзии своей тезки Марины Цветаевой, музыка уже лилась рекой и звала за собой! Пришло время первой кульминационной точки - диалога Александра Блока и Марины Цветаевой в композиции «Кармен»! «Испанские мотивы, - говорит Марина Верналис, - мне всегда позволяют почувствовать свободу и страсть поэтической речи и быть искренней со зрителем, буквально танцуя стихами, поднимая волну рифм точно так, как взмывает вверх подол платья танцовщицы фламенко! Поэтическая речь всегда образ! Соединение музыки и поэзии дает особый вкус слова, объемное звучание, мелодию. Мне потом говорили, что хотелось повторять слова, чтобы ощутить вкус слова на своих губах! Это так важно для меня как для исполнителя - знать, что у зрителей есть волна чувства в ответ!»
Вообще-то смысл выхода на сцену для Марины не в том, чтобы выразительно прочесть стихи наизусть, а чтобы всеми средствами выразительности (голос, жест, мимика, взгляд, движение по сцене) привести зрителей к своему собственному открытию значения стихотворных строк, тех ценностных принципов, которые нам передают поэты зашифрованно. И нужен неустанный труд души, чтобы эти ценности поднять с самой глубины стихотворения и присвоить, то есть применить к своей жизни! «На это тоже нужно мужество, - продолжает свой диалог со слушателями Марина Верналис. - И нить Ариадны - голос, собственный внутренний голос. Мы не всегда его слышим, тем более доверяем ему. И потому поначалу мой голос становится для слушателей проводником к сокровищам души. Помните восклицание Марины Цветаевой: «Господи! Душа сбылась! Умысел мой самый тайный!..» Я выхожу на сцену, чтобы «душа сбылась»! И у меня, потому что по-ахматовски «осуждены, и это знаем сами, мы расточать, а не копить...». И у зрителей, у детей и взрослых, потому что высокая поэзия касается души, пробуждает ее! Иначе как объяснить слезы в глазах, внутренние диалоги с собой и желание после поэтического салона перечитать заново любимых поэтов?!»

«Я с вами говорить хочу»
После салона к замечательному дуэту педагога-поэта и музыканта спешили подойти многие слушатели, очарованные их искусством. Обнимались, как старые добрые знакомые, друзья, у которых так много общего, что можно понимать друг друга без слов. Марина вспомнила одно свое стихотворение:

Я с вами говорить хочу!
Простите мне открытость
слога...
Ведь даже если я молчу,
Во мне идет рожденье слова
И собирание земель
Еще не высказанной мысли!
Вы собеседник мой теперь!
И снова я взялась за кисти,
 
Чтоб рисовать картины дня,
Искать оттенки всех событий!
Вы собеседник для меня!
Я верю своему наитию...
 
Я с вами всюду говорю.
Душе немыслимы оковы!
Я вас за все благодарю!
Мы, видимо, давно знакомы...
В самом деле, слово рождается из внутренней тишины человека, его внутреннего богатства. Вот почему учить русскому языку - это значит наполняться содержанием, светом, обретать то самое самостояние, которое позволяет устоять в жизни и в радости, и в испытаниях. Учить русскому слову сегодня - это размышлять над тем, какими мы видим себя, из каких желаний и стремлений состоим, по каким законам живем, кому и чему открываем свои двери. Учить слову - это учиться слушать внутренний голос и выбирать свои дороги самому, чтобы было что сказать.
В юности, рассказывает Марина, она завороженно смотрела на людей, которым есть что сказать. Сама больше молчала, полагая, что говорить нужно только тогда, когда есть что сказать! И все время думала: «Откуда люди берут свое мнение и где оно рождается?!» «Нужно было время, чтобы я смогла ответить себе на эти вопросы и научилась высказывать свои мысли. Время учит словам. А поэзия помогает почувствовать время», - продолжает она и начинает вдохновенно читать еще одно свое стихотворение:

Бывает так, что время пролетает
мгновенно, словно в речку
камень кинешь!
Бывает так, что время застывает,
и никаким усилием не сдвинешь
секундной стрелки с точки
циферблата!
Стараешься, но только все
впустую...
У времени нет функции
возврата!
Но если я о прожитом тоскую,
оно шагает медленно со мною
и, вглядываясь в улицы и зданья,
уходит в мои чувства с головою.
Становится мелодией сознанья.
Вмещая все пространство
без границы,
день тянется, как целое столетье.
А то в одну секунду обратится
стрелою в королевском
арбалете!
Летит! Как в небо взмывшая
Жар-птица!
Хочу поймать, но время
ускользает...
Бывает, что секунда вечность
длится.
А жизнь одним мгновением
бывает!
Кому известна длительность
мгновенья?
Кто нашим временем
повелевает?
МЫ САМИ! Это наши ощущенья!
Чужого ощущенья не бывает!

Поистине чужого ощущения не бывает! У педагогов, а особенно у филологов, есть особенная привилегия - учить передавать ощущения в слове. Обороты речи - это своего рода одежда, в которую мы облачаем свои мысли. В обучении языку есть огромная ответственность и задача государственной важности - сохранение государственного языка.
Учить языку - это воспитывать читателя. Читателя-собеседника. Мишель де Монтень говорил: «Слово принадлежит наполовину тому, кто говорит, и наполовину тому, кто слушает». Любому говорящему нужен слушатель, писателю - читатель, способный оценить мысль и богатство языка!
 Марина Шкробова-Верналис проводит свои поэтические салоны более 30 лет. Начинала как хобби, когда пришла работать в школу после получения своего первого диплома о высшем педагогическом образовании (второй уже позднее она получит после окончания Дипломатической академии при МИД РФ), стала лауреатом конкурса «Учитель года Ульяновской области» в 1991 году, защитила кандидатскую диссертацию по истории, а теперь осуществляет свой творческий проект в разных городах России и за рубежом. «Я выбираю поэзию, - говорит она,- чтобы разговаривать с моими слушателями. «Трудно!» - скажете вы. Трудно, потому что ухо наших детей (да и взрослых) не привыкло к поэзии. И легко, потому что в поэзии есть совершенство формы, смысл и мелодия! Цветаева говорила, что любое искусство, стремясь быть совершенным, хочет быть похожим на музыку! Так и есть! Музыка поэзии быстрее приводит нас к вершинам духа, очищает, как воздух гор, и позволяет быть виртуозными! Кстати, виртуозность поэзии я особенно чувствую, читая Бориса Пастернака. По его стихам можно выстраивать пастернаковские времена года!»
Здесь филологи предложили хозяйке салона начать с зимы: «Февраль! Достать чернил и плакать!» Но она предпочла вначале его осенние строки: «Давай ронять слова, как сад янтарь и цедру...» У этого стихотворения особая ритмика: то отрывисто-сбивчивая, то певуче-нежная. Очень ярко Арнольд подсвечивал эти стихи музыкальными пассажами, обрывая музыкальные фразы на полуслове или устраивая бурю осеннего листопада в сочиненной мелодии. От этого, рассказывает Марина, у нее всегда рождаются новые интонации, и свежесть прочтения становится обретением нового смысла. Лето у Пастернака спелое, с грозой, с вечерним чаем на дачах, и «ночь, гитарой брякнув невзначай, молочной мглой стоит в иван-да-марье...». Зима - философская и снежная. Для жаркого ростовского лета зимние стихи поэта были потоком желанной прохлады и душевного отдохновения.
А завершали мастера слова и музыки Марина и Арнольд свой салон удивительно ярким Игорем Северяниным с той экспрессией и изяществом, которые живут в его стихах.
Полтора часа встречи пролетели незаметно, как бывает, когда люди не могут наговориться друг с другом! Царила откровенность, драгоценное качество, созвучное стихотворению Марины Верналис, строками из которого она завершила встречу:

Когда в тиши пролистываю дни,
Рождаются слова простой
молитвы:
«Осталось время только
для любви!»
Нет времени для ссоры
и для битвы.

Когда сомненья копятся в груди,
Я до себя пытаюсь
достучаться:
«Осталось время только
для любви!»
И времени нет в этом
сомневаться!

Когда встречаю в людях жар
войны,
Мне трудно от подсказки
удержаться:
«Осталось время только
для любви!»
И вовсе нету времени сражаться.

Бег времени - вселенские силки,
Но можно от ловушки
уклониться -
«Осталось время только
для любви!»
Пока жива Любовь, и Время
длится!

Ростовская область