В Литве пришли к выводу, что каденция школьного директора будет длиться пять лет, при этом один директор не сможет оставаться на своей должности дольше двух каденций подряд. При этом в комиссию по выбору директора необходимо включать родителей учеников и социальных партнеров, а самих директоров ждет строгая ежегодная аттестация.
 Эту же практику собираются применить на Украине. Здесь директора школ будут работать по две каденции (по 6 лет) в одной школе. Украинские эксперты считают, что такая ротация обеспечит приток молодых и прогрессивных кадров. Сидение на одном месте в течение долгих лет, по мнению законодателей, расслабляет.
Нельзя сказать, что данная тема не волнует российское педагогическое сообщество. Например, на некоторых форумах часто звучат такие вопросы: а смог бы управлять школой директор в 27-35 лет? Почему в других сферах молодые люди такого возраста могут быть управляющими, а в школе как кто-то становится директором в 45 лет, так до старости и работает? Не нужно ли уступать место молодым? Может быть, они будут лучше управлять, реализуют новые идеи?
Понятно, что ответы на эти вопросы даются самые разные. Кто-то уверен, что есть примеры, когда у руля образовательной организации стоит молодой директор и при этом работает прекрасно и эффективно, но у такого директора часто возникают трудности в общении с теми педагогами, кому за 45-50 лет. Некоторые из них в штыки воспринимают, когда молодежь кого-то из них учит.
Кто-то, наоборот, считает, что директор образовательной организации должен быть лицом узнаваемым, с высокими организаторскими и хозяйственными способностями. Добиться такого за 4-5 лет работы в системе образования крайне сложно. Да и работа директора сама по себе неблагодарная и тяжелая. В 27-35 лет большинству хочется жить нормальной полноценной жизнью, а не тратить каждый день по 12 часов своего времени на решение различных производственных вопросов.
Так получилось, что эта непростая тема была затронута на межрегиональной научно-практической конференции «Профессиональная компетентность современного руководителя в системе образования», которая прошла в Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования. В рамках дискуссии «Профессия - директор школы» рассматривался вопрос, как относятся опытные директора петербургских школ к каденциям и может ли, по их мнению, «засидевшийся» директор затормозить развитие образовательной организации.
По словам директора 2-й Санкт-Петербургской гимназии народного учителя России Людмилы Мардер, над этими моментами думает каждый мыслящий руководитель, который понимает, что новая, свежая волна должна идти в школу, в том числе в такую старейшую гимназию, как 2-я Санкт-Петербургская. Поэтому важно готовить смену. Она, конечно, должна быть другая, но в чем-то похожесть обязательна, потому что резкие изменения коллективу принять трудно. Отношение к делу, отношение к идеологии, которая существует в данной образовательной организации, у нового управленца все-таки должны сохраняться.
Примерно такая же позиция и у директора гимназии №166 абсолютного победителя Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2003 Игоря Карачевцева. Он согласен с тем, что на определенном этапе директор школы может стать тормозящим фактором, но просто уйти трудно, потому что сразу задумываешься, кто придет на твое место, сможешь ли ты через 2-3 года прийти в свою школу и увидеть, что там начался рост, а не, наоборот,  полнейшая стагнация? Поэтому важно, чтобы директор школы воспитал преемника.
Директор школы №257 действительный государственный советник III класса Александр Иванов считает, что есть разные подходы к карьере. Например, кто-то выстраивает вертикальную карьеру как набор высот: победы на конкурсах, получение грантов и так далее. Но где потолок этой карьеры? Сегодня ты победитель, завтра -  начальник отдела образования, а что потом? Председатель комитета по образованию в городе один, министр образования в стране тоже один.
Подход к карьере может быть и иным. К примеру, можно оставаться директором школы, пока ты в состоянии вести новые проекты, менять систему отношений в коллективе, давать возможность учителям строить эти отношения. Здесь управленческий стаж будет только на пользу, ведь у человека есть рефлексия и понимание собственной карьеры как создания новых возможностей в своей организации.
Как полагает директор школы №606 с углубленным изучением английского языка кандидат педагогических наук Марина Шмулевич, успешный директор не может быть тормозом для своей образовательной организации, потому что у него всегда есть те, кто держит его в тонусе и заставляет двигаться. Как ни странно, но это и нерадивые ученики, и родители, которые не всегда могут слышать, и педагоги, которые не всегда согласны с мнением руководителя. Главное умение успешного руководителя и заключается в том, чтобы воспринять эти звоночки, которые часто подсказывают направление движения.
С тем чтобы видеть директора школы в роли кризисного менеджера, когда он должен менять пост руководителя школы каждые пять лет, Марина Шмулевич не согласна, потому что в каждой школе существуют свои тенденции и своя стратегия.
- На Западе действительно считают, что профессиональный управленец может управлять всем - баней, кладбищем, школой, - продолжает мысль генеральный директор негосударственной образовательной организации «Гимназия «Альма Матер» заслуженный учитель РФ Татьяна Щур. - Главное, что он знает общую систему и подходы в управлении персоналом и т. д. Однако и в Европе, и в США совершенно чуждых образованию людей в школе практически нет, потому что образование требует понимания специфики. Да, в Европе директор дольше 5 лет не управляет школой, чтобы он управлял далее, нужно особое решение профильных министерств. Однако нужно учесть, что там существует жесткая система, при которой вырабатывается общая политика в сфере образования, формируются общие подходы и отсюда определяется выбор директоров. На российской почве вряд ли такое возможно, тем более что исходить всегда нужно из того, что полезно школе, что хочет государство от школы, что хотят родители от школы. Согласно этому и нужно назначать директора. Он может вполне успешно руководить школой хоть 30 лет, но для этого, говоря словами Льюиса Кэрролла, нужно бежать вдвое быстрее. Как только ты остановился, начинается отъезд назад. Чтобы директору быть эффективным, нужно знать и понимать, какие новые тренды появляются в политике, в экономике, в социальной сфере, и предлагать новые нестандартные решения.
Конечно, вопрос преемственности в управлении школой является очень важным, но в государственных школах понять, к какой команде перейдет твоя образовательная организация, чрезвычайно трудно. Здесь все зависит от учредителя. Директор - кандидат на расчет, - конечно, может что-то посоветовать, но если учредитель имеет другие виды на эту школу, то советы ему не пригодятся. К примеру, если учредитель хочет, чтобы школа развивалась консервативным способом, то директор в ней может работать много лет, если же считает, что в школе постоянно нужно менять векторы, то тогда здесь будет постоянная ротация кадров.
Свою позицию относительно каденции и торможения высказал и директор лицея №369 Константин Тхостов. На его взгляд, 5 лет - это очень маленький период времени для руководителя образовательной организации, потому что за 5 лет только формируется тот стартовый потенциал, с которым школа заходит на следующие этапы. Не нужно забывать, что жизненный цикл в российской школе 11 лет, и пока он не замкнулся, говорить о качестве образования с точки зрения управления неправильно. Настоящая жизнь управленца начинается на 12-13-й год. Это, к слову, может совсем не совпадать с представлениями об управлении иными экономическими сферами, но для сферы образования важно все-таки опираться на то, что ребенок 11 лет учится в школе и школа несет ответственность за это. Говорить о качественном управлении можно только тогда, когда завершился этот первый цикл. Все остальное для управленца уже идет по пути максимального исправления недочетов, которые на этом одиннадцатилетнем пути возникают.
В то же время Константин Тхостов согласен с тем, что руководитель, который долго стоит у руля, может притормозить развитие школы. Потому что профессиональное выгорание свойственно не только учителям, но и управленцам. В этом случае очень важно использовать все инструменты общественного управления, которые на сегодня предоставляются системе образования. Если школа превращается в авторитарную систему в руках одного директора, это губительно для нее, потому что директор, даже отвечая в образовательной организации за все, не должен руководствоваться исключительно своим собственным единственно верным мнением, это путь в никуда. Как и любой коллектив, школа - это серьезная команда детей, педагогов, родителей, социальных систем, которые ее окружают. Именно в коммуникации формируются те ориентиры, на которые и нужно опираться в своей деятельности. Если директор школы умеет слышать, видеть, общаться, то и профессиональное выгорание ему не грозит, а в школе будут происходить изменения, которые направлены на главных участников образовательного процесса, то есть на детей.
Конечно, всему свое время, но бывают такие директора, которые долгие годы руководят школами, причем очень эффективно. Эти люди достойны уважения и своим примером доказывают, что нет возрастных пределов, а есть умение использовать все механизмы и рычаги, что представлены в педагогической и управленческой практике.

Просто уйти трудно, потому что сразу задумываешься, кто придет на твое место, сможешь ли ты через 2-3 года прийти в свою школу и увидеть, что там начался рост, а не, наоборот,  полнейшая стагнация? Поэтому важно, чтобы директор школы воспитал преемника.
 
Санкт-Петербург