Федеральный закон от 29.12.2012 №273‑ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Закон об образовании в РФ) согласно положениям статьи 1 устанавливает правовые, организационные и экономические основы образования в Российской Федерации, основные принципы государственной политики Российской Федерации в сфере образования, общие правила функционирования системы образования и осуществления образовательной деятельности, определяет правовое положение участников отношений в сфере образования.
Одним из принципов государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования является автономия образовательных организаций (ст. 3 Закона об образовании в РФ).
Правовой статус руководителя образовательной организации определен в статье 51 Закона об образовании в РФ. Согласно части 6 статьи 51 Закона об образовании в РФ права и обязанности руководителя образовательной организации, его компетенция в области управления образовательной организацией определяются в соответствии с законодательством об образовании и уставом образовательной организации.
В соответствии с пунктом 21 статьи 2 Закона об образовании в РФ лица, выполняющие обязанности по организации образовательной деятельности, относятся к педагогическим работникам.
Часть 3 статьи 51 Закона об образовании в РФ содержит ограничение на занятие должности руководителя образовательной организации, которое состоит в запрете занимать указанную должность лицам, которые не допускаются к педагогической деятельности по основаниям, установленным трудовым законодательством (ст. 331, 331.1 ТК РФ).
Положения статьи 351.1 ТК РФ накладывают также ограничения на занятие трудовой деятельностью на иных работников в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних. Данные ограничения установлены для лиц, имеющих или имевших судимость, подвергающихся или подвергавшихся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, а также против общественной безопасности.
Иных ограничений на занятие педагогической и иной деятельностью с участием несовершеннолетних законодательство РФ не содержит.
В статье 7.1 Федерального закона от 25.12.2008 №273 «О противодействии коррупции» определен круг лиц, на которых распространяется действие данного закона. Это лица, замещающие государственные должности Российской Федерации и отдельные должности федеральной государственной службы.
Правовые и организационные основы системы государственной службы Российской Федерации, в том числе статус государственного служащего и ограничения, связанные с гражданской службой, определяются Федеральным законом от 27.05.2003 №58 «О системе государственной службы Российской Федерации».
Статус муниципального служащего и соответствующие ограничения определены Федеральным законом от 02.03.2007 №25‑ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации».
Руководитель образовательной организации и иные педагогические работники не имеют отношения к государственной гражданской службе, не являются государственными служащими, что также следует из положения части 3 статьи 97 Конституции РФ, в которой государственная служба противопоставляется иной оплачиваемой деятельности, в том числе преподавательской и научной.
Статья 10 Федерального закона от 25.12.2008 №273‑ФЗ «О противодействии коррупции» определяет понятие конфликта интересов, под которым понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).
При этом под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) лицом, указанным в части 1 настоящей статьи, и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми лицо, указанное в части 1 настоящей статьи, и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями.
Согласно пункту 33 статьи 2 Закона об образовании в РФ конфликт интересов педагогического работника - ситуация, при которой у педагогического работника при осуществлении им профессиональной деятельности возникает личная заинтересованность в получении материальной выгоды или иного преимущества и которая влияет или может повлиять на надлежащее исполнение педагогическим работником профессиональных обязанностей вследствие противоречия между его личной заинтересованностью и интересами обучающегося, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.
Из вышеизложенного следует, что действие Федерального закона от 25.12.2008 №273‑ФЗ «О противодействии коррупции» не распространяется на педагогических работников, в том числе руководителей образовательных организаций, деятельность которых и правовой статус регулируются законодательством об образовании.

Дежурная по рубрике - Ирина АЛЕКСЕЕВА, правовой инспектор труда Центрального совета Профсоюза работников народного образования и науки РФ