Мы в профсоюзной организации ЮФУ несколько лет изучаем феномен последипломного отпуска, что обусловлено осуществлением общественного контроля и правовым сопровождением студентов при его предоставлении.
Факт наличия последипломных каникул закреплен Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. №273‑ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Согласно части 17 статьи 59 данного Федерального закона «обучающимся по основным профессиональным образовательным программам после прохождения итоговой аттестации предоставляются по их заявлению каникулы в пределах срока освоения соответствующей основной образовательной программы, по окончании которых производится отчисление обучающихся в связи с получением образования». Как правило, нормативные сроки обучения по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры в вузах страны составляют четыре года, пять лет и два года соответственно. Из этого следует, что в случае начала обучения студента в вузе 1 сентября срок освоения соответствующей образовательной программы должен завершаться 31 августа последнего учебного года. В то же время ни для кого не секрет, что все выпускные балы гремят в конце июня - максимум в начале июля.

Как это было?
Использование обучающимся права на последипломные каникулы практикуется уже несколько лет. Накануне защиты диплома студенты, которым это необходимо, пишут заявление о предоставлении им последипломных каникул. После этого выпускник формально сохраняет статус обучающегося, в этот период он по-прежнему продолжает обладать всеми академическими правами. Также в соответствии с Жилищным кодексом РФ у него на весь срок каникул остается право на проживание в общежитии по «студенческим тарифам», а на основании ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» на него распространяется отсрочка от призыва.
Более того, в случаях, когда находящийся в последипломном отпуске обучающийся является бюджетником, он получает положенную ему государственную стипендию. Также в пределах предусмотренных законодательством средств для организации культурно-массовой, физкультурной и спортивной, оздоровительной работы с обучающимися он может реализовать свое право на оздоровление (например, получить льготную путевку в студенческий лагерь), а в рамках выделяемых государством средств на материальную поддержку реализовать свое право на выплату материальной помощи в трудной жизненной ситуации.

Что нового?
Сейчас все перечисленное остается. Однако по нормативно-правовой базе стипендиального обеспечения, действовавшей до 27 декабря 2016 года, обучающиеся в период последипломных каникул получали стипендию минимального, так называемого нормативного размера. Начиная с 2017 года согласно приказу Минобрнауки РФ №1663 за обучающимся, находящимся в последипломном отпуске, сохраняется выплата повышенной государственной академической стипендии и государственной социальной стипендии.
Раньше вузы хитрили, и использование права на последипломные каникулы становилось препятствием выдачи документа об образовании. Без наличия на руках диплома нельзя было подать документы на поступление в магистратуру и аспирантуру. Теперь в соответствии с обновленной 29 ноября 2016 года редакцией Порядка заполнения, учета и выдачи документов о высшем образовании и о квалификации и их дубликатов, утвержденного приказом Минобрнауки России от 13 февраля 2014 г. №112, диплом выдается лицу, завершившему обучение по образовательной программе и успешно прошедшему государственную итоговую аттестацию. Закреплен срок выдачи диплома - не позднее 8 рабочих дней после даты защиты. Таким образом, сегодня использование студентом выпускного курса права на последипломные каникулы не препятствует выдаче диплома.

Две стороны медали
В начале 2017 года представители профсоюза при участии в разработке плана-графика расходования средств стипендиального фонда университета обращали особое внимание финансовых служб на необходимость учитывать расходы на выпускников, которые вероятно используют свое право на последипломные каникулы. При массовом использовании данного права угроза опустошения стипендиального фонда просто неминуема. А если в сентябре резко возрастет количество обучающихся, которые обратятся со справкой на получение государственной социальной помощи? Это возможно - мы же не знаем социальное положение ребят, которые поступят на первый курс.
Кроме того, были проинформированы службы студенческих общежитий. Следовало проработать вопрос потенциальной загруженности общежитий вплоть до начала нового учебного года. А как же необходимый период на санитарную обработку жилых помещений после выселения выпускников? На нее может просто не остаться времени.
Как мы все знаем, реализуя право на последипломные каникулы, некоторая часть студентов выпускного курса занята поступлением в магистратуру или аспирантуру. Важность и значимость поддержки таких ребят очевидна. Им и стипендия выплачивается, и общежитие предоставляется по студенческим расценкам.
Другая сторона медали - возможность воспользоваться государственной поддержкой в период «законного уклонения» от призыва. Здесь возникает вопрос о целесообразности поддержки таких лиц…
Как видите, проблем немало. С одной стороны, нужно всецело поддерживать наших студентов. С другой - необходимо смотреть на ситуацию со всех точек зрения и занимать адекватную, взвешенную позицию.
Как и большинство коллег по всей стране, мы собрали профсоюзный актив, довели актуальную правовую информацию, но в первую очередь попросили обратить особое внимание на социально незащищенные категории обучающихся. Ведь многим ребятам действительно необходимо время для включения во взрослую жизнь, для выхода на рынок труда. Им действительно жизненно необходимы и место в общежитии, и стипендия.
Но где заканчивается грань рационального и начинается лишь потребительское отношение? Как быть в том случае, когда появляется желание «урвать» напоследок у государства, у университета? К сожалению, подобные настроения тоже сущест­вуют.
Как бы это ни выглядело странно, работая в профсоюзной организации, начинаешь понимать важность бережного и рацио­нального использования государственных средств и возможностей. Ведь наша задача не оказать содействие в освоении бюджетных средств, а защитить социальные интересы, обратить внимание административных служб на ребят, которых необходимо поддержать и защитить.