​Вечно изобретать, пробовать, совершенствовать и совершенствоваться - вот единственный курс учительской жизни.
Константин Ушинский

 

Туристско-краеведческая деятельность в корпусе способствует всестороннему развитию личности ребенка. Наверное, все педагоги понимают, что здоровый образ жизни - это норма, а регулярные занятия спортом вообще, кроме благотворного влияния на здоровье школьника, формируют его характер, учат преодолевать жизненные трудности.
Каждый участник делает письменный отчет. Формы отчета разнообразны и многоплановы. Это и подготовка презентаций, докладов и выступлений участников группы перед коллективами класса и школы, и выпуск стенгазеты с фотографиями похода, и подготовка творческого выступления, целого концерта, литературно-музыкальной композиции по тематике, связанной с районом похода и проведенными исследованиями. Еще одной своеобразной формой отчета участников является проектная деятельность по тематике походов и экспедиций, участие с подготовленными проектами в различных конкурсах и конференциях: «Отечество», «Путь поколений», Московский городской экологический форум «Москва в гармонии с природой» и другие. Список этот далеко не исчерпывающий.
Перечень предметов, входящих в школьную программу, обширен, но и материал для исследования в походах безграничен. Темы проектных работ для, казалось бы, далеких от путешествий областей знаний. Однако учитель математики дает задание на тему «Масштаб. Практика измерений на местности» или «Равнобедренный треугольник и его свойства. Соотношения между сторонами и углами треугольника». Учителю физики интересно исследование на тему «Магнитное поле Земли. Работа с компасом». О темах для учителей биологии, географии, истории, изобразительного искусства и говорить не приходится. Животный и растительный мир, экосистемы, экономико-географическая характеристика родного края, рельеф и геологическое строение и многое-многое другое -  все это ждет своих юных исследователей.
Работа ведется еще с младшими воспитанниками, когда у них только начинают формироваться основы познавательной деятельности. Первые несложные работы и проекты в основном были краткосрочными и не требовали серьезной подготовки. «Загадочный мир Малороссии» по произведениям Н.В.Гоголя, «Что в имени тебе моем?», «Улица, на которой я живу» и другие. Став старше, кадеты включились в туристско-краеведческую деятельность нашего корпуса: школа безопасности, спортивное ориентирование и походы различной сложности. Им пришлось осваивать далекие уголки нашей необъятной Родины. И, конечно, не только физическое развитие дала подобная работа. Знакомство с бытом, культурой, языковыми особенностями людей, разных областей РФ. Так как некоторые ребята уже занимались исследованиями, то, попав в новую среду, тут же включились в поиск. Местные диалекты привлекли в первую очередь.
Первый материал и первые идеи появились после похода по Архангельской области. Необычный язык и названия привлекли внимание ребят. Так появилась исследовательская работа по топонимике Пинежского района Архангельской области.
Одно из нашего направления - исследование «Забытыми тропами войны». В год 70-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов были разработаны новые военно-патриотические туристские маршруты, или, как их называют, маршруты по местам боевой славы.
Результаты исследований мы представляем на школьных конференциях, потому что хотим, чтобы не только члены экспедиции знали историю своей страны, но и, самое главное, чтобы интерес к тем далеким событиям был неподдельным, искренним. Обновляем и экспозиции в музее, размещаем материалы на сайтах.
Исследовательская работа «Угра. Описание военно-исторических памятников» стала лучшей среди проектно-исследовательских работ на Московской городской многопрофильной научно-практической конференции «Шаги в экономическую науку»; а в городском конкурсе «Отечество» кадеты стали лауреатами.
Любовь к родному языку продолжаем прививать и на элективных курсах. Вот уже несколько лет существует группа любителей слова «Юный лингвист». Здесь мы начали работу с изучения древнерусского и старославянского языка, а продолжили уже изучением целого пласта уникальных текстов древнерусской литературы. Работать в стенах класса не совсем эффективно, поэтому мы с ребятами осваиваем богатейшие возможности столицы. Побыв, например, в Музее древнерусского искусства имени Андрея Рублева, мы заинтересовались образом Сергия Радонежского. Потом подготовили несколько проектов («Сергий Радонежский в живописи», «Свято-Троицкая Сергиева лавра - центр духовного притяжения») и выступили на международной конференции, посвященной проблемам современного отношения к слову. Учащиеся приобретают необходимый опыт социализации.
Этот проект решает важные задачи духовно-нравственного и патриотического воспитания подростка. Позже появились исследования по уникальному памятнику древнерусской литературы «Слово о полку Игореве»:
1. «Слово о полку Игореве» в живописи». Ребятам пришлось серьезно потрудиться, работая над проектом. Они изучали разные техники живописи, сопоставляли работы разных временных промежутков и проанализировали собранный материал. Данную работу мы проводили совместно с сотрудниками РГБ. Нам были предоставлены редкие книги из собрания библиотеки, организована экскурсия по кабинетам и музею. Все это также внеурочное, более широкое познание мира.
2. «Слово о полку Игореве» в победах и поражениях русского народа».
Неподдельный интерес вызвал роман М.А.Шолохова «Тихий Дон», и ребята уже сами предложили поработать более глубоко с этой книгой. Заинтересовал вопрос авторства романа. По этой теме собрано большое количество материала. Исследовательская работа «Авторство романа «Тихий Дон» привела нас к многолетнему сотрудничеству с фондом Ф.Крюкова. Впоследствии на базе нашего корпуса была проведена Всероссийская практическая конференция с приглашением представителей фонда. Много узнали ребята об истории казачества, об истории Краснодарского края. С участниками военно-патриотического клуба корпуса «Атлант» мы приняли участие на летних каникулах в ежегодном фестивале «Белые голуби Дона». Надеемся, что задачи литературного, экологического, исторического характера мы решим. В этом нам помогает Казачье общество из Великого войска Донского в лице атамана Усть-Медведевского округа Волгоградской области. Мы точно знаем, что вернемся с необходимыми материалами для корпусного музея.
Педагогическая и психологическая ценность экспедиционных исследований - целостное восприятие мира. Нельзя познать мир, не познав себя, - вывод, сделанный самими участниками. Познание строится на общих законах. В этом мы видим проявление метапредметных связей. В этом году изучили материал по развитию нравственных и волевых черт характера кадет в условиях маршрута 1-й категории сложности в районе Хамар-Дабан. С проектно-исследовательской работой по данной теме были приглашены на Всероссийскую конференцию «Паанаярви» в Карелию, где стали дипломантами.
Такая работа - это прежде всего творчество детей, нет ничего ценнее, чем видеть, как загораются глаза детей от новых идей, нестандартных решений, как в их сердцах разгорается интерес.

Ирина РОМАНОВА, учитель русского языка и литературы, воспитатель КШИ №6 МГКК