Ежегодный рост числа детей-инофонов, слабо говорящих или совсем не говорящих по-русски, способствовал расширению сфер деятельности общеобразовательного учреждения. Накопленный в этой области опыт позволил начать работу по созданию адаптивной среды для таких детей, помогающей им включиться в интересную и содержательную жизнь школы, ознакомиться с традициями и обычаями русского народа и других народов России.
В 2006 году на базе школы №1236 ШО №250 было открыто структурное подразделение Школа русского языка, цель которой - обеспечение интеграции детей-мигрантов в образовательную среду и их адаптация к условиям московского мегаполиса.
Обучение русскому языку осуществляется по программе РКИ («Русский язык как иностранный»), начиная с нулевого уровня. В первой половине дня деятельность школы направлена на освоение навыков устной и письменной речи, во второй половине дня - на создание условий для успешной интеграции обучающихся в русскоязычную среду сверстников.
Учащиеся ШРЯ принимают активное участие во всех внеклассных и внешкольных мероприятиях, являясь не просто зрителями, а активными участниками. Тесная связь учебной и воспитательной деятельности школы, совместная работа учителей, педагогов дополнительного образования, родителей и актива обучающихся помогает заложить основы гармоничного развития детей в условиях современной многонациональной Москвы, формирования толерантного отношения к окружающим, любви и уважения к своему и другим народам. Таким образом, за год интенсивного (годичного) обучения у детей-мигрантов формируются навыки владения всеми видами речевой деятельности и социальных компетенций.
Полученные знания в ШРЯ позволяют детям-инофонам погрузиться в образовательный процесс любой общеобразовательной школы. Если они продолжают обучение по общеобразовательной программе школы №1236, ШО №250, для них во второй половине дня предусмотрена языковая поддержка (РКИ). Педагоги и специалисты (логопед, психолог, социальный педагог), работающие с детьми-инофонами, профессионально владеют методикой РКИ, ведут активный обмен опытом с московскими и российскими школами, участвуют вместе с детьми в районных, окружных, городских и международных конкурсах и мероприятиях.
21 февраля отмечается Международный день родного языка (International Mother Language Day). Инициатором создания этого праздника стала организация ЮНЕСКО, которая предложила 17 ноября 1999 года ежегодно начиная с 2000 года отмечать День родного языка, способствуя тем самым не только развитию языковых и литературных традиций, но и сохранению мирового культурного наследия, а также установлению взаимопонимания между народами. По словам нобелевского лауреата И.Бродского, «язык - это важнее, чем Бог, важнее, чем природа, чем бы то ни было иное, для нас как для биологического вида».
При изучении иностранного языка учащиеся сталкиваются с целым рядом фактов, относящихся не к области лексики, грамматики, фонетики или стилистики, а скорее к сферам социальной, бытовой или исторической. Правильное употребление или понимание некоторых слов или фраз предполагает иногда знание их происхождения, ситуаций, в которых их можно использовать, или элементарных сведений из истории, литературы, политической реальности страны изучаемого языка. Поэтому так важно одновременно с изучением языка изучать и культуру его народа - знакомиться с историей, литературой, экономикой, географией, политикой страны, бытом, традициями, психологией.
Школа №1236, ШО №250, активно сотрудничает с Московским институтом открытого образования и посольствами зарубежных стран. Школа русского языка успешно существует 10 лет и показывает высокий уровень востребованности данного вида образовательных услуг. Ведь основное назначение иностранного языка состоит в формировании коммуникативной компетенции, то есть способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка.

Мария ЛАРКИНА, учитель русского языка и литературы школы №1236 имени С.В.Милашенкова, школьное отделение №250