И с неожиданной грустью я подумал о несовершенстве механизма человеческого самопонимания, при котором виртуозы бухгалтеры грустят о несостоявшихся судьбах отважных мореходов, гениальные портные жалеют об утраченных возможностях стать журналистами, а видные врачи-кардиологи считают, что их талант по-настоящему мог расцвести только на театральных подмостках, - профессьон манке, как говорят французы.
Братья Вайнеры



В дошкольном образовании это закладка и развитие волевых качеств, направленных на достижение поставленных целей, решение поэтапных задач в соответствии с возрастом, развитие трудовых навыков, первое знакомство с множеством профессий в доступной игровой форме, первый самостоятельный выбор и оценка полученных результатов. Дополнительные общеразвивающие программы дают возможность понять свой интерес.
Начальная школа: первые навыки применения полученных знаний на практике, осознанная работа в команде, самостоятельный выбор своей роли в общей деятельности. Первая осознанная оценка своих желаний и возможностей, первая самостоятельная постановка задач для достижения цели, движения вперед. Внеурочная деятельность и дополнительная общеразвивающая программа «Вторая половина дня» дают возможность классному руководителю бережно направлять, поддерживать и вести каждого ребенка по пути его выбора. Программа составлена таким образом, что каждый ее модуль работает на формирование и развитие навыков, необходимых школьнику и выпускнику для построения траектории обучения и своего будущего.
Средняя школа: изучение информационных технологий, изучение возможностей информационного пространства, современные знания о профессиях XXI века. Активное участие в проекте Smart Course #ЛЮБИДЕЛАЙ, проекте «Школа новых технологий» дает возможность школьникам на практике ознакомиться с профессиями, встретиться со специалистами в различных областях науки и техники. Выбор дальнейшей траектории обучения проходит на основе анализа своих интересов и возможностей, когда многое уже знаешь и умеешь.
В старшей школе: индивидуальный учебный план, выбор предметов углубленного изучения, элективные курсы, участие в проекте Департамента образования «Профессиональное обучение без границ» (получение специальности рабочего или служащего) - все работает на интерес ученика, реализацию его планов на будущее. Современное школьное образование нельзя разделить на основное и дополнительное. Только все вместе учит, развивает, воспитывает. Предпрофессиональное образование, выстроенное как системное и непрерывное на всех ступенях дошкольного и школьного образования, согласуется с учебной мотивацией школьников и связывает интересы в учебе с будущим профессиональным обучением и профессией.
«В том, что касается будущего, я повторяю одно: за что бы вы ни взялись, главное - будьте преданы своему делу до конца. Не обязательно достигать какого-то звездного успеха, но быть честным перед самим собой в выбранной профессии - обязательно» (Роберт Де Ниро).

Светлана БОЛДЫРЕВА,
старший педагог-организатор школы «ШИК 16», почетный работник общего образования