Планетарий нашей школы - это многофункциональное помещение, которое активно используется в реализации инвариантной и вариативной частей учебного плана ОУ.
Современное оборудование позволяет использовать школьный планетарий по следующим направлениям:
- учебная деятельность (использование в качестве наглядного пособия на уроках окружающего мира, интерактивные просмотры фильмов, естественно-научные беседы, викторины, конкурсы, игры-путешествия);
- внеклассная или внеурочная деятельность (демонстрация научно-познавательных фильмов, экскурсии и лекции для разных возрастных групп - групп дошкольного отделения, классов начальной, средней и старшей школы и групп социализации и развития, тематические обсуждения и дискуссии после просмотра научно-популярных фильмов, творческая мастерская на космическую тематику);
- проектная деятельность учащихся (мини-проекты на уроках окружающего мира и кружковых занятиях, тематические индивидуальные и групповые проекты к знаменательным датам, связанным с космонавтикой);
- кружковая и клубная работа с учащимися (занятия в естественно-научных студиях и кружках, обучение учащихся экскурсионной работе, исследовательская деятельность; создание макетов и моделей);
- музейная работа (собирание и создание экспонатов, связанных с изучением Земли и космоса, взаимодействие с родителями, встречи с интересными людьми (космонавтами, инженерами, путешественниками).
Знания, не полученные пассивно от учителя, а добытые в самостоятельной деятельности, позволяют обучающимся применять их при выполнении практико-ориентированных заданий в незнакомых, порой проблемных ситуациях. Уроки, проводимые учителями в планетарии, побуждают учащихся мыслить, анализировать, делать выводы, основываясь на данных самостоятельно проведенного эксперимента, исследования.
Ответить на вопросы о состоянии и изменении погодных условий, научиться производить точные измерения с помощью приборов и оборудования, а также научиться делать прогноз погоды поможет настоящая метеостанция. Почувствовать себя настоящим астрономом, заглянув в глубины космоса, можно с помощью профессионального телескопа. Карта звездного неба не только открывает мир легенд и мифов, а дает необходимые знания по ориентированию на местности и определению сторон света по звездам. Просмотр научно-познавательных фильмов на специальном оборудовании в куполе мобильного планетария позволяет учащимся создавать атмосферу полного погружения в изучаемый материал и совершать интерактивные путешествия по Вселенной. Все это мотивирует ребят к более глубокому изучению в школе окружающего мира и предметов естественно-научного цикла.
Одним из важнейших требований ФГОС к достижению планируемых результатов в начальном образовании является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие умений учиться. Овладение УУД происходит в рамках деятельностного подхода. Системно-деятельностный подход - методологическая основа стандарта начального общего образования нового поколения. Он нацелен на развитие личности и может быть реализован с помощью проектной деятельности учащихся.
Планетарий нашей школы активно используется для реализации именно проектной деятельности, в которую вовлекаются учащиеся всего комплекса на всех ступенях образования. Созданная в кабинете музейная атмосфера за счет уникальных экспонатов, относящихся к астрономии и космической отрасли, знакомит учащихся с Землей и небесными объектами, методами познания мира на протяжении существования человечества. А интерактивные фильмы в планетарии позволяют узнавать интересные сведения о звездах и созвездиях, об особенностях планет и их спутников, о Солнечной системе и галактиках.
Дошкольное отделение использует ресурсы планетария для реализации творческих проектов, как индивидуальных, так и коллективных. Начальная и средняя школа делает упор на научно-исследовательскую работу, проводимую с учащимися на уроках окружающего мира и во внеурочное время. Все это мотивирует ребят к более глубокому изучению в школе предметов естественно-научного цикла.

Мария РОМАНОВА, учитель информатики, педагог-организатор школы №1494