Современные технологии сделали финансовый рынок достаточно прозрачным для обывателя. Ускоренное развитие процесса повышения финансовой грамотности населения является вполне закономерным, поскольку надлежащий уровень финансовой грамотности способствует повышению уровня жизни граждан, развитию экономики и повышению общественного благосостояния.
Базовые финансовые понятия сопутствуют жизни человека начиная с периода детства. Современные правовые рамки позволяют с шестилетнего возраста заключать сделки (например, покупка хлеба в магазине) от своего лица, в 14 лет человек получает паспорт и, следовательно, имеет право делать банковские вклады, заключать с некоторыми ограничениями трудовые договоры с работодателями. Подобные атрибуты экономической свободы требуют от общества создания системы финансовой грамотности для населения, которая может оказать помощь в ранней социализации подростков, заменить в определенном смысле социальное научение в этой сфере в рамках семьи, в которой отсутствует данный социальный опыт. Под финансовой грамотностью следует понимать начальные умения по сбережению денег, страхованию рисков и жизни, инвестирование личного капитала. Иначе управлять своими деньгами так, чтобы обеспечить финансовую независимость при помощи тех финансовых инструментов, которые появляются на рынке, и при помощи тех навыков обращения с деньгами, которые помогают сохранять, зарабатывать и приумножать те средства, которые имеет человек.
Основные знания и навыки по расходам и доходам в домашнем хозяйстве прививаются подростку с использованием социального опыта семьи. Как показывают практика и некоторые заключения, которые можно сделать на основе анализа общедоступных результатов социологических опросов, культурой составления личного и семейного бюджета владеют всего, по разным оценкам, не более 15-20 процентов  россиян трудоспособного возраста.
Исходя из существующей законодательной базы РФ, а также принимая во внимание важность и необходимость социализации подростков в сфере управления личными финансами, капиталом, собственностью, авторскими правами, интеллектуальной собственностью, необходимо очертить рамки и основные понятия финансовой грамотности как одной из ключевых компетенций современного взрослого человека. Под данной компетенцией следует понимать наличие у несовершеннолетнего знаний, умений и навыков по получению легального дохода, оформлению сделок, пониманию последствий совершаемых операций на финансовом рынке, уплате необходимых налогов, страхованию сделок и личной ответственности, страхованию жизни, инвестирования в существующие финансовые инструменты, использованию в бытовых целях текущего расчетного банковского счета, использованию дебетовой пластиковой банковской карточки при осуществлении платежей, наличие представлений о различных формах обращающихся ценных бумаг, прав и обязанностей владельцев ценных бумаг.
Важнейшую роль также играет наличие у подростка знаний в области информации и информатики, устойчивых навыков по поиску интересующей его информации в доступных источниках в глобальной сети Интернет, использованию для анализа и планирования управления деньгами и личным капиталом с помощью электронных таблиц.
В России существует несколько подходов к организации системы повышения уровня финансовой грамотности. Нашей школе удалось получить в партнеры Центральный банк Российской Федерации, который осуществляет с 2014 года содействие в распространении программ повышений уровня финансовой грамотности школьников, выпустив учебное пособие «Основы финансовой грамотности». В составе этого УМК имеются также методические рекомендации для учителя и рабочая тетрадь для ученика. Пособие простым и доступным языком позволяет построить необходимый диалог с учащимися, дать им представление об их будущем финансовом мире, рисках и опасностях безудержного потребления и закредитованности, готовит к формированию привычки вести собственный бюджет, понимать рыночный характер инфляции и ее учет при формировании накоплений. Данная инициатива опирается и на рекомендации Министерства образования и науки РФ по внедрению в рабочие программы обществознания модулей повышения уровня финансовой грамотности. Головной орган образования в России даже внес изменения в ПООПы для основного и среднего образования, закрепив в них новые дидактические единицы в сфере финансовой грамотности.
Такое партнерство позволило начать апробацию в нашей школе соответствующего курса как в старшей школе, так и в начальной. Тем более что в курсе имеется возможность применения математических способов подсчета величин расходов и вычисления процентов налоговых платежей и доходности инструментов инвестирования и страхования. Апробация прошла успешно, и мы готовимся к внедрению данного курса уже в штатном образовательном режиме.

Вячеслав КРЫЛОВ, председатель управляющего совета школы №1494