​Никакое дело нельзя хорошо сделать, если неизвестно, чего хотят достигнуть.
Антон Макаренко

Все новое на практике часто оказывается хорошо забытым старым. На протяжении десятилетий в педагогике использовались опыт и идеи С.Шацкого, А.Макаренко, И.Иванова. В наши дни в процессе коренного преобразования работы образовательного учреждения школьное самоуправление выходит на качественно новый уровень. Перед педагогами-организаторами современного образовательного учреждения встает вопрос: какая модель школьного самоуправления наиболее приемлема, какие классические принципы можно использовать и сейчас, а что неизбежно устарело? «Сенат», «парламент», «совет» - разные слова, которые на деле обозначают одно и то же - орган школьного самоуправления. «Министры», «председатели» и «президенты» возглавляют эти органы ученического самоуправления по всей стране. В корне у любой системы заложена модель организации управления государством. Ведь школа по своей сути - это и есть целое государство, жители которого - ученики. Их работа делится на сектора - спорт, досуг, здравоохранение, наука и так далее. В рамках школьного самоуправления дети получают возможность влиять на содержание образования, на процесс разработки, принятие и реализацию локальных нормативно-правовых актов школы, отстаивать свои права и интересы в ней. Эта «игра» во власть может принести как благо, так и разрушение для воспитательной работы в образовательной организации. Ведь решающим фактором будет личность лидера, за которым потянутся и остальные ученики.
Войти в состав юных управленцев - это должно стать почетной миссией. Организаторы воспитательного процесса должны создать такую атмосферу, в которой все участники знают своих лидеров в лицо, их должны выбирать, а значит, им должны действительно доверять, чтобы в последующем хотеть на них равняться. Единую модель, на мой взгляд, создать невозможно, так как у каждой школы в приоритете окажутся свои индивидуальные потребности, есть свой опыт. Школа «ШИК 16» не исключение, у нас тоже есть и опыт, и свой неповторимый фундамент. На протяжении многих лет в школе функционировал «сенат». Были и выборы, и министерства... Но в какой-то момент система дала сбой, начала пробуксовывать и перестала функционировать. Думаю, что причина заключалась в неготовности всех педагогов принять правила игры под названием «сенат», а это очень важный фундамент любой идеи, любого общешкольного проекта.
Чтобы сегодня заключить все в новую и эффективную рабочую систему, требуется время, но главное - начать. Собравшись с мыслями и силами, в начале учебного года мы разработали следующую модель: в центре такой орган самоуправления, как актив. За связь с общественностью в нашей модели школьного самоуправления должен нести ответственность такой орган, как совет старост. У школьного актива, как и у совета старост, должны быть свои лидеры - председатель и заместители. Анализируя этот год, скажем честно, не все работало так, как хотелось бы. Но начнем с положительного опыта. Школьный актив участвует в организации и проведении ряда общешкольных мероприятий (День учителя, день рождения школы, Масленица), совет старост инициировал введение дежурства по школе и участвовал в разработке его положения. Что касается минусов, их не так много, но есть основной - ученики, входящие в совет старост, в большинстве своем также оказались и в составе актива, общая численность которого не превышает 30 человек.
В каждом мероприятии принимали участие разные активисты. Поэтому привычнее было бы их назвать советом временного дела. Оказалось невозможным соблюсти четкое разделение по секторам и организовать выборы ответственных, с которыми в дальнейшем можно было бы планировать, анализировать, вносить корректировки в план действий. У педагога-организатора должен быть четкий перечень дел для ребят, только в этом случае участники школьного самоуправления будут постоянно активны: они понимают, что у них есть право выбора и право голоса, они осознанно принимают решение и несут за него ответственность. Учитывая полученный опыт, я уже сейчас продумываю дальнейшую работу и, возможно, в конце следующего учебного года смогу поделиться своей успешной моделью школьного самоуправления.

Елена ХОДАК, педагог-организатор, руководитель школьного пресс-центра «СМИ-ШИК» школы «ШИК 16»