Приходится часто слышать от своих коллег-учителей: «Я ничего не успеваю», «Я опять не успел» - и так все время в разных вариациях, но мы себе это как-то объясняем и большей частью сочувствуем друг другу: «Не успел, ну бывает, ничего, может быть, завтра, может быть, позже, может быть, когда-нибудь успею догнать, сделать, изменить, завершить, а может, никогда, но ничего страшного, подумаешь, не успел...» Но никто из нас, взрослых (руководителей, педагогов, родителей), не называет себя неуспевающим, это «почетное звание» мы крепко-накрепко привязали к детям, которым не можем помочь ни дома, ни в школе.
Вот только некоторые симптомы, возникающие у детей в ответ на утрату доверия к миру взрослых (в том числе к учителю), на почти постоянное ощущение тревоги и опасности, дискомфорт и одиночество:
- невротические реакции;
- вредные привычки;
- неуспеваемость в школе;
- негативизм, непослушание;
- уход в неформальные группы;
- злоупотребление ПАВ;
- уходы из дома, бродяжничество;
- ранние половые связи;
- игромания и интернет-зависимость;
- антивитальное поведение.
Все эти детские «недетские» проблемы взаимосвязаны и не могут быть решены отдельно друг от друга. В их основе лежат сложные многомерные социальные процессы, которые приводят к ослаблению связей между родителями и детьми, учителями и детьми, семьей и школой.
Наша школа в ее лучших традициях оставалась на протяжении многих лет одним из условий гармоничного развития человека. Так повелось, что школа, как и семья, - особая солидарность людей, в основе которой лежат социокультурные права и ценности.
Преодолеть любые противоречивые тенденции можно только при пристальном внимании взрослых, обращенном на ребенка, при всей широте учета проблематики развития его уникальной личности как в системе образования с интенсивным использованием ИКТ-технологий, так и в условиях их ограниченного применения. А вот ответ на вопрос, кто должен и может проявить это внимание и оценить состояние и потребности каждой развивающейся личности в процессе образования, снять напряжение, помочь, посоветовать, защитить и понять, пока остается открытым. И ведь есть в каждой школе и должности такие, да и в функционале прописано, только всегда ли выполняется... И опять «я ничего не успеваю»: «неуспевающие» взрослые - родители, учителя, воспитатели, классные руководители, социальные педагоги и педагоги-психологи. Это наша коллективная ответственность. И с этим трудно спорить. Сегодня стало очевидно, что даже частичное сокращение в ФЗ №273 воспитательных функций школы привело к снижению личной ответственности педагогов за реализацию важнейших задач, направленных на обеспечение позитивной социализации обучающихся. Сейчас самое время провести коррекцию и исправить, наверстать упущенное в отношениях школы и общества. Но кто-то ничего не потерял и не забыл, лично вкладывается в каждого ребенка и сам на себя берет и несет эту самую ответственность за каждого ребенка каждый день.
Можно поставить точку. Только тогда зачем еще раз заводить разговор о том, что всем давно известно? Ведь это очень трудно - в суете школьных будней и домашних дел не забыть о формирующейся личности ребенка, успеть его услышать, понять, дать почувствовать свою любовь, внимание, соучастие в его жизни и взрослении. И такие люди есть в каждой школе, а в большой школе их много. Есть они и у нас в школе района Марьина Роща. Они очень разные - эти прекрасные учителя и педагоги, они ведут разные учебные предметы, их профессиональный стаж и жизненный опыт тоже не совпадают, но их объединяет то, что они ведут детей по жизни, они классные руководители. Смотрю на них и не перестаю восхищаться: Ирина Валерьевна Смирнова, Наталья Леонидовна Абдалова, Татьяна Анатольевна Воробьева, Алия Касимовна Грачева, Елена Игоревна Трофимова, Ольга Владимировна Ляхова - начальная школа, где все непросто: много детей с ОВЗ, а это адаптированные программы, да и другие дети есть, которые требуют повышенного внимания и заботы. А в средней школе, где жизнь кипит, а дети уже не дети, но еще и не взрослые, какие есть замечательные классные руководители: Хасан Эльдарович Мусин (учитель математики), Ирина Михайловна Герасимова (учитель биологии), Галина Пантелеевна Кобцева (учитель немецкого языка), Валентина Борисовна Бушковская (учитель музыки), Людмила Ивановна Чайкина (учитель физики), Ирина Викторовна Гаевская (учитель английского языка), Елена Георгиевна Никитина (учитель математики), Наталья Владимировна Маркова (учитель математики), Юлия Михайловна Наумова (учитель английского языка), Ольга Михайловна Корскова (учитель математики). Они успевают всегда и везде - и математике, и физике, и иностранному языку детей учат эти педагоги, а классное руководство для них - это предмет особый, он не отнесен ни к одной предметной области и не заканчивается после выполнения последней строки в плане воспитательной работы. У этих педагогов нет готовых формул успеха, зато есть особые свойства души: интуиция, терпение и огромная чувствительность, чтобы суметь взглянуть на мир глазами ребенка, помочь каждому ученику найти себя и свое место в жизни.
Эти педагоги - наше достояние. Именно через них проходит связующая поколения нить и сохраняются лучшие традиции московской школы. Они твердо знают, что только пристальное внимание к детям и постоянное общение с ними - единственная реальная возможность для человека не только увидеть будущее, но и создавать его.

Ольга БУЛАНОВА, руководитель службы социализации и воспитания гимназии Марьина Роща имени В.Ф.Орлова, кандидат психологических наук