В «Хохлатом ибисе» все это вырисовано графически, без лишних красок - цвет приглушил бы тоску и красоту этой картины. Впрочем, цвет появляется в картине дважды, в самом конце. Сначала он возвращает героев в детство. И, конечно же, в финале, чтобы зритель смог по-настоящему оценить великолепие окраски того самого пресловутого хохлатого ибиса, из-за которого, казалось бы, весь сыр-бор.
Сюжет, по задумке сценариста Ли Юн, незамысловат. Он и не должен отвлекать от главного. Журналист Винс Кан (в исполнении актера Гао Цзыфена) едет в родное село, чтобы сделать репортаж об обнаруженной там птице. Она символ Китая и водится только в экологически чистых районах, следовательно, птица наиредчайшая. И вдруг прилетела. И по странному стечению обстоятельств именно туда, где он рос.
Это его второй приезд сюда, после того как он вырос и перебрался в Пекин, это его второе журналистское расследование, которое приводит его в родные пределы. Благодаря первой публикации Кана здесь закрыли цементный завод, он загрязнял воздух. Возможно, появление хохлатого ибиса и связано с тем, что жить в этих местах стало лучше?
Но как же часто благородные помыслы приводят к трагическим событиям! Выясняется: в период бездействия завода жителям села дома работать было негде, из-за этого кто-то вконец обнищал, кто-то уехал на заработки. Оставшийся без присмотра родных, погнавшихся за длинным юанем, умирает учитель Кана. А сын его юношеской любви получает увечье, до конца жизни превратившее этого почти еще ребенка в калеку. Завод же снова запущен. И приезд репортера вызывает шквал эмоций: зависть - он единственный из класса поступил в университет и живет в столице, панику - опять закроют производство, и на сей раз, по-видимому, навсегда, воспоминания - школьные соперничества, любовные томления, пророчества учителя.
Учитель здесь фигура сакраментальная. Помните восточное «даже не смей наступить на его тень»? Почитание, почитание и еще раз почитание. И обиды, жестокие, глубинные. Нынешнего предпринимателя, самого уважаемого и богатого человека села, основавшего, собственно, этот злополучный цементный завод, учитель презирал и считал ничтожеством. Став взрослым и состоятельным, немилый сердцу наставника ученик взял на себя заботу о брошенном родными старике. Винс Кан, напротив, был для сельского гуру светом в окошке, о блистательной судьбе умного ребенка учитель говорил много и охотно. И когда в интернат, где жили школьники, приехал отец Винса, проделав долгий тяжелый путь на велосипеде, чтобы сообщить, что мать при смерти, учитель его даже не впустил во двор, дабы ничто не смогло отвлечь мальчика от учебы. О смерти матери усердный ученик узнал только после окончания школы. И вот ему завидуют - он живет в Пекине, в закуточке-квартире в одной из бесконечных тоскливых многоэтажек, брошенный женой и ребенком, пресмыкающийся перед работодателем. Да, пожалуй, блестящим его положение кажется только с точки зрения земляков.
А самому Кану то и дело чудится, что старик учитель на вершине соседней горы оглашает окрестности некой песней-молитвой, что зовет его за собой и пытается что-то поведать. К слову, пейзажи в этом фильме потрясающие. Да где же еще поговорить об экологии, как не здесь, где фоном для разговора служат величие гор и великолепие природы! Но картина не дает однозначного ответа, который позволит заявить в лоб: экология важнее всего, надо избавляться от завода и строить заповедник для уникальной птицы. Фильм о том, что экология - это не только то, что нас окружает, она еще и в душе, и те решения, которые на первый взгляд кажутся единственно верными, зачастую оборачиваются бедами гораздо более весомыми, нежели мусорный ветер с цементного завода. Ведь, невзирая на него, ибис-то все-таки прилетел! И вот главный герой спрятал подальше свою журналистскую принципиальность и решил помочь землякам, перед которыми в долгу. Потому что это люди, для которых хорошие человеческие отношения смогут сделать окружающую действительность благоприятной, даже не превращая ее в заповедник.
Лента хороша тем, что заставляет пересмотреть свое отношение ко многим вещам и проблемам. Это третья полнометражная работа режиссера Лян Цяо. Фильм необычный, и, как сказала одна из зрительниц кинофестиваля, его надо показывать в каждой российской школе. Он честный. И он о каждом из нас.