История Международного культурно-образовательного форума разновозрастных сообществ государств - участников СНГ «Диалог поколений» начинается с 2012 года. Как рассказала научный руководитель форума, заместитель директора филиала Института управления образованием (ИУО РАО) в г. Санкт-Петербурге доктор педагогических наук Марина Якушкина, тогда научная группа лаборатории теории формирования образовательного пространства СНГ заинтересовалась темой, связанной с  новым явлением в дополнительном образовании и в досуговой деятельности. Этим новым образовательным субъектом стали  объединения детей и взрослых, которые были мотивированы на создание собственных образовательных маршрутов. Стало понятно, что темой нужно заниматься серьезно и последовательно.
Первый форум, учредителями которого стали ИУО РАО, Межпарламентская ассамблея государств - участников СНГ, парламент Кыргызстана, состоялся в 2013 году на озере Иссык-Куль.  Это был своеобразный лагерь, где участниками были дети и разновозрастные категории взрослых.  Примечательно, что первый форум был посвящен теме образования, и на его площадке было разыграно некое подобие юношеской «восьмерки», когда дети сами выбрали министров и начали формировать свои министерства. По окончании работы форума именно от детей поступило предложение разработать и принять меморандум - обращение к настоящим министрам стран Содружества. К слову, документ, отражающий мнение детской аудитории, послужил   отправной точкой для дальнейшего формирования программы. Главным  в ней стал событийный подход.
- Каждый раз, думая о программе форума, мы искали какие-то инновационные технологии, пытались найти скрепы, которые могли  сформировать поле общения между делегациями и международными командами, - говорит Марина Якушкина. - Есть такой интересный оптический эффект: когда смотришь на рисунок издалека, то видишь только одно изображение, но при приближении появляется много новых планов. Так получилось и у нас: оказалось, что помимо главной цели    у детей и  у взрослых возникают иные задачи,  иногда они пересекаются, а иногда расходятся. К примеру, на втором форуме дети стали инициаторами большого количества практических занятий,  связанных с ремеслами разных народов.
Совершенно новая задача была озвучена на одном  из форумов азербайджанской делегацией.  Ребята и их педагоги заявили, что едут прежде всего ради изучения русского языка, им нужен активный языковой опыт общения со сверстниками.   По мнению Марины Якушкиной, благодаря таким эффектам разрабатываются и формируются задачи форума.  Но при этом основой основ остается создание нового поля общения между детьми и взрослыми. Оно всегда   разное и очень интересное. Например, форум этого  года  был посвящен проводимому  в странах СНГ Году семьи  и проходил  под девизом: «Семейные ценности и семейные традиции».  В программу были включены  встречи с многодетной семьей, с представителями педагогической династии, рассказы о семейных реликвиях, мастер-классы  по изготовлению  национальных сувениров,  творческие практикумы, тренинги, экскурсии  и т. д. Темы проектов были также посвящены традициям семейного досуга. Так, ребята вместе со взрослыми создавали домашний кукольный театр, рисовали портрет своей семьи, организовывали домашний концерт, проводили игры для всей семьи, а также придумывали атрибутику форума.
Светлана Давыдова, методист ДДЮТ «На Ленской» из Санкт-Петербурга, впервые попала на форум, когда он проходил в Кыргызстане. Увидев, как  общаются и вместе работают дети из разных сообществ и стран, как они потом становятся одной семьей, с радостью приняла предложение стать участником «Диалога поколений»-2017.  Признается, что это был потрясающий культурный ликбез, когда  каждый вечер каждая страна представляла свои традиции. Понравилось то, что на форуме было много игровых моментов, развивающих умение  работать в команде, взаимодействовать.
Нужно заметить, что работа в международных проектных группах - это своеобразный экзамен для детей и для взрослых, поскольку группы формируются произвольно.  В них участвуют представители разных национальностей. Как заметил одиннадцатиклассник из «Назарбаев интеллектуальной школы» города Тараз (Казахстан) Ильяс Иса, поначалу у ребят была некая настороженность по отношению друг к другу, однако в ходе работы над проектом все  сдружились так,  что  не важно было, в  какой делегации ты сюда  приехал.
  Единение как признак семейственности - эффект каждого форума независимо от темы, которой он посвящен.  Вообще на эффекты в педагогическом и психологическом понимании этого слова форум не скупится, и многие из них, по признанию Марины Якушкиной, в чем-то даже неожиданны для организаторов.  Никто, к примеру,  не ожидал, что у детей родится инициатива обучать взрослых.
В рамках «Диалога поколений» создаются  условия, когда человек соприкасается с иной формой образования. Как он к ней относится? Принимает или нет? Неформальное общение и неформальное образование - это, собственно, шанс  научиться новому, что-то изменить в себе... Кроме того, у педагогов и детей есть возможность принимать участие в   заседаниях Общественного совета Базовой организации государств - участников СНГ по образованию взрослых и просветительской деятельности и высказывать свою позицию по той или иной проблеме. Например, в этом году на форуме поднимались серьезные вопросы, касающиеся стандартизации среды дошкольного образования, а также вопросы культурно-образовательного семейного досуга.

Статфакт

В работе форума государств - участников СНГ «Диалог поколений» приняли   участие более 100 старшеклассников, их родителей и педагогов из Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, России, Таджикистана, Узбекистана, Финляндии.

Санкт-Петербург