По словам Ольги Васильевой, нынешняя система, при которой школы подчиняются муниципалитетам, неэффективна и требует перемен, в частности, для укрепления вертикали управления.
- Нынешний исторический период требует огосударствления школ. В настоящее время они находятся вне государственной опеки и заботы, 42 тысячи школ не подчиняются ни министерству, ни регионам. При этом каждый ребенок должен получить доступное базовое образование, - подчеркнула министр.
По ее мнению, предлагаемая реформа позволит существенно улучшить администрирование финансовых средств, направляемых на реализацию общеобразовательных программ, и создать единое образовательное пространство. Реформа начнется с пилотного проекта, в котором уже выразили желание участвовать 16 регионов.
Глава Комитета Госдумы по образованию и науке Вячеслав НИКОНОВ заверил, что депутаты готовы совместно с министерством разрабатывать соответствующие поправки. А что думают об этих планах наши эксперты?

Сергей КОЧЕРЕЖКО, абсолютный победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2015:
- Ольга Васильева высказала, на мой взгляд, достаточно интересное предложение. Реализовать его будет трудно, в том числе из-за сопротивления имеющейся системы. Но у предлагаемого подхода налицо ряд плюсов: это значительно удобнее с точки зрения управления сетями сельских школ, организации инфраструктуры, это ликвидирует двойную административную структуру управления. Как отмечает Ефим Коган, долгое время возглавлявший Министерство образования и науки Самарской области, региональное управление школами позволяет ликвидировать образовательные границы между муниципалитетами, решать через систему образования задачи не отдельного муниципалитета, а всего региона. Очень интересно, как сложится будущее этой инициативы.

Светлана ДОЛЖЕНКОВА, лауреат Всероссийского конкурса «Успешная школа»-2016, директор Казанской специальной школы-интерната, ст. Казанская, Ростовская область:
- Тема перехода общеобразовательных школ с муниципального уровня управления на региональный сейчас очень актуальна. Однако для нашего учреждения это нововведением не является. Большинство учреждений государственной поддержки детства Ростовской области, в том числе и наше, в 2002 году были переданы в региональное подчинение. Я работаю директором с 2008 года, поэтому у меня нет возможности сравнить, что и как было до перехода.
На мой взгляд, региональное подчинение предполагает бoльшую самостоятельность и бoльшую же ответственность руководителя образовательной организации. Решение финансовых, кадровых, бытовых и многих других вопросов полностью лежит на плечах руководителя учреждения.
Мое личное отношение к предлагаемой реформе неоднозначное, но всем понятно, что в любом решении есть и положительные, и отрицательные стороны. Не случится ли так, что местные власти почти откажутся участвовать в жизни государственных школ, мотивируя свое поведение слоганом «Вы же не наши!»? Не приведет ли такое решение к массовому слиянию или исчезновению маленьких сельских школ? Смогут ли региональные власти найти оптимальные инструменты и механизмы для управления выросшим в десятки раз количеством подчиненных образовательных учреждений?
Вопросов очень много, но посыл у реформы скорее всего положительный: необходимо создавать единое государственное образовательное пространство с едиными программами, учебниками и требованиями! А творческий педагог, используя современные педагогические технологии, легко сможет заинтересовать своим предметом любого ученика, невзирая на подчиненность учреждения.

Елена ШАРАПОВА, директор барнаульской школы-интерната №6, Алтайский край:
- Поскольку я руковожу школой, которая давно подчиняется региональным органам управления, могу заявить, что нам это дает больше возможностей, чем если бы мы находились под муниципалитетом. Как минимум это статус, как максимум - финансирование. Все-таки регион в целом всегда более богат, чем муниципалитеты в отдельности.

Анатолий КУГАЕВСКИЙ, заслуженный учитель РФ, победитель конкурса «Учитель года»-2005 Тюменской области, учитель математики Тюменской физико-математической школы:
- Мне кажется, это ошибочное решение. Региональное подчинение напрямую связано с едиными подходами в плане финансирования всей сети учреждений. А как мы знаем, даже внутри одного региона все далеко не одинаково, одни муниципалитеты более богаты, другие - менее, а уравниловка будет означать, что одни станут жить за счет других, и это несправедливо. Я все-таки за то, чтобы в каждом конкретном месте, где есть особые условия жизни (а страна у нас очень разнообразная!), были свое финансирование и свои органы управления. Региональная власть вряд ли сможет учесть все нюансы каждой образовательной организации, находящейся в ее подчинении. Муниципалитетам сделать это гораздо проще.

Екатерина ФИЛИППОВА, народный учитель РФ, абсолютный победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России»-1996, учитель французского языка школы №34, Рязань:
- Идея, конечно, интересная, но возникает много вопросов: как это отразится на качестве управления и образования, на объемах финансирования, на размерах заработной платы и так далее? Поэтому не могу сказать однозначно, я «за» или «против». Если переподчинение школ приведет к тому, что все учителя в регионе будут получать одинаково большую (а не одинаково маленькую!) зарплату, если все школы станут материально оснащаться по высшему классу, то, разумеется, тут нет никаких возражений. Но есть опасность, что все сведется к некому усредненному варианту, то есть у одних срежут, другим добавят. Я давно говорила, что поскольку все мы, по всей стране, выполняем общую для всех задачу по созданию единого образовательного пространства и предоставлению единых возможностей для каждого ребенка, то и зарплаты у нас также должны быть единые, то есть одинаково большие. Например, как в Москве.