Программа съезда, организаторами которого стали Департамент образования, науки и молодежной политики Воронежской области и Воронежский институт развития образования (ВИРО), состояла из пленарного заседания и работы секций. Среди выступающих были гости: заведующая лабораторией развития общего образования Центра развития образования РАО Юлия Соловьева и председатель Тверского регионального отделения и член президиума Ассоциации учителей и преподавателей химии России, доцент кафедры химии Тверского государственного технического университета Александр Соболев. Их выступления воронежские педагоги слушали с особым вниманием, так как речь шла о практической реализации, об опыте и особенностях существования профессиональных сетевых сообществ учителей и преподавателей.
Для воронежцев опыт коллег из Твери оказался очень востребованным, так как на базе ВИРО сейчас создается своя региональная платформа работы сетевых сообществ, а некоторые из них, например Ассоциация IT-активных педагогов Воронежской области, уже успешно развиваются. В результате работы съезда созданы ассоциации учителей русского языка и литературы, а также учителей-грантистов, то есть опытных педагогов, получивших заслуженное признание в виде различных грантов за свою профессиональную деятельность.
Рассказывает заместитель начальника управления учебной и научно-методической работы ВИРО Елена Атланова:
- Воронежская область является одним из пяти регионов Российской Федерации, чьи проекты реализации Федеральной целевой программы «Русский язык» признаны лучшими в масштабах страны. Регион получил субсидию в рамках Федеральной целевой программы развития образования, выделены средства на софинансирование проектов на уровне области, и в течение двух лет, в 2017-2018 годах, мы будем работать в этом направлении. В 2016 году Воронежская область уже дважды выигрывала право на подобную субсидию. Наши программы повышения квалификации для учителей русского языка и для учителей начальной школы, преподающих русский язык, получили положительную оценку федеральных экспертов. В рамках курсов делимся опытом преподавания русского языка детям, для которых он не является родным. Когда в первый раз победили в конкурсе проектов, выезжали в республику Ингушетия для работы с местными учителями русского языка и начальной школы. Теперь работаем уже с двумя регионами - с Ингушской и Чеченской республиками. Обычно в состав нашей делегации входят преподаватели ВИРО, а также учителя-методисты и учителя-грантисты школ Воронежской области, демонстрирующих эффективные практики по повышению качества обучения русскому языку.
А сегодняшний съезд - это продолжение нашей работы по созданию сетевых сообществ учителей русского языка, имеющих солидный профессиональный опыт и признание. Мы хотим объединить их в едином информационном пространстве, которое необходимо для распространения в профессиональном сообществе современных технологий преподавания русского языка и создания условий для профессионального общения педагогов, обмена опытом, а также для проведения общественных обсуждений в сфере преподавания русского языка и литературы. В целом на региональной платформе, предоставленной ВИРО, будут развиваться сетевые объединения учителей-предметников. Это позволит оперативно обсуждать поддержанные федеральным министерством проекты, программы развития по предметам, а также обмениваться опытом и общаться.
Высокий уровень организованного воронежцами съезда отметила заведующая лабораторией развития общего образования Центра развития образования РАО Юлия Соловьева. По ее словам, Воронежская область представила очень сильную программу реализации Федеральной целевой программы «Русский язык» и справедливо получила субсидию для развития.
- Регион активно реализует мероприятия и в рамках Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы, - сказала Юлия Алексеевна. - Они предполагают несколько не менее важных направлений работы, например обучение учителей по метапредметным технологиям, дальнейшее развитие региональной системы оценки качества образования, трансляцию моделей эффективной реализации ФГОС через модернизацию содержания и технологий обучения, в том числе через внедрение предметных концепций. Ведь концепцию, принятую на уровне Федерации, нужно адаптировать на региональном уровне, должна быть создана «дорожная карта» внедрения. Еще одна важная задача, которую успешно решают в Воронежской области, - это создание в общеобразовательных организациях информационно-библиотечных центров. Их работа тесно связана с развитием сетевого взаимодействия, так же как и с обучением детей с ОВЗ, которое часто проходит в дистанционной форме. И у воронежцев в этом направлении тоже есть серьезный опыт.