Более пятидесяти лет назад это была маленькая музыкальная школа, которая всех желающих приобщить детей к искусству удовлетворить не могла. В конце 1980-х годов здесь открылись новые отделения - хореографическое и художественное, число учеников возросло до двухсот. Музыкальная школа стала детской школой искусств, через несколько лет для нее было построено большое двухэтажное здание с концертным залом. Открылось еще несколько новых отделений. Теперь здесь учатся более 800 учеников, в том числе на подготовительном, вокальном, театральном отделениях. Есть еще отделение резьбы по дереву.
- Несмотря на вступительные экзамены, - говорит директор школы Гульнара Сабирова, - мы стараемся взять всех желающих. Нередко ребенок со средними способностями оканчивает нашу школу с хорошими оценками, потому что отличается трудолюбием. Мы развиваем у наших воспитанников это необходимое для каждого качество.
К одаренным детям в школе отношение особое. Их стараются распознать еще в подготовительном классе, который называется школой развития.
У 5-6-летних малышей, занимающихся в подготовительном классе, педагоги стараются развить музыкальный слух, чувство ритма. Голос у них постепенно становится более звучным, напевным. Дети учатся понимать музыку, определять характер музыкальных произведений: грустная или радостная звучит мелодия, быстрая или медленная. Детей этого возраста знакомят с музыкальной грамотой, хореографией, проводят с ними уроки творчества, на которых малыши узнают особенности каждого музыкального инструмента. Они постигают азы театрального искусства, учатся английскому языку, этикету. У кого-то из них уже в эту пору зарождается интерес к фортепиано, гитаре или скрипке. Педагоги работают с каждым индивидуально - только так можно разгадать природные способности ребенка. Занятия в школе развития оставляют заметный след и у тех детей, которые почему-либо не остаются продолжать учебу.
Для особо одаренных детей разрабатываются индивидуальные образовательные маршруты. Педагог-психолог при этом обязательно взаимодействует с родителями, делает их своими помощниками. Дети с годами учебы так постигают глубину музыки, что начинают видеть ее краски - звуки многоцветны, как многоцветны стены их здания. Скажем, ребенок во время слушания по просьбе педагога закрывает глаза и говорит, какого цвета эта музыка... Они понимают выражение поэта: «Звук арфы серебристо-голубой».
- Наши дети, - говорит заведующая фортепианным отделением Эльвира Рахматуллина, - особо выделяются и заметны в общеобразовательной школе. Они отличаются повышенным уровнем творческого мышления, умением сопоставлять, сравнивать. Музыка развивает ребенка и творчески, и интеллектуально, обогащает образно их язык. Наши дети отличаются особой познавательной активностью, способностью запоминать новое.
По словам педагогов, их питомцы учатся с радостью, они получают удовольствие от самого процесса обучения, а потом успешно демонстрируют свое мастерство на концертной сцене, на различных фестивалях, соревнованиях, конкурсах. Об этом могут поведать многочисленные дипломы победителей и лауреатов не только республиканских и всероссийских, но и международных соревнований и смотров, где они показывают свое настоящее искусство. Ученик музыкального отделения Мунир Марданов стал стипендиатом Международного благотворительного фонда Владимира Спивакова, который поддерживает одаренных детей.
Особой популярностью пользуются выпускные концерты. «Лишний» пригласительный билет заполучить тут так же трудно, как на концерты профессиональных исполнителей, - вместить всех желающих довольно просторный концертный зал не может. Присутствовавший однажды на таком отчетном выступлении юных скрипачей заезжий гость из Москвы сказал: «Будто сам покровитель музыки Аполлон водил смычком по волшебным струнам». Настолько его покорило исполнительское мастерство юных музыкантов. Немало поклонников и у ребят, которые играют на татарском национальном инструменте - курае.
Школа получила известность не только в Татарстане, но и в России, она входит в перечень 100 лучших организаций дополнительного образования в рамках IV Всероссийского форума «Школа будущего».
«В чем залог вашего успеха?» На этот вопрос Гульнара Сабирова отвечает так:
- Наше кредо - постоянно идти вперед, не довольствоваться даже очень высокими достижениями, потому что искусство - это творчество, требующее от педагога постоянных духовных усилий, самопожертвования.

Республика Татарстан