По мнению Пархоменко, в последние годы в нашей стране заметен поворот в культурно-образовательной политике - в образовательных учреждениях пытаются возродить традиции массового хорового исполнительства. Интерес высших чиновников-управленцев к ним радует всех, кто посвятил многие годы музыкальному просвещению подрастающего поколения. Ведь хоровое искусство является основой, своеобразным песенным фундаментом музыкальной культуры страны.
Песенные традиции русского народа в основном хоровые. Несколько столетий музыкальное искусство в России развивалось исключительно в рамках церковного хорового богослужебного пения. Более того, при создании системы массового музыкального образования в XIX веке, начавшегося с Петербурга и Москвы, за основу обучения были взяты именно хоровые занятия.
Тенденция продолжилась в годы создания и развития системы дополнительного образования в СССР. Хоровое исполнительство в целом было органично вписано в общую культурную жизнь государства. Почти в каждой областной филармонии работал профессиональный хоровой коллектив - камерный или народный, проводились масштабные хоровые фестивали, по телевидению регулярно транслировались передачи, в которых выступали детские и взрослые хоры. Но, несмотря на значительные успехи в развитии массового хорового исполнительства, к восьмидесятым годам ХХ века в этом сегменте музыкальной жизни Советского Союза наметился кризис, связанный в первую очередь с изменением музыкальных приоритетов в массовом сознании - формированием культа эстрадных «звезд». Сплошь и рядом в самодеятельных хорах стали использовать певческий ресурс учащихся ДМШ и ДШИ, студентов музыкальных училищ и консерваторий, превращая самодеятельность в практически профессиональные музыкальные коллективы. Увы, вместе с коммунистической идеологией исчезло и массовое хоровое исполнительство.
Обо всем этом Андрей Владимирович написал даже министру образования и науки РФ Ольге Васильевой. Он убежден, что хоровое исполнительство нужно возрождать, заново растить поколения грамотных ценителей и любителей пения.
- У российских детей нет желания петь в хоре, но есть певческие амбиции, свойственные массовой музыкальной культуре и шоу-бизнесу, - говорит он. - Достойный уровень хорового исполнительства сохраняется лишь в немногочисленных профессиональных хоровых коллективах, специализированных учебных заведениях и ряде столичных православных храмов, где хор является участником богослужения.
В 2013 году возродилось Всероссийское хоровое общество. Но деятели, ставшие у штурвала реинкарнированной организации, не учли предпосылок кризиса массового хорового искусства в СССР и, на мой взгляд, смогли продавить чисто бюрократический вариант восстановления массового хорового исполнительства на уровне Министерства культуры и Министерства образования и науки РФ. В результате создание детских хоровых коллективов и участие их в различных фестивалях городского, регионального и всероссийского уровней вменяются в обязанность соответствующим образовательным учреждениям, а вот организационные и финансовые сценарии «остались за бортом» руководящих указаний. Подобное положение особенно тягостно воспринимается в российской провинции. Многочисленные и, я бы сказал, вездесущие вокальные студии занимаются в основном сольным исполнительством, как правило, игнорируя музыкальную грамоту и удовлетворяя тягу детей к популярной музыке, сделав основой педагогического репертуара исключительно современные шлягеры.
В последние два года хоровые коллективы в общеобразовательных школах появляются, так сказать, в приказном порядке. Педагогические часы дополнительного образования попадают в нагрузку учителя музыки только с условием, что за эти несколько часов в неделю учитель-музыкант «явит чудо» и школа сможет гордиться своим хоровым коллективом, принимающим участие во вновь организованных хоровых фестивалях и конкурсах. Порой хор требуют собрать буквально накануне «ответственного выступления». Увы, хор, тем более детский, не может создаваться за две-три недели, предшествующие конкурсу или фестивалю. Что выносят дети из таких форм «возрождения»? Да, можно снять бодрый сюжет на ТВ и отчитаться перед вышестоящим начальством. Но о какой культурно-воспитательной работе можно в этом случае говорить?
Хоровое исполнительство нужно возрождать постепенно и бережно, опираясь не столько на утраченную традицию, сколько на элементарную музыкальную грамоту, считает Пархоменко. Да, это долгий, длиною в семь-девять лет, путь взращивания «плодов музыкального просвещения». Но это единственный путь возрождения настоящего, широко распространенного и всенародно почитаемого хорового искусства.
Андрей Владимирович предлагает пошаговую схему создания своеобразной хоровой сети в каждом городе.
Шаг №1 - разработка и принятие федеральной программы возрождения и популяризации массового хорового исполнительства с соответствующими статьями финансирования по разделам: детское хоровое образование и исполнительство и любительские, в том числе и церковные, хоры.
Шаг №2 - разработка договоров общеобразовательных школ с ДШИ и ДМШ, где предусматривалось бы разделение труда и его оплаты между учреждениями среднего и дополнительного образования.
Шаг №3 - создание филиалов ДШИ и ДМШ в общеобразовательных школах, где будут открыты хоровые отделения с соответствующей восьмилетней или девятилетней программой обучения, включающей занятия хорового класса. Занятия следует проводить как во время учебного процесса, так и после уроков.
Шаг №4 - организация набора в первой параллели одного хорового класса, где часть занятий по хору была бы включена в школьное расписание.
Шаг №5 - обеспечить поддержку программы в СМИ, а также гастрольные выступления профессиональных хоровых коллективов не только в столичных регионах, но и в провинции.
Шаг №6 - обеспечить материальную поддержку наиболее ярких хоровых коллективов в провинции (филармонии, церковные «правые» хоры и детские хоры в общеобразовательных школах и учреждениях дополнительного образования).
- Иной подход к процессу возрождения массового хорового исполнительства чреват перерождением нужного и важного дела в кампанейщину, где крайними окажутся учителя музыки в общеобразовательных школах, вынужденные вместо скрупулезной хоровой работы и воспитания певца-хориста заниматься разучиванием примитивных композиций «с голоса» ради очередной «галочки» в плане мероприятий, - говорит Пархоменко. - Хочется надеяться, что на пути возрождения массового хорового исполнительства в корне поменяется культурная политика государства, и оно прекратит отдавать на откуп эфирное время лишь «звездам» шоу-бизнеса. Для реального, а не бумажного процесса возрождения хорового исполнительства в России XXI века нужны значительные организационные и финансовые ресурсы. Тем более что при создании новой системы массового музыкального образования на основе хорового исполнительства и шире - хоровой культуры нужно обязательно учитывать все просчеты ранее выстроенной советской системы распространения массового хорового исполнительства.

Ямало-Ненецкий автономный округ