Елена ВОВК, педагог ДОУ «Надежда»:
- Манипулировать детьми - это нормально, потому что для их же блага. Но когда взрослыми манипулируют, это всегда плохо. Почему - затрудняюсь ответить. Я сама стараюсь не манипулировать и даже ребенку даю право на проявление свободы воли. А вообще педагог всегда работает в режиме манипулирования.

Ирина РОДЭ, ученица 9-го класса гимназии №1519, Москва:
- Манипулировать - значит незаметно для человека направлять его куда-то, куда нам нужно, и делать то, что нам нужно. И нас не волнует, хочет он этого или нет. Можно манипулировать ради удовольствия, самоутверждения за счет других. Но если цель оправдывает средства, то это нормально. Правда, когда манипулируют мною, это всегда хуже, чем когда я сама кем-то манипулирую. В школе есть что-то похожее, но туда мы идем добровольно и знаем, чего от нас могут потребовать, поэтому тут не совсем манипуляция. А в семье - там о манипуляциях и речи быть не может! Сказано - нужно сделать вот это и это, и точка, идешь и делаешь.  

Саргылана БРОДНИКОВА, замдиректора по УМР национальной политехнической школы №2, Якутск, Республика Саха (Якутия):
- Манипуляция - когда кто-то со стороны на вас воздействует помимо вашей воли. Иногда это хорошо, иногда плохо. Если воздействуют в хорошем смысле, то хорошо. В работе руководителя вполне можно обойтись и без манипуляций, действуя убеждением, объяснением, созданием мотивации и обеспечением выбора. Нужно всегда делать так, чтобы человек самостоятельно делал что-либо без принуждения и обмана с нашей стороны. Нужно просто ему хорошо объяснить. А если он не поймет или не примет этого, тогда мы с ним расстанемся.

Александр РУДАКОВ, директор Уфимского машиностроительного колледжа, Республика Башкортостан:
- Манипуляция - внешнее управление. Но тут масса тонкостей. Управление - это комплекс воздействий, включающих в себя организацию, контроль, мотивацию, анализ и пр. А манипуляция гораздо проще. Когда говорят, что кто-то кем-то манипулирует, это обычно воспринимается негативно. Но и это тоже субъективные характеристики. Кому-то хорошо, кому-то плохо. Талантливый педагог не манипулирует, а сотрудничает, занимается сотворчеством, когда цели с детьми они ставят вместе и достигают их вместе.

Татьяна МАЛИННИКОВА, директор лицея №4, Дмитров, Московская область:
- Манипуляция - один из способов управления. В зависимости от целей он может быть хорошим или плохим. Я как руководитель тоже порой бываю вынуждена манипулировать людьми, хотя считаю, что лучше обходиться без этого. А вообще манипуляция - очень сложный инструмент, основанный на знании сильных и слабых сторон человека, и когда мы делаем упор на сильные стороны, это хорошо, а вот когда на слабые - плохо. Любой управляющий, который руководит коллективом на основе знания сильных и слабых сторон каждого подчиненного, является манипулятором. Но обойтись без этого трудно или даже невозможно.

Алина ПЕТРОВИЧ, ученица школы №645, Санкт-Петербург:
- Манипуляция - управление людьми с использованием не совсем чистых способов. Можно ведь манипулировать так, что воздействие будет либо позитивным, либо негативным. В случае с маленьким ребенком взрослые понимают, что он не знает многого об окружающем мире, а потому управляют его поведением, манипулируют им в его же интересах. Отношения между учителем и учеником тоже в каком-то смысле манипуляция. Учитель знает материал, мы - нет, и он направляет наши действия в то русло, в котором мы получаем необходимый материал, навыки. И если мы не хотим учиться, ему приходится как-то вовлекать нас в образовательный процесс, в том числе и манипулируя нами. А вот если мы сами хотим чему-то научиться, сами что-либо делаем, тогда тут никакие манипуляции не нужны.

Тимур ЖАББАРОВ, управляющий партнер компании «Смарт Курс»:
- Манипуляция - когда я воздействую на другого человека ради некоего результата. У этого слова есть негативная окраска, считается, что манипулировать людьми плохо. Лично я с этим не согласен, ведь это всего лишь один из инструментов взаимодействия людей. Вам нужно от человека одно, ему от вас - другое, и вы общаетесь, пытаясь получить то, что каждому из вас нужно. Негатив возникает в случае, когда мы не согласовали цели общения и один попросту использует другого, не позволяя ему получить что-то взамен. Можно ли отказаться от темной стороны манипуляции? Да. От светлой - нет. Потому что любая коммуникация для меня суть манипуляция.

Надежда КУРКИНА, студентка 1-го курса педагогического факультета Государственного гуманитарно-технологического университета:
- Манипулируя, мы незаметно заставляем других делать то, что нам нужно. Но, когда меня заставляют, я не чувствую, что мною манипулируют, потому что это уже совсем другая форма взаимодействия. И когда просят о чем-то - тоже. А вот когда ты позволяешь другому человеку подчинять себя - это манипуляция.

Юлия ПОЛОЖЕНЦЕВА, Юго-Западный государственный университет, Курск:
- Манипуляция - незаметное воздействие на человека или общество, управление чужим сознанием. Хорошо это или плохо? Я думаю, все зависит от целей. Можно доказать человеку, которым вы хотите манипулировать, что это воздействие имеет смысл, и даже предложить ему что-то в качестве бонуса. Если манипуляция проходит в рамках профессиональной деятельности, это хорошо. Можно ли обойтись вообще без этого? Думаю, в современном мире такое невозможно.

Ольга НИКОЛАЕНКО, исполнительный директор  ООО «Атлас Коммуникации»:
- Манипуляция - навязывание другим чужой воли, но так, что они этого не ощущают. Этим она отличается от простого приказа со стороны начальства, потому что тогда уже речь идет о выполнении должностных обязанностей. Если я знаю, что мой руководитель вправе мне приказать сделать что-либо, оговоренное в моем контракте, я никогда не назову это манипуляцией, ведь тут все открыто и честно. А вот когда он попытается надавить на меня, чтобы я сделала что-то сверх моих прямых обязанностей, выполнить чужую (или его собственную) работу, вот это классика манипуляции! А самый высший пилотаж, когда человек искренне убежден, что действует исключительно по собственной инициативе, хотя на самом деле он всего лишь по доброй воле выполняет чужую работу, чужие желания. Но я бы не сказала, что манипуляции - это всегда плохо. Да, подобный вид управления основан на лукавстве, обмане, но порой без этого невозможно обойтись и приходится прибегать к манипуляциям, потому что это единственный вариант.

...В общем, вы поняли. Если вами управляют и направляют вам же во благо - это хорошая манипуляция, даже если вы делаете то, чего делать не хотите. А если вам просто пудрят мозги, используя слабые стороны вашей психики, чтобы вынудить вопреки своей воле сделать что-то для другого, вот это как раз плохая манипуляция. Примерно так понимают суть проблемы наши граждане.
Но тогда возникает масса вопросов.
Как быть, когда руководитель ни в коем случае не заставляет, а очень ненавязчиво предлагает вам остаться после уроков и поработать «за просто так» в школе или на участке, подежурить на экзаменах или что-то в этом духе, особо намекая на то, что «вы же учитель, вы же не можете бросить ребенка или коллектив в беде, кто, если не мы (точнее, вы)»? Как быть, если в адрес педагога постоянно звучат «комплименты» типа «ну вы же мужчина, а мужчины никогда не отказывают женщинам!» или «ну вы же такой умный, вы же разбираетесь в этом гораздо лучше меня, так неужели вам трудно помочь мне (читай - сделать все за меня)?».
По большому счету самая масштабная манипуляция в системе образования - это призывы к учительской общественности работать во имя высокой цели, а кто заикнется про повышение зарплаты, тут же обвинить в меркантильности, мол, если для вас уж так важны деньги, то вы выбрали не ту профессию.
Ничуть не меньше манипулируют вами те, кому от вас что-то позарез нужно, но так, чтобы побыстрее и задаром. Например, голосуй за партию «Все в сад!», и будет тебе счастье на веки вечные, бочка варенья и корзина печенья ежемесячно плюс пенсия в 2000 у. е., но  потом, потом, а пока надо только подпись поставить и поддержать кандидата.
«Люди добрые! Сами мы не местные, три дня не ели! Одолжите, ради Христа, денег на хлеб!» - как это ни прискорбно, в большинстве случаев это классическая манипуляция. Особенно если человек плачет и держит за руку чумазого ребенка с забинтованной головой. И ты НЕ МОЖЕШЬ не дать, потому что в противном случае ты будешь выглядеть черствым и жестоким гадом, который пожалел копеечку несчастному младенцу. А ведь вашим сознанием управляют. Более того, вы об этом догадываетесь. Но все равно делаете то, что нужно другим, успокаивая себя тем, что вам это тоже «зачтется с плюсом».
А в локальном плане, на уровне школы, все гораздо более обыденно и просто. Скажем, видит учитель, что уже шестой урок, класс устал, тема неинтересная, на улице весна, но ведь что-то же надо делать! И тогда... «Ребята, предлагаю компромисс: вот вам учебник, вот параграф, из слов этого параграфа нужно составить кроссворд на тему нашего урока. Первый, кто сумеет уместить в него максимальное количество слов, получит две... нет, ТРИ пятерки! Разрешаю работать в парах и тройках, но тогда количество призовых отметок на душу населения будет кратно меньше. Поехали!»
Скажете, это не манипуляция? Да она, родимая. Но ведь хорошая!

От редакции

А как часто вы сталкиваетесь с тем, что вами пытаются манипулировать? Как часто манипулируете сами? И каково ваше отношение к этой проблеме, если это  проблема?