Их можно было принять за красные пионерские галстуки - в этот же день отмечала день рождения Всероссийская пионерская организация. Совпадение оказалось не случайным: организаторы юбилейных торжеств (техникуму в этом году исполнилось 95 лет) специально решили отметить праздник не значками или буклетами, а вот такими памятными сувенирами.
Оригинальное начало создало такую радостную атмосферу, что она стойко держалась более двух часов, пока со сцены актового зала звучали поздравления, воспоминания, вручали награды коллективу и почти каждому сотруднику, мастеру, преподавателю. Об этом позаботились и Министерство образования Нижегородской области, и глава администрации Сормовского района, и партнеры, в чьих цехах проходят производственную практику и куда затем трудоустраиваются выпускники техникума. А это солидные предприятия: машиностроительный, авиационный заводы, концерн ПВО «Алмаз-Антей», «Красное Сормово», Сормовская кондитерская фабрика, службы ЖКХ и прочие.

Немного истории
В мае 1922 года для нужд завода «Красное Сормово» и других предприятий Нижнего Новгорода было решено открыть школу фабрично-заводского обучения подростков. Состоялся первый набор, а уже через год юные токари и слесари трудились в заводских цехах рядом с опытными рабочими.
Немало преобразований происходило потом в первом такого рода учреждении профессионального образования. Его называли и ФЗУ, и РУ (ремесленное училище), и ПТУ. А с 2011 года оно носит нынешнее название. Проводились и укрупнения за счет присоединения соседних училищ, и новые разъединения. Последним присоединили другое, не менее легендарное училище - ПТУ №26 имени Героя Советского Союза Давыдова,  выпускника, погибшего в Великую Отечественную войну.
Кстати, этот период истории особенно значим. В годы войны подростки стали одновременно учиться профессии и работать для фронта. Они выпускали полноценную продукцию: свечи зажигания для «катюш», детали для противотанковых ружей и др. А еще из своих скромных заработков ребята и их наставники собрали большую сумму денег на строительство эскадрильи.
Сормовичи также приняли в свою семью большую группу блокадников Ленинграда, помогая им в жизни и в труде. В 1943 году нарком обороны вручил коллективу училища Красное знамя на вечное хранение. Под звуки гимна России оно было торжественно внесено в праздничный зал. Через несколько лет после Победы правительство снова наградило коллектив профессионалов, вручив орден Трудового Красного Знамени.
По требованию дня вводилось обучение новым специальностям. Традиционной и неизменной остается подготовка станочников. Именно они помогают справляться с кадровым голодом двум ведущим промышленным предприятиям Нижнего Новгорода - «Красное Сормово» и Машзавод. Каждый второй рабочий на этих заводах - выпускник Сормовского механического техникума.

Другие запросы детей - другой контингент
Заслуженный мастер производственного обучения Валентина Федоровна Городецкая рассказывает: в 1956 году она вышла из технического училища наладчиком станков, токарем 3-го разряда, работала, училась в авиационном техникуме и вернулась в училище мастером:
- Я сама очень любила токарное дело. Подруги удивлялись, что не иду с ними поступать в пед или в мед, куда они подавали заявления после школы. А я только в училище! Буду токарем - и все. Многих ребят за долгие годы работы выучила этой профессии и горда этим!»
На празднике она встретилась с другим мастером - своим шеф-наставником. Алексей Григорьевич Новиков стал токарем по окончании РУ-4 в 1948 году. Пришел на завод №92, который в годы войны дал фронту сто тысяч пушек, а после тоже работал и работает до сих пор на оборону страны. И носит новое название - Машиностроительный завод. Новиков тоже был приглашен в училище учить токарей, получил звания «Заслуженный мастер» и «Заслуженный машиностроитель России», но свою наставническую деятельность продолжает и поныне. Он частый гость в техникуме, в его студенческих аудиториях.
Новиков вспоминает:
- Нелегкая работа ждала педагогов и мастеров в училище. Ведь туда приходили дети главным образом из неполных семей, с нарушениями психики, отлученные от школы за плохое поведение. Наши нервы тоже были постоянно натянуты, но мы должны были не только подготовить умелых работников, но и сознательных, дисциплинированных и  ответственных людей. И нам почти всегда удавалось за три года подготовить и выпустить во взрослую жизнь полноценных граждан. Из моих никто не был привлечен за нарушения закона.
Сегодня в техникуме иной контингент учащихся. Ведь здесь можно учиться по таким востребованным направлениям, как «технология машиностроения», «ремонт и обслуживание электрооборудования». Можно получить традиционную профессию станочника или стать специалистом жилищно-коммунального хозяйства, кондитером и т. д. Выше стали и образовательный уровень поступающих, их интеллектуальные запросы.
Неделей раньше мне довелось присутствовать здесь на встрече поколений, посвященной Дню Победы. Беседы с ветеранами в аудиториях поразили заинтересованностью юношей и девушек историей, оценкой событий тех лет. А выступления студентов в концерте, подготовленном заместителем директора по воспитательной работе Анной Григорьевной Кудрявцевой, показали разностороннюю одаренность ребят.

Надо учиться доверять
Директора техникума Сергея Юрьевича Беляева называют молодым руководителем. Он принял руководство всего два года назад. Но педагогический стаж у него солидный, два специальных высших образования неплохо помогают в освоении нового для него дела. О его предшественниках со сцены говорили много добрых слов, это важно. Но и ему, думается, пришлось поначалу нелегко. Вот как он вспоминает о своем опыте в новой должности:
- С первых дней моей работы в качестве директора сформировалась группа единомышленников, которая в самые трудные минуты всегда поддерживала в первую очередь делом, но и, конечно же, мудрыми советами. Это и сотрудники коллектива техникума, и директорский корпус опытных профессионалов.
Мы поговорили с Сергеем Юрьевичем и о трудностях, и о том, что можно бы изменить в масштабах страны в профессиональном образовании молодежи:
- Готовясь к юбилею, изучал историю профтеха в СССР и России. Меня поразил тот факт, что в годы становления профтеха студенты учебных заведений выпускали станки и оборудование, которое было востребовано в народном хозяйстве. Профессиональное развитие учеников происходило в цехах предприятий, где они изготавливали значимую для промышленности продукцию. Сегодня же, когда учебные заведения оснащаются современным оборудованием, мы не можем доверить студенту сделать на таком станке простой болт или гайку, которые необходимы предприятию. Почему так? Уверен: если мы хотим сформировать опытного и ответственного профессионала, надо научиться доверять нашим студентам. Еще на стадии обучения секретам мастерства их необходимо включать в систему производственных отношений современных предприятий. Последние могут и должны включать в свои технологические цепочки производства ресурсную базу учебного заведения. Учебно-производственные площадки, выпускающие необходимую продукцию, могут быть одним из решений задачи подготовки высококонкурентных профессионалов, которые так нужны нашей экономике. Помню, когда-то на ВДНХ был павильон, посвященный профессиональному образованию. Почему бы его не возродить?

Нижегородская область