Расскажем новичкам, как и с чего все началось. С легкой руки «Учительской газеты», запустившей эту идею в 1989 году на своих страницах, а далее благодаря государственной поддержке и его соучредителям - Министерству образования и науки РФ, Общероссийскому Профсоюзу образования - конкурс твердо встал на ноги, получил признание, оказался интересным и востребованным для тех педагогов, которые хотят расти и развиваться. Так, постепенно он занял особое место в профессиональном сообществе, обрел высокий статус серьезного общественно-государственного, образовательного, социокультурного, просветительского проекта, органично вписавшись в саму систему отечественного образования. И это во многом произошло потому, что изначально сформулированная стратегия конкурса воплощалась и внедрялась в практику его проведения последовательно и системно. А заключалась она в идеях поиска и признания новых имен, талантов, ярких индивидуальностей, личностей в педагогике, учителей, задающих высокую планку для своих коллег в педагогическом сообществе в профессионализме, в мастерстве, лидерстве. Сегодня его можно причислить к наиболее известным и авторитетным. Он самый продолжительный по времени проведения. Ему уже 28 лет! Конкурс укоренился на образовательном пространстве, востребован на всех уровнях, реализуется во всех субъектах РФ. Первые лица регионов и страны приветствуют победителей. Президент России Владимир Путин встречается с лауреатами в формате содержательных бесед по важным и острым образовательным темам.
 Все конкурсные задания условно связаны с тремя крупными направлениями: «Учитель-профи» (все участники), «Учитель-мастер» (15 участников) и «Учитель-лидер» (5 участников). Такой подход отражает комплексную миссию конкурса «Учитель года России». Он направлен на профессиональную поддержку всех педагогов страны, задает стратегические пути развития образования в целом, усиливает общественное звучание значимости учителя и его важной роли в процветании страны. Поэтому конкурсные задания обращены к разным сторонам педагогической деятельности. Они выходят за рамки преподавания предмета, но опираются на глубокие знания и понимание сущности профессии учителя.
Еще раз следует подчеркнуть, что конкурс «Учитель года» не определяет лучшего учителя страны. Для каждого школьника самый лучший - его любимый педагог! Принципиальная позиция организаторов состоит в том, что конкурс - это специально смоделированная педагогическая ситуация, которая позволяет учителю, с одной стороны, по-новому проявить себя, с другой - приобрести уникальный личный опыт общения с коллегами по профессии. Конкурс - это модель наращивания горизонтальных связей в педагогическом сообществе, площадка для профессионального роста и сотрудничества, вектор развития как самого участника, так и системы образования в целом.
 Философия конкурса базируется на идее продуктивной конкуренции, отрицает феномен агрессивного соперничества, в большей степени приближая его к формату фестиваля новых идей, оригинальных решений, взаимного обмена опытом. Конкурс заявил о себе как живая, инновационная школа повышения квалификации, в чем убеждает нас развивающаяся практика так называемого послеконкурсного движения. Оно как наиболее важный и ценный продукт самого конкурса, его следствие имеет самые разные форматы, реальные и виртуальные, в числе которых и сетевое взаимодействие педагогов по всей стране, разнообразные интернет-продукты, в которых представлено творчество конкурсантов (например, серии видеоуроков, сделанные в Тюменской, Брянской, Ростовской и других областях, в проекте Министерства образования и науки РФ «РЭШ» - электронные уроки учителей года России), и др.
 Не у каждого получается ярко и четко представить свой опыт работы в соответствии с установленным форматом заданий, критериями и показателями их оценки. Известный отечественный историк В.О.Ключевский писал о преподавателе: «Профессор перед студентами - ученый, перед публикой - художник. Если он ученый, но не художник, читай только студентам; если он художник, но не профессор, читай где хочешь, только не студентам». Эти мысли актуальны и для учительской профессии. Сочетать в себе ученого, обладающего глубокими знаниями и широкими взглядами, и художника, умеющего создать образ и привлечь внимание, является самым сложным. Конечно, есть конкуренция, что вызывает нападки критиков и противников самой идеи конкурсного движения. По этому поводу удачной представляется цитата из книги Дж.Фаулза «Коллекционер»: «Это как в футбольном матче. Обе стороны стремятся победить, и та и другая могут даже ненавидеть друг друга как противника в игре, но если кто-то придет и убедит их, что футбол - тупая игра, в которую и играть-то не стоит, а тем более уж тратить на нее нервы, тогда все поймут, что они вместе, что они чувствуют одинаково. Важно со-чувствовать, не быть равнодушным». Этот материал обращен ко всем неравнодушным, творческим, ищущим себя и открытым к общению педагогам.
С 2014 года действует нынешняя модель заданий для победителей конкурса - учителей в субъектах Российской Федерации. Представим ее структуру в виде следующей схемы, начав с финала, с завершающего конкурсного задания (вспомните: «Если ты не знаешь, куда плыть, никакой ветер не будет попутным»).
На нижней ступеньке располагаются два конкурсных задания, относящиеся к заочному туру, но с 2016 года написание эссе «Я - учитель» проводится в очном режиме во время семинара для участников финала Всероссийского конкурса «Учитель года России» в Москве. «Методический семинар» и «Урок» - два взаимосвязанных испытания, показывающих профессионализм учителя, его умение соединить теоретические основы своей педагогической деятельности с практической работой. После данного этапа определяются 15 участников конкурса, которые продолжат свой путь в дальнейшем. Следующий этап начинается с индивидуального мастер-класса, а затем продолжается в виде командной работы в группах по пять педагогов (группы определяются каждый раз жребием). Наконец, на последней ступени  пять учителей  участвуют в обсуждении стратегических направлений развития школы вместе с министром образования и науки РФ.
Чтобы процедура определения наиболее удачных выступлений была максимально справедливой и открытой, разработаны подробные оценочные формы, включающие критерии и показатели. Данный подход позволяет не только дать ориентиры экспертам, но и создать обстановку общей договоренности по поводу правил игры.
 Образуются четыре группы членов жюри (конкурсанты проводят занятия также в четырех межпредметных группах, образованных по алфавитному принципу и имеющих примерно одинаковый количественный состав). В каждой группе обязательно есть специалисты по соответствующим предметным областям, методисты, научные сотрудники, практикующие педагоги, представители региональных систем образования.
Среди общих требований к педагогу стоит выделить культуру речи и общую языковую грамотность. Каждому понятно, что учитель соответствует модели общения и правильности использования родного языка. Поэтому стоит обращать внимание на правильность ударений, избегать ошибок в написании или произношении слов (в том числе и в электронных презентациях). Успешная коммуникация включает умение четко формулировать вопросы и оценивать ответы учащихся. Несомненно, конкурс - это новая мотивация к творчеству, доминирование которого на этом педагогическом состязании не подлежит сомнению. Нужно избегать банальностей, общих мест, отказаться от излишней пафосности и наукообразия. От конкурсанта ждут глубоких размышлений, знаний и понимания того, о чем он говорит. Показать яркие и оригинальные приемы, интересные технологии не менее важная задача. Общая диалектика оценочного подхода в конкурсных заданиях - это необходимость соответствовать стандартным требованиям (владение ИКТ и современными технологиями, выстраивание системной педагогической деятельности, понимание общих тенденций в развитии образования, глубина знаний в своей предметной области, создание возможностей для реализации обучающимися индивидуальных образовательных маршрутов) и демонстрировать творческий подход, оригинальность и нестандартность (личностное влияние, авторский подход, отход от шаблонов, уникальность, универсальность, человеческое обаяние, умение выстраивать коммуникацию в командном взаимодействии). Найти баланс, золотую середину - большое искусство, при овладении которым у учителя увеличиваются шансы успешнее подниматься от одной ступени конкурса к другой.

Рассмотрим подробнее особенности каждого конкурсного задания.

Интернет-ресурс
Максимальный балл за это задание - 35, по каждому критерию выставляется по 7 баллов.
Обратимся к мудрым мыслям, связанным с информационной культурой современного человека.

«Безопасность - это условие, благодаря которому становится возможным все остальное».
Э.Ротшильд

«Свобода выражения означает не только то, что вы имеете право быть услышанным, кроме того, вы имеете право слышать, что говорят другие».
Р.Даль

«Внешняя красота еще драгоценнее, когда прикрывает внутреннюю. Книга, золотые застежки которой замыкают золотое содержание, приобретает особенное уважение».
У.Шекспир

«Истина в глубине».
Демокрит

«Одной технологии недостаточно. Только технология в союзе с гуманитарными науками дает результат, который заставляет наши сердца петь».
С.Джобс

«Отвергать прогресс такая же нелепость, как отвергать силу падения».
Н.Чернышевский
«Прогресс - не случайность, а необходимость».
Г.Спенсер

«Наш прогресс проверяется не увеличением изобилия у тех, кто уже имеет много, а тем, способны ли мы достаточно обеспечить тех, кто имеет слишком мало».
Т.Рузвельт

Анализируя афоризмы, можно выделить следующие важные идеи, лежащие в основе данного конкурсного задания.
    Разработчику своего педагогического интернет-ресурса важно помнить о безопасности своих пользователей и продумывать возможности защиты учеников в виртуальном пространстве.
    Есть резон дать возможность высказывать различные точки зрения, необходимы механизмы обратной связи, области для организации дискуссий и обсуждения спорных вопросов.
    Важно как содержание ресурса, так и его дизайн, стоит заботиться о балансе между глубиной рассмотрения тем в предметной области и удобной навигацией, понятными и компактными заголовками, грамотными цветовыми решениями и т. п.
    Не следует забывать о том, что интернет-ресурс должен создавать учебные возможности для лиц с ограниченными возможностями здоровья в рамках инклюзивного образования, давать информацию для учащихся с особыми потребностями.

Интернет-ресурс разрабатывается каждым участником в рамках заочного этапа конкурса «Учитель года». Владение интернет-коммуникационными технологиями сегодня необходимая компетенция учителя. Она позволяет создавать в виртуальном пространстве образовательное меню, включающее набор наиболее интересного и полезного, структурированного особым образом. Важна информационная составляющая интернет-ресурса конкурсанта. Содержание не должно иметь ошибок, как языковых, так и научных. Материал стоит помещать в разных форматах - текстовом, графическом, звуковом и других. Чем шире потенциальная аудитория пользователей, тем больше образовательные возможности представленного ресурса, хотя обучающиеся - это главная целевая группа. Практический опыт каждого учителя может быть представлен через помещение видеозанятий, методических и других разработок, статей и т. п. Тематическая организация информации позволяет пользователям быстро находить требуемый материал и выполнять задания. При этом виртуальное пространство следует сделать максимально безопасным и комфортным, что включает как технические характеристики (быстроту загрузки, понятность рубрикации и наличие инструкций), так и личную защиту пользователей (неприкосновенность частной жизни, недопустимость унижений, максимальная забота о сохранении здоровья).
Одним из важных критериев для оценки интернет-ресурса является создание эффективного механизма обратной связи. В данном аспекте проверяется, насколько часто и срегулярно проводятся обсуждения и форумы, есть ли возможность задавать педагогу вопросы и своевременно получать на них ответы, в какой степени эти материалы востребованы обучающимися и их родителями. Актуальность информации показывает своевременность реагирования разработчика ресурса на происходящие изменения в системе образования, системность обновления материалов или добавления новых данных (как в новостных разделах, так и в методических разработках). Наконец, дизайн ресурса должен соответствовать требованиям четкости и логики помещения информации, корректности обработки материалов и оригинальности визуальных решений.

Эссе «Я - учитель»
Максимальный балл за это задание - 21, по каждому критерию выставляется по 3 балла. В Порядке проведения федерального этапа Всероссийского конкурса «Учитель года России» установлено, что объем текста не должен превышать 6 страниц, не допускается использование технических средств (только ручка и листы бумаги, которые предоставят организаторы), дается 5 часов для написания работы (на один час больше, чем в прошлом году). Задание выполняется до начала финальной части конкурса, во время установочного семинара. Конкретная формулировка темы объявляется непосредственно перед написанием эссе.
Обратимся еще раз к высказываниям, в которых заключены ценные советы каждому участнику конкурса для выполнения данного конкурсного задания:

«Прежде чем сказать что-либо другим, скажи это себе».
Эпикур

«Нет ничего изнурительнее, как не понимать и не быть понимаемым».
М.Салтыков-Щедрин

«Ценностям мы не можем научиться - ценности мы должны пережить».
В.Франкл

«Достойный человек не тот, у кого нет недостатков, а тот, у кого есть достоинства».
В.Ключевский

«В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли».
А.Чехов

«В поисках прекрасного мы можем объехать весь мир, но никогда не найдем его, если не будем возить с собой».
Р.Эмерсон

«Произведение искусства отличается от факта на величину души автора».
М.Анчаров

«Воспитание представляется сложным делом только до тех пор, пока мы хотим, не воспитывая себя, воспитать своих детей или кого бы то ни было. Если же поймешь, что воспитывать других мы можем только через себя, то упраздняется вопрос о воспитании и остается один вопрос: как надо самому жить?»
Л.Толстой

«У истины простая речь».
Г.Сковорода

Представленные афоризмы акцентируют внимание на ряде важных аспектов, которые следует учитывать конкурсантам при написании эссе «Я - учитель».
    Умение понимать, осмысливать и письменно размышлять по поводу своей педагогической деятельности является важным профессиональным и личностным качеством учителя.
    Необходимо видеть значимые ценности в своей профессии, акцентируя на них внимание.
    Особенности эссе состоят не в перечислении событий и фактов, а в умении показать собственную личность и профессиональные размышления.
    Через самовоспитание учитель достигает в том числе и личностных образовательных результатов.
    Чем проще, яснее и четче рассуждения, тем понятнее мысль.

Таким образом, эссе представляет собой размышления о главном в профессиональной жизни учителя. Оно предполагает написание участником текста свободной формы, раскрывающего основы понимания им педагогической профессии в целом и своей миссии как учителя в частности. При этом одинаково важными факторами в оценке эссе являются следующие критерии: языковая грамотность, обоснование актуальности, ценностная направленность, аргументированность позиции, проблематизация, рефлексивность и оригинальность изложения. Данное конкурсное задание связано с выявлением и поддержкой личностей в педагогике, обладающих собственным видением профессии, ее содержательных аспектов, места учителя в современном мире, который свое мировоззрение успешно реализует в педагогической практике.

Методический семинар
В конкурсе 2017 года очный тур начинается с представления участниками своего методического семинара, а не урока, как это было в последние годы. Идея такой перестановки состоит в том, чтобы конкурсант показал свое общее видение методики преподавания, а затем воплотил его на примере конкретного урока, что создает у экспертов законченную картину системы педагогической деятельности, позволяет оценить происходящее в ходе занятия с позиции системы работы каждого педагога. Общий регламент - 20 минут, в которые укладываются выступление конкурсанта и ответы на вопросы членов жюри (как правило, по принципу 10+10). Максимальный балл - 50. Конкурсант в тезисной форме излагает свои концептуальные методические подходы, основанные на опыте работы. Представление может сопровождаться мультимедийной презентацией (до 20 слайдов). Затем проходит диалог членов жюри с конкурсантом в форме вопросов и ответов. В задании конкурсант показывает умение концептуально осмысливать свой опыт преподавания, опираясь на достижения науки и практики в области педагогики.
Приводимые афоризмы дают пищу для полезных размышлений при подготовке к данному конкурсному заданию:

«Знания, не рожденные опытом, матерью всякой достоверности, бесплодны и полны ошибок».
Леонардо да Винчи

«Истинное знание состоит в осознании степени своего невежества».
Конфуций

«Знание того, какими вещи должны быть, характеризует человека умного; знание того, каковы вещи на самом деле, характеризует человека опытного; знание же того, как их изменить к лучшему, характеризует человека гениального».
Д.Дидро

«Тот, кто мало знает, малому может и учить».
Я.Коменский

«Важно не количество знаний, а качество их. Можно знать многое, не зная самого нужного».
Л.Толстой

«Преподавателям слово дано не для того, чтобы усыплять свою мысль, а чтобы будить чужую».
В.Ключевский

«Технология дает средства и орудия, хороший или дурной способ их употребления - это наша заслуга или наша вина».
С.Лем
На методическом семинаре конкурсанту нужно показать, что он:
- умеет соотносить теоретические положения с собственным опытом педагогической деятельности;
- понимает перспективы и возможности своего дальнейшего профессионального развития;
- проявляет открытость своей позиции и готовность изменяться;
- демонстрирует глубину своих знаний и понимания рассматриваемых вопросов;
- отделяет значимое от второстепенного, основное от дополнительного;
- вступает в профессиональный и конструктивный диалог;
- использует собственный опыт преподавания для обоснования эффективности технологий, методов и приемов.
Цель данного задания - демонстрация методической грамотности, соотнесения педагогической теории с практикой, способности к анализу, осмыслению и представлению своей педагогической деятельности. То есть важно не только знать научную терминологию и теоретические основы педагогической науки, но и представить свое видение с акцентом на опыт своей деятельности. При этом в сопровождающей выступление презентации следует соблюдать баланс текстового содержания, визуального сопровождения, схематического структурирования информации.
Не стоит превращать методический семинар в обзорную лекцию по методике преподавания, перечисляя многочисленные классические и новые технологии в образовании. Оптимально выбрать одно стратегическое направление, на котором будет акцентировано внимание. Конкурсант определяет для выступления методическую проблему, на решение которой направлена его практическая деятельность (и с которой в определенной степени будет связан показ опыта его работы в рамках конкурсного задания «Урок»). В каждой методической теме можно найти небанальные линии и аспекты, показывающие оригинальность профессионального взгляда конкурсанта, его нестандартность, способность выявить новое и продемонстрировать собственную систему педагогической деятельности.

Урок
Урок всегда был центральным звеном и ядром проведения конкурсных испытаний. Именно здесь создается привычное для каждого учителя пространство для реализации своих идей, демонстрации глубины владения содержанием учебной дисциплины, понимания особенностей применения методов и приемов, использования творческих находок и оригинальных решений. Здесь у учителя много ролей: он автор и исполнитель своего педагогического сценария, режиссер и актер одновременно. Он исследователь, художник, который всегда в поиске и не может довольствоваться шаблонами, готовыми рецептами.
 Урок - основа профессионального мастерства учителя, так как создает возможность для экспертной оценки педагогической деятельности учителя при полном профессиональном погружении.
Максимальный балл за задание - 100. Оценочная форма включает десять критериев, по каждому из которых выставляется до 10 баллов.
Обратимся к высказываниям, в которых заключены ценные советы для выполнения данного конкурсного задания:

«Авторитет - это не только власть, но и пример, с которым хочется себя отождествить, частично или полностью».
Э.Фромм

«Самое надежное, но и самое труднейшее средство сделать людей лучшими есть приведение в совершенство воспитания».
А.Суворов

«Воспитать человека интеллектуально, не воспитав его нравственно, - значит вырастить угрозу для общества».
Т.Рузвельт

«Я взялся тебя воспитывать, значит, я за тебя отвечаю».
Ф.Мориак

«Существует только один бог - знания, и только один дьявол - невежество».
Сократ

«Имеющие опыт преуспевают больше, нежели те, кто обладает отвлеченным знанием».
Аристотель

«Знание есть сила, сила есть знание».
Ф.Бэкон
 
«Истинное знание состоит не в знакомстве с фактами, которые делают человека лишь предметом, а в использовании фактов, которое делает его философом».
Г.Бокль

«Ни одна на свете указка ничего не знает. Все указки на свете только указывают. А знать и указывать - это совершенно разные вещи».
Е.Клюев

«Скучные уроки годны лишь на то, чтобы внушить ненависть к тем, кто их преподает и ко всему преподаваемому».
Ж.-Ж.Руссо

Суммируя идеи, можно сформулировать значимые тезисы для подготовки конкурсантами своих уроков.
    Личностное влияние учителя и его пример являются важной составляющей в образовании.
    Следует обращать особое внимание на воспитательные аспекты при планировании своих уроков.
    Важным эффектом урока должно быть привитие глубокого уважения к знанию и формирование потребности обучающихся к интеллектуальному развитию.
    Стоит опираться на опыт школьников в процессе обучения и развивать умения пользоваться знаниями.
    От учителя в первую очередь требуется пробуждать интерес, вовлекать учеников в процесс познания и мотивировать к образовательной активности.

Целью данного конкурсного задания является раскрытие конкурсантами своего профессионального потенциала в условиях планирования, проведения и анализа эффективности учебного занятия (урока), проявление творческого потенциала, самостоятельности, умения ориентироваться в ситуации, знания своего предмета и способности выйти в обучении на межпредметный и метапредметный уровни.
Формат конкурсного испытания: урок по предмету (регламент - 45 минут, самоанализ урока и вопросы жюри - 10 минут), который проводится в образовательной организации, утвержденной оргкомитетом в качестве площадки проведения I и II туров конкурса. Темы уроков определяются локальным актом образовательной организации (в соответствии с календарно-тематическим планированием в рабочих программах по соответствующим предметам и с учетом их фактического выполнения в соответствующих классах), который обнародуется на сайте конкурса за 2 дня до начала конкурсных испытаний и доводится до сведения членов жюри. В случае если преподаваемый конкурсантом предмет не изучается в образовательной организации, урок проводится на вводную тему.
После проведения урока в течение 10 минут участник конкурса получает возможность провести самоанализ и ответить на вопросы членов жюри (обычно время распределяется поровну: 5+5 минут). Здесь могут быть расставлены значимые для педагога акценты, обоснован уровень сложности, кратко сформулированы особенности проведенного занятия, проанализированы достигнутые результаты с выделением проблемных зон. Подчеркнем, что к самоанализу нельзя подходить как к формальному отчету. Эта часть конкурсного задания «Урок» связана с понятием «профессиональная рефлексия», которая позволяет экспертам составить представление о системности мышления учителя. Ответы на вопросы членов жюри должны быть краткими, четкими и конкретными. В данном случае не предполагается дискуссий и уточняющих вопросов, а экспертам рекомендуем воздерживаться от оценочных суждений и комментариев.
При подготовке конкурсного урока следует учитывать взаимосвязь его с методическим семинаром, сбалансированно показать не только яркие приемы и высокую степень эмоциональности, но и глубину владения содержанием своего учебного предмета. Необходимо помнить о важности активного взаимодействия и вовлечения учащихся в учебную деятельность, не забыть предоставить членам жюри раздаточные материалы, если они будут использоваться на занятии (для понимания экспертами происходящего на соответствующем этапе урока). Урок на конкурсе - сочетания общих требований к педагогической деятельности с нестандартностью и уникальностью личности педагога, поэтому творческие находки являются показателем мастерства конкурсанта.
Максимальный балл за конкурсное задание «Урок» - 100, по каждому из десяти критериев выставляется до 10 баллов.
После завершения всех уроков финалистов наступает первый значимый рубеж в проведении конкурса «Учитель года России» - завершается этап «Учитель-профи», счетная комиссия подводит итоги. В результате суммирования средних баллов за каждое конкурсное задание на предыдущих этапах определяются 15 участников следующего этапа конкурса - «Учитель-мастер». Остальные педагоги включаются в экспертную деятельность, становясь членами жюри. Меняется и группа профессиональных экспертов. Следующие этапы конкурса оценивает Большое жюри, в которое входят лица, играющие знаковую роль в системе образования, влияющие на государственную политику в этой области, обладающие огромным опытом экспертной деятельности на самых разных уровнях.

Мастер-класс
Мастер-класс - это образовательное действо, основанное на интерактивном представлении лучшей оригинальной практики преподавания с вовлечением участников в активную деятельность, мотивирующее к профессиональному развитию и вызывающее интерес, создающее пространство для обсуждения и открытия нового знания. Он всегда является выходом за пределы канона, за рамки, за границы. Излишняя старательность и попытка сделать все по «научным требованиям» приводят к тяжеловесности и искусственности. Иногда острота - важная приправа для мастер-класса. Мастер-класс не проповедь. Не должно быть формального языка и штампов, банальностей и шаблона. Должен появиться цельный и яркий образ как самого действия на сцене, так и личности учителя.
Мастер-класс - одно из самых серьезных и сложных испытаний в рамках конкурса «Учитель года России». Это обусловлено рядом причин.
    Жанр мастер-класса предоставляет широкие возможности для педагогического творчества, но при этом нет определенности в его структуре и подходах к организации.
    Публичное выступление на сцене перед большой аудиторией, в том числе и перед своими коллегами, предполагает высокий уровень коммуникативной культуры.
    Требуются новизна взглядов и определенные методические открытия в рамках рассматриваемой темы, умение удивить высококвалифицированную педагогическую аудиторию.
    Возникает необходимость создания ярких визуальных образов, которые увлекут аудиторию, создадут связь между конкурсантом, выступающим на сцене, и зрителями, находящимися в зале.
    Расширяется число экспертных групп, участвующих в оценивании конкурсных заданий (помимо профессионального жюри работают детская группа, родительское жюри и участники конкурса, не попавшие в число пятнадцати конкурсантов.

Оценка мастер-класса имеет если не определяющее, то большое значение для дальнейшего конкурсного пути каждого участника. И это последнее индивидуальное конкурсное задание, так как в дальнейшем предполагаются командное взаимодействие по разработке образовательного проекта и участие в общей дискуссии в рамках педагогического совета и круглого стола образовательных политиков. Максимальный балл за мастер-класс - 100. Оценочная форма включает десять критериев, по каждому из которых выставляется до 10 баллов.
Перечисленные ниже афоризмы великих людей помогут конкурсантам настроиться на участие в данном конкурсном задании.

«По одному слову человека часто называют мудрецом или глупцом. Нам следует очень осторожно относиться ко всему, что мы говорим».
Конфуций

«Я чувствую себя настолько солидарным со всем живущим, что для меня безразлично, где начинается и где кончается отдельное».
А.Эйнштейн
 
«Ты от зверей отличен слова даром - но лучше зверь, коль ты болтаешь даром».
Саади

«Есть люди, которые хорошо говорят, но плохо разговаривают, потому что их мысли хуже их слов, а чувства хуже самих мыслей».
В.Ключевский

«Прекрасно только то, что естественно».
Вольтер

«Очень часто и большие ценители ошибаются, приняв искусственность за искусство».
М.Пришвин
«Человек подобен дроби, числитель есть то, что он есть, а знаменатель - то, что он о себе думает. Чем больше знаменатель, тем меньше дробь».
Л.Толстой

«Чем истины выше, тем нужно быть осторожнее с ними, иначе они вдруг обратятся в общие места, а общим местам уже не верят».
Н.Гоголь

На этой основе сформулируем советы для конкурсантов, которые будут планировать свои мастер-классы.
    Осторожно обращайтесь со словами, как с их произношением, так и с вложенным в них смыслом.
    Умение почувствовать свою индивидуальность в части целого образовательного процесса является важным показателем мастерства учителя.
    Каждая мысль и каждая фраза должны нести определенную смысловую нагрузку, стоит избегать многословия, дополнительных пояснений и дальнейших разъяснений сделанных пояснений.
    Мысли, слова и чувства должны стать единым комплексом в рамках мастер-класса, быть природной составляющей выступления, соединяться и образовывать целостную яркую картину.
    Осторожно надо относиться к преувеличению роли и новизны тех «педагогических открытий», которые планируется представлять на сцене, пусть зрители сами судят об их значимости и уникальности.
    Обратите внимание, не являются ли рассуждения искусственными и притянутыми, не используете ли вы только формальные и банальные фразы, насколько живыми и свежими выглядят рассуждения и представляемые подходы.
    Оцените свой мастер-класс с точки зрения практики преподавания, возможностей применимости тех или иных приемов или советов.
    Следует показать собственную профессиональную индивидуальность, не сбиваться на банальности и транслирование исключительно чужого опыта.
Цель мастер-класса - демонстрация педагогического мастерства в планировании и анализе эффективности учебных занятий и подходов к обучению, выявление лучшего педагогического опыта и инновационных практик, осознание педагогом своей деятельности в сравнительном и рефлексивном контексте, осмысление перспектив собственного профессионального развития и потенциала транслирования методик и технологий преподавания. Общее количество времени - 30 минут. Обычно 20 минут отводится на выступление конкурсанта и 10 минут на вопросы членов жюри и ответы. Стоит помнить, что ответы не должны превращаться в продолжение конкурсного задания, а быть четкими и конкретными, чтобы дать возможность максимальному количеству экспертов прояснить для себя все необходимое.
Мастер-класс - это выход из узких тематических рамок содержания определенного учебного вопроса, показ широты видения материала и своего предмета, органичное использование межпредметных и метапредметных связей. Важно удачно сформулировать тему. Она должна быть не тривиальной, но грамотной, корректной и привлекающей профессиональный интерес. Должен быть некий смысловой стержень, вокруг которого развертывается сюжет выступления и к которому приковывается основное внимание автора, не следует стараться объять необъятное.
Частью мастер-класса могут быть интрига в сюжете, элементы провокации, неожиданные открытия и повороты. Стоит продумать, что будет кульминацией - эмоциональной или интеллектуальной, творческой или содержательной. Важным элементом является взаимодействие с аудиторией. Оно может строиться в разных формах: фокус-группы, вся аудитория, отдельные добровольцы - непостоянная фокус-группа, индивидуальная работа, пары или другие малые группы. Обязателен выход на обобщения и оригинальные выводы через нестандартность содержания по темам, неожиданные сравнения и образы, неизвестные факты и их осмысление. Проведение исследования (сравнительного или любого другого) является показателем глубины понимания темы и широты кругозора мастера.
Важен дизайн пространства, в том числе место расположения фокус-группы (если она предполагается), экрана, иллюстраций. Используемые ролики не должны быть слишком длинными, а выступления членов фокус-группы - затянутыми, стоит помнить, что оценивается педагогическое мастерство конкурсанта, а не других участников.

Педагогический совет
Продолжение конкурсных испытаний в рамках этапа «Учитель-мастер» переходит в новый организационный формат - работа в команде. Жребием пятнадцать конкурсантов образуют три группы по пять участников. Вечером накануне проведения педагогических советов в группах определяется тематика каждого из трех педсоветов - темы заранее обсуждаются и утверждаются оргкомитетом конкурса. Педсоветы проводят участники предыдущих конкурсов «Учитель года России», в том числе и абсолютные победители, которые делают общее вступление и предлагают для рассмотрения несколько ключевых вопросов. Они являются ведущими, обращая внимание на равные возможности для выступлений всех участников группы, определяют правила и процедуры, при необходимости заостряют внимание на тех или иных актуальных для обсуждения проблемах. В рамках «Педагогического совета» проявляется умение конкурсанта участвовать в дискуссии, понимать суть рассматриваемых вопросов, вносить новые идеи, развивать мысли своих коллег, аргументированно отстаивать свою позицию, не превращая обсуждение в конфликт или выяснение отношений.
Представляются интересными следующие мысли известных людей, которые позволят конкурсантам обратить внимание на важные аспекты при подготовке к участию в педагогическом совете:

«Всякий слышит лишь то, что понимает».
Плавт

«Бороться с теми или иными явлениями можно, лишь предварительно познав их причины и устранив их».
Т.Манн

«Новая точка зрения всегда оказывается в меньшинстве».
Т.Карлейль

«Говорят, что между двумя противоположными мнениями находится истина. Ни в коем случае! Между ними лежит проблема».
И.Гете

«Кто резко высказывает свои мнения о чужих действиях, тот обязывает этим и самого себя действовать лучше других».
В.Белинский

«Предвидеть - значит управлять».
Б.Паскаль

«Великие и благие дела всегда сплачивают людей».
С.Цвейг

Представленные афоризмы могут быть переведены в следующие рекомендации для конкурсантов.
    Следует обратить особое внимание на формулировку темы и предлагаемых ведущим вопросов, чтобы показать свое глубокое понимание, а не поверхностный взгляд.
    Не стоит путать причины и следствия при обсуждении тех или иных педагогических явлений и проблем.
    Ваша точка зрения может отличаться от позиции собеседников, не надо этого пугаться, если готовы убедительно, аргументированно и последовательно ее отстаивать.
    Значимым в обсуждении является умение увидеть и сформулировать ключевую проблему.
    Постарайтесь избежать острого соперничества и выяснения отношений с кем-то из членов группы, очень ценны умение договариваться и взаимная поддержка даже в рамках конкурса.
    Обращайтесь не только к констатации фактов, но и к прогнозированию возможного развития событий, внося конструктивные предложения.

Цель «Педагогического совета» - организация открытого профессионального пространства для обсуждения существующих проблем, путей их решения и перспектив развития образования. Общее время проведения - до 45 минут. В ходе педсовета конкурсанты получают возможность высказывать свою позицию, развивать идеи других членов группы, высказывать свои возражения, предлагать решения, заострять ту или иную проблему, задавать вопросы. Создается пространство общей командной работы, позволяющей привлечь внимание педагогической общественности к рассматриваемым вопросам образовательной практики. Хотя оценивается конкурсант индивидуально, но умение взаимодействовать, сотрудничать, достигать значимых результатов обсуждения является общим достижением группы, позволяющим каждому проявить свою уникальность. Конкурс оценивается в 50 баллов (по каждому из пяти критериев выставляется максимально 10 баллов).

Образовательный проект
Все больший авторитет получает испытание «Образовательный проект», появившееся в модели конкурса «Учитель года России» всего несколько лет назад. Продолжаются обсуждения того, как сделать его оценку более точной и справедливой, учитывать не только представление результатов работы на сцене, но и работы по подготовке проекта группой. Однако уже сейчас можно точно сказать, что это задание является ярким примером воплощения современных требований к системе образования, в том числе и проектной ориентированности педагогического процесса.
Снова жребием создаются три группы по пять участников, таким образом, состав прежних участников, разделенных аналогично на предыдущем конкурсном задании, меняется. Группы в определенной жребием последовательности в течение 15 минут на сцене проводят обсуждение и выбирают тему образовательного проекта, распределяют зоны ответственности каждого члена команды. Затем каждая группа получает не менее 6 часов для командной работы по созданию образовательного проекта и его оформления в электронном и/или другом формате. Для представления образовательного проекта на сцене группа получает 20 минут и в течение 10 минут отвечает на вопросы экспертов. Эти вопросы могут быть к конкретному участнику, ко всей группе или к любому, кто выразит желание ответить. Здесь важны быстрота реакции и скорость мышления.
Цель «Образовательного проекта» - демонстрация лауреатами конкурса культуры проектирования в образовании, видения существующих проблем и путей их решения, умения продуктивно работать в команде и выстраивать конструктивное взаимодействие. Образовательный проект создает ситуацию вызова, в которой действия участников требуют активности, инициативы, оперативности, организованности, слаженной работы и творчества. Важно распределить зоны ответственности таким образом, чтобы в рамках коллективных действий члены жюри могли увидеть вклад каждого участника группы в общий результат. Обратимся к мудрости предков, чтобы определить значимые идеи:

«Где единение, там и победа».
Публилий Сир

«Каждый человек несет ответственность перед всеми людьми за всех людей и за все».
Ф.Достоевский

«То, что вы делаете, может казаться крайне незначительным, но крайне важно, чтобы вы все равно продолжали делать свое дело».
М.Ганди

«Если у тебя есть лучшее - предложи, а если нет - покоряйся».
Гораций

«Наша жизнь - путешествие, идея - путеводитель. Нет путеводителя, и все остановилось. Цель утрачена, и сил как не бывало».
В.Гюго

«Если у вас есть яблоко и у меня есть яблоко, и если мы обменяемся этими яблоками, то у вас и у меня останется по одному яблоку. А если у вас есть идея и у меня есть идея, и мы обмениваемся этими идеями, то у каждого будет по две идеи».
Б.Шоу

При разработке и представлении образовательного проекта стоит помнить следующее:
- только в общем единстве и целенаправленной работе может быть достигнут значимый результат, а представленный проект поможет раскрыться каждому участнику группы;
- не стоит делить зоны ответственности на значительные и незначительные, выбор координатора проекта не гарантирует ему наибольшего количества баллов;
- хорошие идеи приносят пользу каждому члену проектной команды, не стоит устраивать острой конкуренции из-за личных амбиций или соперничества;
- идея проекта должна быть значимой, яркой и нестандартной;
- открытость и готовность делиться своими идеями не только приносят общую пользу, но и способствуют профессиональному развитию каждого конкурсанта.
Образовательный проект должен быть представлен не только как глубокое содержательное действо, но и как яркое по оформлению событие. Поэтому важны визуализация ключевых этапов проекта, разные форматы структурирования информации, обоснованность выводов и реалистичность решений. Каждый участник в рамках данного конкурсного испытания может получить максимум 50 баллов (по каждому из пяти критериев эксперты выставляют максимально по 10 баллов).
После завершения выполнения группами испытания «Образовательный проект» подводится следующий промежуточный итог, подводящий черту этапа с условным названием «Учитель-мастер». Все баллы по конкурсным испытаниям суммируются. Пять финалистов, получивших наибольшее количество баллов, объявляются победителями. Им предстоит последнее конкурсное задание, на котором будет определен абсолютный победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России».

Круглый стол образовательных политиков
 Из города Сочи, в котором будут проходить первый и второй, очные, туры конкурса «Учитель года России» в 2017 году все конкурсанты переезжают в Москву. Пять педагогов в течение 60 минут вместе с министром образования и науки РФ Ольгой Юрьевной Васильевой обсудят важную и значимую для российского образования тему. Именно здесь конкурсантам важно показать собственное видение будущего, понимание перспектив, проблем и потенциала изменений в системе образования. В данном случае учителям предстоит выйти из своей предметной области, из узких профессиональных рамок и показать себя политиками. После конкурса их задачи как победителей умножатся: в своих регионах им не раз доведется принять участие в обсуждении стратегических вопросов развития системы образования, стать экспертами на федеральном и международном уровнях, в прямом смысле выйти на уровень образовательных политиков.
Цель круглого стола - раскрытие потенциала лидерских качеств победителей конкурса, демонстрация понимания стратегических направлений развития образования и представление педагогической общественности собственного видения конструктивных решений существующих проблем. Тема круглого стола определяется оргкомитетом конкурса не позднее 15 сентября текущего года. Ведущий круглого стола формулирует вопросы и как модератор организует между участниками диалог и дискуссию. Каждый из пяти конкурсантов получает возможность высказать свое мнение.

«Заниматься политикой - все равно, что сморкаться или писать невесте. Это надо делать самому, даже если не умеешь».
Г.Честертон

«Легче завоевывать, чем управлять. С помощью соответствующего рычага можно одним пальцем поколебать мир; но чтобы поддерживать его, необходимы плечи Геракла».
Ж-Ж.Руссо

«То, что уже не вызывает споров, не вызывает и интереса».
У.Гэзлитт

«Отношение к противоречию является самым точным критерием культуры ума, умения мыслить. Даже просто показателем его наличия или отсутствия».
Э.Ильенков

«Духовное возрождение и предусматривает такой рост культуры, когда спор, диалог не превращаются в ненависть».
А.Мень

«Люди, втянутые в бесплодные дискуссии, могут легко потерять из виду реальные проблемы».
С.Лем

«Изменения могут возникнуть только тогда, когда мы осознаем настоящее положение вещей».
Х.Букай

«Из утверждения и отрицания рождается истина».
Л.Фейхтвангер

На круглом столе конкурсант демонстрирует свое общее отношение к обсуждаемой проблеме, аргументированно обосновывает свое мнение или позицию, вступает в диалог, формулирует предложения по решению существующих проблем, показывает свою оригинальность и нестандартность. Динамика проведения круглого стола требует от его участников максимальной концентрации внимания, активности и инициативности, креативности и точности формулировок. Максимальный балл за это конкурсное испытание - 25 (пять критериев, по каждому из которых выставляется максимально 5 баллов).

P.S. Подведем итоги. Модель конкурса состоит из двух частей - заочного и очного туров. Внутри этих частей есть три важных кита, три фундамента, на которых строится его идеология, - «Учитель-профи», «Учитель-мастер», «Учитель-лидер». Первый кит поднимает на поверхность в большей степени профессионально-предметные компетенции педагогов. Второй призван открыть наиболее способных и одаренных конкурсантов, обладающих умением публично представить свое мастерство педагогическому сообществу. И третья позиция - это пять соревнующихся между собой конкурсантов на завершающемся конкурсном задании «Круглый стол образовательных политиков». Здесь конкурсантам нужно демонстрировать лидерские качества и умения. У абсолютного победителя как носителя трех составляющих конкурсной концепции, как педагога, который показал лучшие результаты, соединив в себе все три кита - супер-профи, супер-мастер, супер-лидер, - появляется особая миссия. Он становится своего рода голосом учительства как высочайший профессионал и носитель важнейших гуманистических ценностей в образовании и воспитании. Отныне его задача - соответствовать полученному титулу и в дальнейшем держать эту планку высоко и достойно, продвигая лучшие идеи и инновационные технологии и вдохновляя своих коллег на развитие, совершенствование в профессии. Таков близкий к идеалу образ абсолютного победителя. И именно таких и открывал на протяжении 27 прошедших лет Всероссийский конкурс «Учитель года». Подтверждение тому - их имена, признание учеников и коллег, профессиональная судьба после конкурса, гражданская позиция, верность делу и профессии, которой они посвятили свою жизнь.
Мы не стали подробно описывать критерии и показатели по всем конкурсным испытаниям, поскольку они есть в открытом доступе на официальном сайте и представлены в Порядке проведения федерального этапа Всероссийского конкурса «Учитель года России» (14 августа 2015 года). Критериальная база - важный профессиональный ориентир, основа, опираясь на которую конкурсанту предстоит раскрыть себя и как творческую личность. Важно понять, что в конечном счете победу одерживают его величество талант, образованность, внутренняя культура учителя, его эрудиция, широта мировоззрения, способность увлечь и заразить своим мастерством и дарованием и детей, и родителей, и жюри, и все педагогическое сообщество. Прибавим к этому важнейшие качества, необходимые конкурсантам, - чувство меры и юмора, настойчивость и выносливость, интуиция и обаяние, позитивность, открытость, искренность, а главное - умение быть самим собой.
 История показывает, что победу не могут гарантировать ни общий стаж педагогической деятельности, ни имеющиеся звания, степени и награды, ни региональная принадлежность конкурсанта. Подготовка к конкурсу «Учитель года России» важна и нужна. Но она не заменит собственных усилий и осознания того, с чем я иду на конкурс, с каким багажом знаний и умений, что могу сказать миру и чем поделиться с коллегами. Путь к победе пролегает через годы личностных и профессиональных испытаний, творческой активности и желания постоянно совершенствоваться. Именно поэтому победители не только ощущают счастье от признания, но и огромную ответственность, которая ложится на их плечи. Звание обязывает быть образцом профессионального отношения к делу, поиска и поддержки всех начинающих педагогов. Именно в этом миссия конкурса - не определение победителя, а выявление Личности, которая своей дальнейшей педагогической деятельностью становится примером для подражания и совершенствования.

​Ирина ДИМОВА, кандидат педагогических наук,
Андрей ИОФФЕ, доктор педагогических наук