Для начала определим единицу управления воспитательным процессом. В психологии и педагогике такой единицей является воспитательная ситуация. Что составляет ее структуру? Прежде всего субъекты, которые составляют его основу: ученик и педагог. Далее совместная деятельность, составляющая основу их взаимодействия. В определенные моменты эта деятельность выступает как разделенная, где каждый вкладывает в нее разную долю в зависимости от того, насколько он ей владеет. Когда взрослый постепенно передает действия ученикам в их самостоятельное пользование, происходит обучение.
Для учебной ситуации все предельно ясно - сначала учитель держит руку ребенка, выводя буквы, потом сам ребенок научается писать. Для воспитания все не так очевидно. Часто деятельность так и остается в руках педагога, не передается и не принимается учениками. Педагог организует, проводит, подводит итоги. Ученик пассивно слушает, и не понятно, включается ли он вообще в процесс. Поэтому важно использовать воспитательные ситуации двух типов - заранее спланированные и стихийно возникающие. И мастерство педагога как раз и заключается в умении работать в стихийно возникающих условиях.
Я хочу рассказать о стихийно возникшей в гимназии благотворительной акции «Купи слона». Она выросла из многолетней работы гимназии в области благотворительности. Гимназисты привыкли реагировать на запросы о помощи. Так, несколько лет назад, когда в городе сгорела конюшня, по инициативе самих учеников был организован благотворительный концерт «Хорошее отношение к лошадям», и средства, вырученные на нем, были переданы на восстановление конюшни. Проводились благотворительные спектакли, деньги от которых передавались больным детям. Теперь гимназия сотрудничает с общественной организацией «СИДИ» (сокращение от «семьи, имеющие детей-инвалидов»).
Идея организации акции «Купи слона» выросла из благотворительной акции «Дармарка», которая проводилась уже несколько лет под руководством Ирины Емельяновой, заместителя директора по воспитательной работе нашей гимназии, в рамках Недели экологии. Гимназисты вместе с учителями и родителями на переменах организовывали мастерские по изготовлению сувениров из природных материалов. На «Дармарке» были представлены поделки, рисунки, собственная выпечка. Все это активно приобреталось самими же гимназистами, а вырученные деньги передавались в фонд «СИДИ».
В сентябре на встречу с гимназистами пришла Ирина Громова, председатель этого фонда. Она поделилась опытом организации своего проекта и предложила нам для участия в «Дармарке» слоников, которые шили родители детей-инвалидов. Слоники на «Дармарке» разошлись на ура, а потом наши классные руководители предложили шить слоников прямо в гимназии. Сделали лекала, закупили материал. И закипела работа: Оксана Борисовна Бурова прямо в холле первого этажа организовала кружок (по массовости целый кружище) кройки и шитья. Когда стало понятно, что накроили столько слонов, что самим не осилить их пошив, в работу включились мамы и учителя.
Слонов весь декабрь шила вся гимназия, включая директора. А потом начались благотворительные продажи - в торговых центрах, кафе, на городских событиях. Очаровательных слоников охотно приобретали и участники Открытых педагогических чтений, посвященных памяти основателя и первого директора гимназии И.Б.Ольбинского. Всего нам удалось собрать 30 тысяч рублей, за что мы получили благодарственное письмо от руководителя центра «СИДИ», куда были переданы средства.
А что приобрели гимназисты в ходе акции? Навыки кройки и шитья? Это на поверхности. В действительности все гораздо глубже. Взрослых и детей связала общая деятельность, направленная на достижение социально важной цели. Тут решались задачи нравственного воспитания, дети получили опыт построения конструктивных взаимоотношений, сотрудничая друг с другом и со взрослыми. Кроме конкретных навыков они получили от взрослых важные жизненные ценности, и еще бесценный опыт самореализации в пространстве взаимопомощи. И значит, воспитание состоялось.

Ольга ФИЛИМОНОВА, директор Сергиево-Посадской гимназии имени И.Б.Ольбинского, Московская область