В кабинете директора екатеринбургской школы №143 уютно: вроде бы привычная офисная мебель, но быстро возникает ощущение домашней атмосферы.
- Мне кажется, в школе должно быть тепло, - говорит Ирина Степановна. - Это касается не только температурного режима. Тепло притягивает людей, сюда хочется прийти и учащимся, и педагогам. Когда я четыре года назад, будучи назначенной директором, впервые пришла в 143-ю, сразу почувствовала: это мой коллектив. Мне нравятся улица Ясная, на которой стоит здание, лесопарковая зона вокруг, несколько храмов рядом. Но понятие «тепло» не означает для меня полного безоговорочного комфорта. Трудности могут и даже должны быть, ведь их преодоление есть принцип развития и личности, и учреждения.
- Ирина Степановна, что в деятельности директора самое сложное?
- Иногда доводится слышать сочувственное: «У вас такая тяжелая работа, с детьми». Я не понимаю эту фразу. Дети - самое лучшее, самое светлое, что есть в деятельности педагога. Они настоящие. Они искренние. Они открыто демонстрируют то, что несут в себе. А вот взрослые нередко желают показаться иными, чем есть. Несколько лет назад один уважаемый человек поделился: «В нашем деле самое сложное - не бумажный вал, о котором сейчас так много говорят, не материальные проблемы. Это отношения с людьми». Тогда я не поверила, а сейчас согласна. На уровне классного руководителя - мой педагогический путь стартовал с учителя начальных классов, 22 года жизни - проблем не возникало. Будучи заместителем директора по воспитательной работе другого учебного заведения, вопросы коммуникации тоже решала легко, так как работала в том колледже долгое время. Директору же приходится взаимодействовать с большим количеством очень разных людей, и не всегда тебя понимают.
Я сталкивалась с ситуациями, когда встречала абсолютно не ту реакцию на мои слова или действия, какую ждала. Переживала, недоумевала, почему так, в результате многому научилась. Нужно действовать не наскоком, а планомерно и аккуратно, доносить свою точку зрения так, чтобы тебя верно услышали самые разные «уши» и правильно поняли самые разные головы. Поступила в магистратуру Уральского педагогического университета, получила диплом магистра психологии. Теперь мне это очень помогает.
- Есть ли у школы свой интересный опыт общения с родительским сообществом?
- Проект «Папина школа». Начала опробовать его еще раньше, а в 143-й школе он просто получил развитие. Проект подразделяется на «Папин час», «Папин день», «Папин клуб». Что такое «Папин час»? Вот как это выглядит: раздается звонок на урок, и во всех параллелях одновременно проходят классные часы, которые проводят отцы учеников. Темы могут быть разные, одна из последних - «Окно в папино детство». В «Папин день» родители приходят в школу на более длительное время, на различные мероприятия. День здоровья без пап не обходится. Перед 8 Марта мы проводим соревнования «Папа и дочь», где мамы выступают в качестве болельщиков (естественно, к 23 Февраля мы готовим другое состязание - «Мама и сын»). В «Папином клубе» собираются наиболее активные отцы, чтобы обсуждать и решать серьезные проблемы.
Почему именно папам такое внимание? К сожалению, часто они являются пассивным звеном воспитания. Значимость же отцов и для девочек, и для мальчиков бесспорна. Лично я «папина дочь», хоть осознала это не сразу. Мое становление как человека, как женщины, как руководителя происходило на базе ценностных установок моего отца.
В школе мы провели анкетирование, где ребятам нужно было закончить фразу «Я люблю, когда папа...». Некоторые ответы повергли в шок. «Я люблю, когда папы нет дома», «когда папа не занимает мой компьютер», «когда папа спит». После этого провели обсуждение «Кто в доме хозяин?». Оказалось, что понятия «хозяин» и «глава семьи» следует разграничить. Глава семьи - добытчик, он принимает решения, чаще это отец, или это должен быть он. Хозяин же тот, кто следит за порядком в доме, - мама. Целью такого обсуждения было не настаивать на чем-то, а привлечь внимание к теме и проблемам, с ней связанным.
- Как я понимаю, взаимодействие с родителями вы считаете важнейшим компонентом школьного воспитания?
- Все идет из семьи, из детства. Если у ребенка проблемы, значит, родители что-то недосмотрели, учителя что-то недоделали. Если ребенок успешен, он сам молодец!
У нас действует психолого-педагогический проект сопровождения родителей под названием «Я». Буква «я» - графическая и содержательная основа эмблемы школы. Символ чрезвычайно емкий: я - ученик (650 растущих «я» в школе), я - педагог, я - родитель, я - личность. «Я» не последняя буква в алфавите, это первая буква нашей улицы. Я пишу сегодняшнюю историю школы, я строю собственную судьбу. Я не перекладываю ответственность на других. Наш негласный девиз: «Твой успех в твоих руках».
- Почему понятие успешности заложено в долговременную программу развития школы?
- Думаю, каждый человек хоть раз да переживал состояние успеха. Он ставил цель, желал чего-либо, совершал действия и достигал задуманного. Испытав состояние успеха единожды, человек хочет вновь почувствовать его, и это хорошо.
Мы сейчас создаем информационное поле «От способностей - к успеху». Для этого оформляем стенд, посвященный детям, добившимся ярких результатов в разных сферах. Анна Свалова имеет первый взрослый разряд по художественной гимнастике. Валентина Афанасьева-Петрова отлично успевает по всем предметам. Анастасия Дмитриева - победитель многих спортивных соревнований.
Отдельный проект программы развития школы - «Успешный учитель - успешный ученик». Еще одно направление - «Красота успеха», касается внешнего вида, имиджа учебного заведения. Преподаватель изо, по образованию архитектор, разработала оформление первого этажа. Постепенно, этаж за этажом, мы изменим облик всей школы. Во мне сильно желание объединить людей общим делом, в котором участвуют дети, родители, педагоги, администрация. Успех сотрудничества - в единстве. Таким общим проектом стало для нас и открытие этнографического музея «Русская изба», работа по борьбе с зависимостями: у нас не курят!
- В учительском коллективе школы неожиданно много молодых педагогов, хотя учебные заведения сегодня испытывают дефицит «свежей крови». Как вам удалось решить эту проблему?
- Я очень этого хотела. Когда вокруг дети, нельзя не быть современным. Молодая энергия школе нужна по определению. Именно молодые педагоги прекрасно воспринимают ключевую для меня идею объединения. С каким энтузиазмом принимали они участие в городском конкурсе творческих возможностей педагогов «Большая перемена», исполнили «Песню Земли», где танцем, движениями «нарисовали» планету!
Но и опыт незаменим. Кто подскажет молодым, как наладить дисциплину на уроке не в теории, а на практике? Как первый раз выйти на родительское собрание? Сейчас в коллективе установился позитивный возрастной баланс.
- И снова о летних заботах руководителя. Какие задачи ставите вы перед новым учебным годом?
- Нам предстоит переход на профильную подготовку в старших классах. Важнейшая задача - увеличить количество выпускников, чтобы больше старшеклассников оставались в родной 143-й, а не стремились перейти на два-три последних года учебы в престижные школы. Подготовительные занятия для малышей будем начинать с пяти лет. Планируем расширить спектр платных образовательных услуг по запросам родителей: добавим группы английского языка, спортивные секции, занятия ЛФК.
Лето - важный этап в работе руководителя учебного заведения, когда идет самоанализ по всем направлениям. Есть возможность уделить время пусть не самому срочному, но, возможно, самому важному - перспективному планированию.
- Планы на новый год меняются, но глобальная цель остается прежней. Это качество образования?
- Качество образования - важнейший инструмент. Глобальную цель школы я обозначаю как выращивание личности - здоровой физически и духовно, уверенной в себе, умеющей ценить других, любящей свой город и свою страну.

Личностные приоритеты директора Краевой:
    Честность. Это качество должно быть на первом месте. Дети не терпят лжи. Умные люди чуют неправду на расстоянии.
    Пример. Не словами, а действиями и собственным образом добиваться результата.
    Уважение. Уважать себя, уважать других - это взаимосвязано.
    Командный дух. Символ школы «Я» - это много разных «я»!

Екатеринбург