Все эти проявления социальны по природе, потому что формируются через освоение культуры и не имеют ничего общего с биологически обусловленным отношением животных к своей территории. Социальны - значит передаются из поколения в поколение, транслируются взрослыми и могут быть присвоены только через взаимодействия с людьми, ими обладающими.
Каждое событие, каждый повод взаимодействия с взрослеющей личностью помогает решать целый спектр воспитательных задач при условии, что оно грамотно выстроено. Если взрослый понимает и чувствует воспитательный потенциал возникающего диалога, а именно так должны разворачиваться все воспитательные ситуации, то могут быть затронуты очень важные, глубинные пласты, обращение к которым и помогает выстраивать жизненные смыслы и ценности.
Может ли встреча с творческими людьми - писателями, журналистами, художниками, фотографами - стать материалом для воспитания патриотизма, помимо решения задач эстетического и творческого развития? Безусловно, да! Все они передают авторское отношение к реальности, центром которой является принадлежность к определенным местам, национальности, родной культуре, природе.
Если наши дети участвуют в спортивных соревнованиях, они не только развиваются физически, но и представляют свою школу, город, страну. В апреле команда гимназии по спортивному ориентированию принимала участие в международном чемпионате школьных команд в Палермо (Италия). Несли российский флаг. Отметили этот момент как самый яркий и важный во всей поездке.
Когда мы отмечаем памятные даты, ходим на экскурсии, участвуем в экологических и благотворительных акциях - разве это не воспитание патриотизма? А участие в олимпиадах подразумевает только ли индивидуалистические стремления к собственным достижениям? Чего бы стоили эти достижения вне социума? А вот когда твои достижения значимы для других, когда ты осознаешь себя сопричастным к общей культуре, тогда эти достижения приобретают совсем другой смысл.
Я не думаю, что школа в 90-е годы не воспитывала патриотов. Учителя всегда транслируют собственные смыслы вместе с предметом, который преподают. Может быть, только об этом не кричали на каждом перекрестке, не строили всех в одну шеренгу и не требовали бесконечных отчетов по патриотическому воспитанию. Поэтому сейчас, когда говорят, что нужно восполнять пробелы и возобновить эту работу, я испытываю некоторое недоумение.
Почему-то патриотизм стал военно-патриотическим. Наверное, он и таким может быть, но это не единственное его «лицо» и проявление. Если мы опять решим искоренять индивидуальности и заставлять всех ходить строем, не будет ли это воспитывать совсем противоположные чувства? Чувство протеста, стремление к самовыражению вопреки? Разве декабристы и диссиденты не были патриотами? И разве возможно движение культуры вперед без независимых и свободно мыслящих личностей? Есть над чем подумать, прежде чем делать «под козырек»...

Ольга ФИЛИМОНОВА, директор Сергиево-Посадской гимназии имени И.Б.Ольбинского, Московская область