После процедуры конкурса на должность директора была назначена Анжелика Гуденко, возглавлявшая ранее Центр развития образования Петрозаводска. Человек, который тревожился за судьбу учебного заведения и коллег - много лет Анжелика Витальевна преподавала здесь историю и обществознание. Вернувшись в лицей в новом статусе руководителя, работу у школьной доски она не оставила.
- Мне еще есть что сказать детям. Особенно важны те единение и понимание, которые рождаются в классе как с учениками, так и с коллективом, - говорит Анжелика Гуденко в директорском кабинете, где звонящий телефон не умолкает ни на минуту. - Хочется видеть лицей прежде всего как родной дом. Нам многое удалось сделать за год. Самое важное - это переключить сознание коллег на работу в команде. Сама же я люблю историю и хочу, чтобы дети любили ее также. Конечно, и в моем классе появляются неважнецкие оценки, из-за чего переживаю. Проверять тетрадки успеваю только ночью, но у меня принцип - к уроку все работы должны быть проверены. Меня удивило, что за несколько лет в лицее отказались от многих успешных практик. Не нужно было создавать что-то новое, тратить силы, важно было просто поддержать. Почему это произошло? Не знаю. Сейчас у нас нет площадки для детско-взрослого откровенного разговора. Но была же замечательная открытая кафедра - это уникальный опыт, которым мы со всеми делились. Происходящее отчуждение детей от взрослых страшно. Не должно быть его и от результата, и от процесса. Нельзя быть винтиком! И детям важно говорить, быть услышанными! Меня удивило и порадовало, как ученики, например, откликнулись на вопрос «Учительской газеты» о социальных сетях (см. «Эпицентр» в №6 от 7 февраля). Так что создание пространства для диалога взрослых и детей взяла себе на заметку.
- Расскажите об идее лицейской конференции, которая прошла в конце апреля.
- В ее организации нам удалось избежать избитых вещей. Например, скучного названия «научно-исследовательская конференция». Дети могут, конечно, привнести в работу элемент новизны, но это их личная новизна, для них новое, а в целом для научного сообщества - дело относительное. Мы даже в этом избегаем штампов. У нас конференция юных исследователей «СамПо» расшифровывается как «CАМостоятельный ПОиск», но в 2017 году мы стали не просто лицейской, а городской площадкой 1.
- Анжелика Витальевна, вы несколько месяцев возглавляли Центр развития образования Петрозаводска, и именно тогда возникла идея создать несколько подобных площадок, где школьники занимаются исследовательскими работами...
- Именно эта идея в лицее и получила развитие! К тому же мы стали понимать, что все это заложено в федеральном государственном образовательном стандарте. Это не просто на нужной волне исполнение, а такова нынешняя реальность - то, что заложено в стандарте, требует этих площадок, их должно быть много. Не все дети могут попасть на уровень города, республики или России. Поэтому так нужны и важны площадки на уровне образовательных организаций внутри города. Дети должны иметь возможность презентовать то, что они сделали.
- Или сделали их родители. Бывает же и так?
- Не надо жить в культуре видимости. Мы резко осуждаем этот порок, когда встречаемся с ним где-то наверху, но прежде всего считаю, что нужно спросить с себя самого. Поэтому первую половину года мы работали с программой развития лицея, выстраивали общение в коллективе, наши учителя стали осознанными ее соавторами. Завершая год ученической конференцией, семинаром для заместителей директоров и защитой планов-проектов восьмиклассников, мы, говоря о проектно-исследовательской деятельности учеников, настаиваем, что в этой работе необходима поддержка семьи, но не в написании работ за ребенка, а в разумной помощи. Есть вещи, которые мы уже прожили, прочувствовали и можем это объяснить, поэтому если наш опыт кому-то полезен, мы готовы им делиться. Много информации есть на сайте лицея www.lyceum1.net/. Мы готовы к сотрудничеству и вопросам.
- Что удалось сделать за истекший год?
- Времени на философствование и погружение в эту тему у меня не так много - разве только ночью. Этот год для меня лично стал одним большим днем. Если бы не ежедневник, в котором все распланировано, я бы с трудом сказала, что и когда произошло. Если говорить о результатах этого года - нам удалось создать административную команду, в которой я как руководитель не над всеми, а вместе. Получилась мощная управленческая команда, в которой руководители кафедр поменялись почти на половину, зато научно-методический отдел стал органом управления, и он действительно управляет! Поэтому все обсуждения, которые там проходят, будут воплощены в реальные дела, а не останутся словами. Такое видение ситуации от учителей до руководителей, от учеников до родителей - это самое ценное из того, что сейчас происходит в лицее. Дальше с этим можно работать и реализовывать любые планы. Уверена, за сиюминутные, поэтапные и конечные результаты при таком подходе нам не будет стыдно - там не будет ничего исполнено искусственно или для «галочки». Я боюсь этой видимости! Даже на примере одного события можно показать, что наш управленческий подход стал более системным.
В этом году мы возобновили свое сотрудничество с Ломоносовской школой (бывшей гимназией №37)2. И увидели, какой ресурс можно подтянуть. А почему бы и нет? Это не для «галочки» сделанная вещь, а то, что работает на нас. Мы понимаем, что без активного поиска возможностей, которые есть везде, нам придется сложно. Что, например, мы можем сделать вместе с Гимназическим союзом, в который вступили в этом году? Это элемент профессионального обучения для наших педагогов, а также техника, которую мы получили по проекту. Она поможет нам создать информационно-методический центр лицея. Всегда была ясна его необходимость, но сейчас мы нашли ресурсы для этого. Одна идея рождает новую инициативу, и никак нельзя это бросать на полпути, тем более что в таких моментах федеральный государственный образовательный стандарт нас только поддерживает.
- Получается, инициатива идет еще от самого коллектива?
- Да, и те, кто работает и показывает результат, получают достойное финансовое вознаграждение. Не могу обещать, что подобный уровень материальной поддержки сохранится, но мы делаем все, что можно спланировать и предусмотреть в плане финансовых гарантий учителям.
- Что в этом году вас поддержало или порадовало?
- Традиционно - участие в олимпиадах и конференциях, конкурсах. Лицей продолжает оставаться одним из лидеров. Мы бы не отказались быть абсолютными лидерами, но все-таки я понимаю, когда в городе есть конкуренция - это здорово, она помогает работать еще лучше. Рада, что Юлия Габучева, мой заместитель по учебно-воспитательной работе в научно-методическом направлении, пришла работать в лицей, увидев для себя возможность профессионального роста. Это очень системный, четкий человек, который будет сопровождать наши конференции, олимпиады, конкурсы, напрямую взаимодействует с учителями и учениками, семьей, кафедрами. Поэтому на данный момент у нас расширился список конференций и конкурсов, в которых участвует лицей. Мы определили свои приоритеты. Один из них - наше взаимодействие с Высшей школой экономики в Москве. Мы перешли к реальным проектам для школьников в рамках этого направления, нашли для себя Всероссийскую выставку образовательных учреждений, лауреатом которой и стал лицей. Повторюсь, мы не подгоняем результаты под определенный формат, а используем возможность участия как ресурс для улучшения своей работы, создаем импульс.
Лицей, конечно, многопрофильный, и у нас акцент на академическую успеваемость и успешное взаимодействие с профильными высшими учебными заведениями. Но мы развиваем и спортивное направление - презентовали себя как школу - спортивную площадку на городском, республиканском и российском уровнях. Сейчас подготовили целый пакет документов на Всероссийский конкурс по созданию спортивных клубов.
Приятно, что наша учительница математики и информатики Алена Шкадрович стала победителем городского конкурса «Педагог года Петрозаводска»-2017 в номинации «Дебют», а учитель английского языка Наталья Иванова достойно представила лицей на городском уровне. Это неполный перечень того, что помогает нам гордиться этим годом.

Петрозаводск, Республика Карелия

_____________
1 См. статью Марии Голубевой «Гимназия с характером» в №24 «Учительской газеты» от 14 июня 2016 года. См. статью Марии Голубевой «Петрозаводский лицей представил проектную деятельность школьников в контексте ФГОС в теории и на практике» на нашем сайте www.ug.ru/news/21698.
2 См. статью Марии Голубевой «Гимназия с характером» в №24 «Учительской газеты» от 14 июня 2016 года.