​Я никогда не понимал
Искусства музыки священной,
А ныне слух мой различал
В ней чей-то голос сокровенный.
Я полюбил в ней ту мечту
И те души моей волненья,
Что всю былую красоту
Волной приносят из забвенья.
Под звуки прошлое встает
И близким кажется, и ясным:
То для меня мечта поет,
То веет таинством прекрасным.

Александр Блок


Ответ на вопрос «Чему должны научиться школьники за период обучения музыке?» сформулирован в федеральных государственных образовательных стандартах общего образования и примерных основных образовательных программах по предмету «Музыка» перечислением предметных, личностных и метапредметных результатов.
Как же узнать, чему на самом деле научились наши дети по сравнению с предыдущим годом? Для себя мы нашли ответ: дать им возможность показать себя, свои достижения в разных видах музыкальной деятельности. Так родился Московский городской конкурс музыкального и речевого исполнительского творчества учащихся «Фейерверк созвучий».
В этом учебном году конкурс проводился уже во второй раз. В пяти его номинациях приняли участие более 4000 обучающихся из 192 образовательных организаций города Москвы.
Какие же компетенции наших ребят позволили выявить номинации конкурса «Фейерверк созвучий» в 2016-2017 учебном году?

Вариация 1.
Каждый класс - хор!
«Классика в потоке времени» - тема номинации и конкурса в целом в 2016-2017 учебном году. По условиям конкурса каждый хоровой коллектив - это образовательный класс школы. Все коллективы первой ступени должны были представить репертуар, состоящий из двух произведений: классического и современного, русского и зарубежного авторов. Компетентному жюри, в состав которого вошли учителя музыки московских школ, руководители академических хоровых коллективов организаций дополнительного образования, представители кафедры дирижирования академическим хором Музыкально-педагогического института им. М.М.Ипполитова-Иванова Н.Н.Кошкарева и заслуженный работник культуры РФ композитор А.М.Жаров, пришлось немало потрудиться, чтобы выявить лауреатов и дипломантов из ста семи заявленных хоровых коллективов.
За время конкурса школьники показали, что умеют исполнять как произведения классических жанров, так и современных музыкальных стилей и направлений. Ребята продемонстрировали чуткое отношение к стилистике и особенностям музыкального языка различных исторических эпох. Большая часть хористов проявила и коммуникативную компетентность, выразившуюся в умении слушать и слышать друг друга и учителя-аккомпаниатора (что особенно важно при многоголосном пении), в умении вести себя на сцене и в зрительном зале.

Вариация 2.
В кругу фольклора
Не менее, а может быть, даже и более важным является обращение на уроках музыки к истокам - музыкальному фольклору своей страны (региона), других народов мира. Проверить компетентность московских школьников в этом направлении мы смогли в номинации конкурса «В кругу фольклора».
Ансамбли показали и членам жюри, и зрителям конкурса, что современные школьники понимают и чтут свои корни, уважают музыкальное наследие регионов нашей необъятной Родины. Фольклорные хоры общеобразовательных классов продемонстрировали еще более широкую географию. В их исполнении прозвучали произведения не только регионов России, но и песни народов Европы и Закавказья.
Яркое хоровое исполнение народных произведений сопровождалось национальными танцами или игрой на народных инструментах, подчеркивая самобытность традиций музыкальной культуры представляемого народа (региона).

Вариация 3.
Свирель поет
Одним из распространенных видов деятельности на уроке музыки является игра на простейших (в том числе мелодических) музыкальных инструментах. Свирель, разработанная дирижером-хоровиком Э.Смеловой специально для детского музицирования еще в прошлом веке, позволяет ребятам освоить игру на музыкальном инструменте, даже не зная нотной грамоты, развивает их голосовой аппарат и формирует систему правильного вокального дыхания, что позволяет реализовывать не только программу музыкального образования, но и требования здоровьесбережения, столь актуальные в настоящее время. Школьники, освоившие навыки «пения» на свирели, гораздо легче учатся петь голосом. Скоординированная, но непривычная работа пальцев рук поддерживает в тонусе мозг. Сложно? Конечно. Но как это интересно и увлекательно: преодоление себя, самосовершенствование!
Вариация 4. Поют кадеты
Сложно, но интересно было готовиться к выступлениям и участникам одной из новых номинаций конкурса «Поют кадеты»: учителя музыки знакомились с требованиями к строевой песне, офицеры-воспитатели кадетских классов перестраивали требования к кадетам с опорой на физиологические особенности вокального голоса своих воспитанников. Выиграли в итоге даже не столько члены жюри и зрители, получившие несказанное удовольствие от наблюдения за строевой и вокально-хоровой подготовкой участников номинации, сколько сами участники. Ребята-кадеты ознакомились с правилами охраны голоса, разучили ряд вокальных упражнений, помогающих настроить голосовой аппарат на вокальное исполнение вне зависимости от того, строевая это песня или концертная. А еще они узнали больше об истории ратных (военных) песен нашей страны и смогли для себя объединить такие понятия, как «история Родины», «патриотизм» и «музыкальная культура».

Вариация 5. Музыка слова
Еще одной новой номинацией конкурса «Фейерверк созвучий» стала номинация «Музыка слова», посвященная в этом году музыкальным страницам истории Москвы. В данной номинации школьники имели возможность, опираясь на предметные знания по музыке, истории, русскому языку и литературе, продемонстрировать сформированность коммуникативной компетенции в области создания и исполнения текстов как части личностных и метапредметных результатов обучения.
Членами жюри, среди которых были музыканты и филологи, педагог сценической речи и актер музыкального театра «На Басманной», а также ученик 11-го класса, выпускник детского музыкального театра одной из школ Москвы, оценивались не только содержание и грамотность работы, но и умение ее продекламировать в личном прочтении. Творческий подход к представлению авторских текстов, рассказывающих о богатстве музыкального наследия столицы, высокое качество ораторского мастерства и просто удовольствие от творческо-исследовательской работы - вот результат конкурсной деятельности учащихся в номинации «Музыка слова».
Вариации в музыке - это такая музыкальная форма, в которой тема (реже две и более) излагается повторно с изменениями в фактуре, ладе, тональности, гармонии, тембре и т. д. Причем в каждой вариации может изменяться как один названный элемент, так и несколько. Так и конкурс «Фейерверк созвучий», продолжая идею современного урока музыки, взял за основу принцип приоритета личности ученика. Специфику личности современного школьника отражает деятельностный подход, заложенный во ФГОС, учитывающий психологические особенности современных детей и подростков, активное практическое познание мира ими. Виды деятельности на уроке музыки - это и есть вариации (варианты) постижения мирового музыкального искусства и культуры, формирования собственного восприятия их и личностного отношения к ним через собственную деятельность. Где же, как не на творческом конкурсе, проверить собственные знания, компетенции, силы и позволить себе подняться еще на одну ступеньку над собой!

Лариса ЧУРАКОВА, методист Городского методического центра