Цель - создание мотивирующей среды
Не вызывает сомнений, что мотив как внутренняя сила является одним из ключевых факторов успешности школьника. Правда, по мнению школы, за формирование мотивации обучающегося отвечает семья, а, по мнению родителей, мотивировать ребенка должна школа. Поэтому обе стороны образовательного процесса прикладывают максимум усилий по вовлечению друг друга в формирование «учебных мотивов». Часто за ростом объема домашних заданий и проверочных работ, строгими комментариями в дневниках, удержанием неадекватно низкого уровня оценок, за жестким тоном разговоров родителя с учителями и административной командой стоит благородное желание каждой из сторон мотивировать учеников. Несмотря на взаимные надежды, ожидаемого эффекта не наступает, а вместо этого возникают конфликты.
Нужно понимать, что «мотив» не тождественен «цели обучения». Например, учеба часто мотивирована не познавательными интересами, а мотивами карьерными, конформистскими, самоутверждения, избегания наказания или какими-то иными. Ожидания от учеников прилежания, включенности в предмет, любопытства, поисковой активности исключительно за счет «воспитанности» или «далекой высокой цели» не оправдываются.
Мотив часто рассматривается отечественными психологами как потребность, оформленная в конкретном предмете или объекте. При этом мотивы могут быть внутренними, определенными актуальными потребностями, и внешними, обусловленными внешними обстоятельствами. Те и другие подразумевают широкие возможности предметного мира, чтобы обеспечить встречу «потребности» и ее «предмета», для того чтобы, в свою очередь, на этой основе совершить «преобразование окружающей действительности в качестве учебной цели» (например, А.Н.Леонтьев, В.В.Давыдов).
Получается, что перед современной школой стоит сложнейшая задача - создание насыщенной образовательной среды, способной обеспечить встречу «потребности» каждого ученика с «предметом», который, как магнит, определит направление развития одаренности каждого. При этом направление должно быть продиктовано отдаленным будущим, оправдывающим инвестиции колоссальных ресурсов системы образования - труда учителей, времени и сил каждого ученика, его родителей.
Если в будущем столицы выпускников ждут конвергентные науки, инженерно-технические задачи, связанные с робототехникой, нейропилотированием или печатью биологических материалов, то образование сегодня обязано создавать среду, стимулирующую развитие этих направлений средствами материальной базы, максимально приближенной к миру будущего.

Про МЭШ
Московская электронная школа стала мощным высокотехнологичным проектом московского образования. МЭШ - это и инфраструктура современных учебных помещений (кабельные и беспроводные сети, современные интерактивные панели, мобильные компьютеры учителей, использование персональных устройств учащихся, прозрачная аутентификация и облачное рабочее место ученика, учителя, директора). МЭШ - это и система управления организацией образовательного процесса: от календарных учебных графиков до адаптивных (учитывающих условия) рабочих программ, от разнообразных форм контроля до произвольных периодов промежуточной аттестации. Наконец, МЭШ - это система управления содержанием образования: она включает в себя учебники, тексты, сценарии уроков, интерактивные лаборатории, рабочие тетради и тестовые задания. Встроенные конструкторы позволяют учителю управлять контентом, отображаемым на доске и в планшетах учеников в зависимости от этапа, на котором решается педагогическая задача средствами педагогической технологии, запланированной учителем в сценарии урока.
Архитектура и логика системы заключена в системе сбора и хранения многоуровневого контента: из простых атомарных единиц при помощи конструкторов собираются структурно сложные (сложенные) содержательные модули - сценарии уроков, учебные пособия и учебники, тесты. Каждый атомарный элемент привязан к одному или нескольким элементам содержания (ЭС), поэтому весь объем информации структурирован, благодаря чему найти нужный элемент не составляет труда. Так как тематические планы также связны с ЭС, то на каждом уроке система «знает», какой сценарий необходимо запустить. Система помогает учителю объяснять материал, проводить контроль знаний, обеспечивает более сложные формы организации учебной деятельности - разбиение обучающих на микрогруппы (или, наоборот, потоки) с разными заданиями для каждого. Избыточность, разноуровневое содержание контента являются фундаментальной особенностью платформы. Поэтому каждый ученик, каждый учитель сможет найти в МЭШ то, что требуется для решения конкретной педагогической задачи.
По замыслу МЭШ имеет все необходимые инструменты, чтобы стать тем самым «предметом», который, как магнит, поможет определить направление развития одаренности каждого ученика и станет местом встречи с талантливыми учителями.

Особенности проекта
Работа над проектом объединила учителей, программистов, методистов, администрацию школ. Остановимся на ключевых особенностях этого мегапроекта:
1. Высокотехнологичность
Работа с новой информационной системой - это всегда стресс для пользователя, связанный с тем, как научиться использовать все возможности системы. За интерфейсными решениями, кнопками и информационными окнами скрываются:
1) система, построенная на четких алгоритмах, позволяющих достигать более высоких результативных областей;
2) многочисленные конструкторы (сценарии, поурочные планы и т. д.), в которых каждый пользователь задает свои параметры и, оставаясь в единой системе, создает совершенно разные продукты, реализует свои идеи;
3) образцы-шаблоны, помогающие автоматизировать сложные задачи, например, завуч с помощью шаблона в несколько кликов формирует учебный план, а учитель с помощью шаблона формирует поурочное планирование с прикрепленными самостоятельными заданиями, распределенными по урокам элементами содержания, электронными сценариями уроков. В дальнейшем полученный продукт можно изменить под конкретную задачу с учетом актуальных условий;
4) взаимосвязанные объекты. Учитель работает со справочниками элементов содержания, с поурочными планами, сценариями не как с отдельными сущностями, а как с взаимосвязанными объектами, поэтому изменение одного обязательно влечет изменение, подстройку остальных связанных элементов;
5) система принятия решений. Используя информационную систему, пользователь получает разнообразную аналитику и (что, может быть, даже более важно) инструменты для корректировки принятых решений. Система «подсказывает», какой из объектов во взаимосвязанной системе «провисает» и на что нужно обратить внимание.
2. Распределенное авторство
У комплексного электронного материала, собранного из простых атомарных элементов, например у сценария урока, есть один автор, который фактически задает способ группировки материалов исходя из своего видения педагогических задач и технологий конкретного урока. Однако для сборки используются «атомарные» материалы, собранные в платформе педагогическим сообществом, издательствами, другими авторами. Такой подход позволяет, с одной стороны, сохранить сведения об авторах материалов любого уровня, а с другой, увидеть вклад каждого из них в итоговый результат.
У МЭШ есть проектные управляющие, программисты, но нет авторов. МЭШ разработана и действует по принципу «пользователи - пользователям», «учителя - учителям». Инициаторами проектов, их модулей, функциональных и информационных возможностей также могут быть семьи, работодатели, ученики, школьные коллективы. Это в полном смысле «народный» педагогический проект.
3. Народный менеджмент
Необычный подход к наполнению контентом изменил систему управления проектом. Для МЭШ это задачи по обобщению предложений, стратегическому планированию, реинжинирингу и редизайну существующих модулей. В ходе пилотного проекта участники не раз отмечали синергические эффекты, когда функционал, призванный решать одну задачу, решал целый класс задач. Для того чтобы это обнаружить и эффективно использовать, потребовались регулярные встречи менеджмента проекта с педагогическими коллективами и система тесной связи административных команд образовательных организаций и педагогических коллективов внутри каждой школы. Получилось, что учителя, административные команды, опыт и практика диктовали развитие МЭШ.
4. Декларация профессиональной позиции
МЭШ призвана стимулировать развитие качества образования, в том числе за счет развития профессиональных компетенций учителей. Обычно для решения этой задачи реализуются «проектные» мероприятия для учителей, где каждому предоставляется возможность предъявления своего результата, при котором каждый действует в рамках своей результативной области, своей «планки», своего «подхода к снаряду». В проекте «Московская электронная школа» высокой общественной планкой стали гранты «За вклад в развитие МЭШ». Разработка и публикация сценариев уроков учителями в рамках системных программ по предметам является декларацией профессионально зрелой позиции учителя, «публичной офертой» своего мастерства. Такая публичная профессиональная деятельность учителя поощряется грантами как одной из форм поддержки профессионального развития, мотивирующего фактора.

Московское информационное пространство
Сегодня в столице сформировано новое понимание доступности образования. Это стало возможным благодаря внедрению большого количества информационных систем, доступных москвичам. Это портал городских услуг, открытые информационные базы, социальные электронные проекты. Для жителя столицы регулярное использование электронных сервисов - привычная практика. Ритм столичной жизни обеспечивается городской системой экономии времени жителей по каждому направлению жизни, включая образование. Через единый портал в любом месте с любого устройства обеспечена возможность получения оперативной и достоверной информации.
Еженедельная аудитория электронного журнала и дневника составляет более 750000 уникальных пользователей. Согласно опросу, проведенному в общегородском голосовании «Активный гражданин» (еще одна общемосковская информационная система), семью интересуют оценки и задания для самостоятельной работы, расписание уроков и занятий дополнительного образования, посещаемость, новости и мероприятия в системе образования.
Это, с одной стороны, отражает востребованность электронных образовательных сервисов, а с другой, определяет высокий уровень ответственности за то качество информации, которая в них размещается. Чем более полную, точную и своевременную информацию получают семьи, тем больше вероятность того, что такая информация сможет выступать в качестве мотивирующего фактора.
Риски внедрения электронного образования, конечно, беспокоят родителей, что видно из обращений на сайты технической поддержки, а также в постах в социальных сетях. Эти риски часто описываются дихотомическими обращениями: например, рассуждая о «тяжелом рюкзаке школьника», родители обеспокоены риском искривления позвоночника. На смену портфелю, набитому книгами, приходит один «учебник в планшете», и часть родителей начинает беспокоить риск испортить зрение. Точно так риску использования «опасного устройства на уроке», которое отвлекает ребенка от учебы на игры, общение в социальных сетях, противостоит новый риск превращения всего образовательного процесса в «тыканье пальцем в экран планшета».
Но нужно понимать, что школа - это не изолированная часть жизни, она живет по тем же законам, что и весь окружающий мир, и чем адекватнее она отвечает на современные запросы, чем быстрее она преобразует риски в преимущества, тем более социализированными и успешными выпускники выходят в жизнь.

Актуальность проекта
Мотивирующая образовательная среда в конечном счете позволяет объединить пространство материальных предметов (печатные учебники и рабочие тетради, учебное и демонстрационное оборудование, бумажные рабочие программы и учебные планы) и электронное пространство их цифровых аналогов - электронных форм учебников, цифровых образовательных программ, виртуальных лабораторий. Главными действующими лицами мотивирующей образовательной среды по-прежнему остаются ученики и учителя, владеющие принципами новой цифровой дидактики, которая существенно расширяет возможности каждого участника образовательных отношений.
Современная Москва имеет максимально насыщенную образовательную среду. Она активно используется в образовательном процессе - на уроках, во внеурочной деятельности и в дополнительном образовании. Материально-техническая база школ, организаций культуры, спорта, отдыха и оздоровления детей лежит в основе формирования культурно-воспитательной среды мегаполиса. Информационная Москва обладает огромным образовательным потенциалом и «Московская электронная школа» - достойное современное решение, призванное повысить качество образования, сделать систему образования максимально прозрачной для родителей, облегчить профессиональную жизнь учителей и сделать учебу интересным, увлекательным и эффективным занятием для каждого московского школьника.

Максим ЧЕРЕНКОВ,
Даниил ТИТОРОВ,
Городской методический центр