И​стория Измайловского лесопарка уходит глубокими корнями в те времена, когда в описании книг XVI века значилось село Измайлово, которое располагалось в девяти верстах от Москвы, за Семеновской заставой. В 1571 году село Измайлово упоминалось в писцовых книгах. Уже с 1609 года Измайловский лесопарк упоминался как военное укрепление на подступах к Москве. С XVII века это вотчина боярина И.Н.Романова - родственника первого царя Михаила Федоровича Романова. А с 1663 года становится дворцом и царским селом. В то время Измайловский лесопарк был самым крупным лесопарком в Европе, таким он остается и поныне - «зеленым и заповедным островом» в мегаполисе Москвы.
Измайловский лесопарк - одно из излюбленных мест москвичей и гостей российской столицы. Пройдя светлыми аллеями из широколиственных пород деревьев и многочисленных лиственниц, почувствовав аромат трав на лугах в поймах реки Серебрянки, окунувшись в прохладу от прудов лесопарка, над которыми свисают ветвями шаровидные ивы, услышав журчание воды в реке Серебрянке и пение птиц, каждый понимает значимость естественной и хрупкой экосистемы лесопарка. И именно сюда хочется возвращаться вновь и вновь. Здесь легко думается и пишется, здесь вольный ветер навевает идеи для новых свершений.
И недаром в 1981 году силами педагогов И.И.Шахуриной, Е.А.Харченковой и ребят нашей экологической школы №446 совместно с учеными кафедры Российской академии образования Анатолием Никифоровичем Захлебным и Ириной Трофимовной Суравегиной была заложена первая учебная экологическая тропа Москвы в крупнейшем природном парке Европы. Первые экскурсоводы, а именно так они стали себя называть,  рассказывали жителям Восточного округа столицы о природных объектах любимого лесопарка. Время шло, и юннатское движение переросло в деятельность эковолонтеров Москвы, которые, продолжая традиции юннатов XX века, расширяют границы своего созидательного опыта в общении с окружающим миром. Сегодня учебная экологическая тропа для многих ребят, педагогов, родителей - это своеобразный трамплин в будущее, вектор собственного интеллектуального, физического и психологического совершенствования.
Существующая вот уже 35 лет тропа перестала быть только объектом получения биологической информации о растениях, животных и почвах лесопарка. В ситуации нарастания антропогенной нагрузки на естественные экосистемы ребята-экскурсоводы готовят материалы об экологических проблемах парка, путях поддержаниях устойчивого развития этой частички биосферы. На тропе появились новые точки - шумовое и электромагнитное загрязнение, проблемы бытовых отходов.
В этом году маршрут по экологической тропе пройдет осенью под девизом: «2017 в Москве. Год экологии и ООПТ (особо охраняемые природные территории) в России». Одна из тематических остановок - «Движение эковолонтеров Москвы». Это очень символично, так как школа №446 с недавнего времени является штабом эковолонтеров столицы.
Экологическую тропу каждый сезон посещает множество людей. Чтобы заинтересовать экскурсантов, ребята самостоятельно продумывают и создают тексты и задания по своим любимым точкам - остановкам на маршруте тропы в Измайловском парке. Команды, которые прошли регистрацию в облачных технологиях, получают маршрутный лист, где дана информация, как и к чему надо готовиться. Конкурсное мероприятие - выбираются лучшие по рейтингу как команды, так и экскурсоводы. Соревновательный момент учебного маршрута на природе вызывает неподдельный интерес всех участников и придает ему особый волнующий эффект.
Время идет, и формат экскурсий меняется. Маршрутные точки магическим образом превращаются в этапы естественно-научных олимпиад под открытым небом, где ребята работают уже не экскурсоводами, а экспертами. Задания создаются с использованием интерактивных средств обучения, тут в дело идут и микроскопы, и цифровые лаборатории, и компьютеры. Неизменное восхищение у посетителей экологической тропы вызывают живые объекты и индикаторы, которые команды должны не только уметь определить, но и дать им биологическую характеристику и экологическую оценку!
Для подготовки к такой форме учебных занятий на экологической тропе педагоги используют весь масштабный арсенал средств не только школы, но и города в целом: богатую научную библиотеку по ботанике, зоологии, экомониторингу в своем медиацентре, учебных кабинетах и лабораториях, а также широкие возможности московских музеев и коллекции экспедиционного материала по различным направлениям.
Ребят и учителей можно только похвалить: экологическая тропа не только служит маршрутом для экологического просвещения населения, но и  площадкой для научных исследований школьников, проведения мониторинга за объектами окружающей среды. Здесь они выполняют научно-исследовательские работы и проекты по таким естественно-научным направлениям, как лихенология, гидробиология, ландшафтоведение, география, геология и палеонтология, ботаника и геоботаника, зоология и орнитология, микробиология, пчеловодство и лесоводство. Свои работы школьники успешно защищают на многочисленных конференциях, олимпиадах и конкурсах - от школьного до международного уровня. Результат, как говорится, налицо - одни победители и призеры!
В последние два года школа №446 как опорная площадка по развитию экологического образования в Восточном округе столицы использует тропу еще и для проведения эколого-биологической олимпиады «Зеленая олимпиада юных экологов и натуралистов», которая традиционно проходит в середине мая. На маршруте ее участников ждут такие этапы, как «Зоология и экология животных», «Морфология и систематика растений», «Практическая экология», «Техника туризма», «Гидробиология». С научной и методической базой для организации учебного кабинета в природе школе помогает Московский детско-юношеский центр экологии, краеведения и туризма.
Мы часто видим, как в любое время года и в любую погоду ребята, учителя и родители спешат в Измайловский лесопарк. Для чего? Наверное, чтобы научиться у природы гармонии с ней и самим собой, успеть понять главное. И, поняв, постараться сберечь достояние этого замечательного природного городского парка как неотъемлемой части глобальной экологической оболочки нашей планеты - биосферы.

Оксана ТИМОФЕЕВА, учитель географии и экологии школы №446, кандидат педагогических наук