237 лучших работ школьников и 13 работ учителей определили экспертные комиссии, в состав которых вошли представители самых разных организаций, не равнодушных к будущему отечественной медицины. Среди них и преподаватели Первого Московского медицинского университета, и методисты Городского методического центра, и руководители, и педагоги образовательных организаций Москвы.
География конференции обширна: более 450 заявок на участие в конференции подали 104 школы Москвы, Подмосковья (г. Люберцы), Поволжья (г. Волгодонск) и Урала (г. Новоуральск). Всего около полутора тысяч участников!
Участникам конференции было где показать себя: на 14 тематических секциях были представлены проектные и исследовательские работы медицинской, биолого-химической, физико-биологической и  биоинженерной направленностей. И было ради чего: согласно правилам приема в Первый МГМУ имени И.М.Сеченова результаты научно-практической конференции учитываются как индивидуальные достижения поступающих на обучение в университет. Победителям и призерам конференции среди школьников 10-11-х классов начисляется 5 дополнительных баллов! А это очень серьезный бонус! Но главное - это шанс попробовать результатом своей работы сделать мир лучше.
Вот знали ли вы, что в Польше на основе грейпфрута выпускают препарат против гриппа? Московский одиннадцатиклассник представил в секции «Химия и биохимия» свое исследование фармакологической активности и химического состава грейпфрута. И не просто представил, а разработал комплексную технологию его переработки с целью создания нового отечественного более дешевого препарата на основе жома плодов грейпфрута и даже создал модель переработки плодов с получением экстракционных препаратов на его основе. Кто знает, может быть, мы будем меньше бояться гриппа?
Все мы знаем, что такое аскорбиновая кислота. А вот девятиклассницы из Пансиона воспитанниц МО РФ озадачились проблемой получения ее из необычных источников. Например, из хвои ели. Помимо большого экологического значения работа весьма актуальна  в свете повышения спроса (да и цен) на фармацевтическую продукцию.
Неудивительно, что обе эти работы вошли в число победителей и призеров конференции. Всего по ее итогам среди учащихся были определены 39 победителей и 53 призера. Жюри также определило 3 победителей и 2 призеров среди педагогов, которые на 4 учительских секциях щедро делились опытом подготовки своих учеников, методами организации и проведения занятий, элективных курсов и практикумов, а также разработками волонтерских программ в рамках проекта «Медицинский класс в московской школе». Победитель секции «Инновационные подходы к теоретическим и практическим занятиям», к примеру, разработал пошаговую инструкцию по созданию шаблона отчетной презентационной страницы с микрофотографиями, подписями, сопроводительным текстом и выводом. Такая инструкция поможет в организации практической деятельности на уроках биологии с использованием сложной современной техники. А работа «Организация волонтерской деятельности учащихся медицинского класса как одно из направлений работы управляющего совета школы» стала победителем в секции «Волонтерские программы в рамках проекта». В работе были представлены модель и технология организации волонтерской деятельности школьников через работу управляющего совета школы.
Очевидно, что все работы, и взрослые, и детские, отличались практической направленностью. Причем не только с прицелом в будущее, а вполне применимые прямо здесь и сейчас. Призовое место в секции «Биология и генетика» заняла одиннадцатиклассница с исследованием, посвященным изучению наследования окраса шерсти кошек породы девон-рекс. Результаты были использованы для создания учебного пособия к урокам биологии по теме «Генетика» для профильных классов медицинской направленности.
Проект «Разработка методики восстановления зрения с помощью компьютерных шрифтов» победил в секции «Профилактическая медицина и гигиена». Продукт этой вполне зрелой, прошедшей апробацию работы, возможно, поможет многим людям сохранить зрение.
Работа-победительница в секции «Медицина» показала, что сотрудничество средней школы с высшей может приносить удивительные результаты: учениками 11-го класса школы №2005 совместно с кафедрой биомедицинских систем НИУ МИЭТ были исследованы способы соединения рассеченных биологических тканей и предложен метод лазерной сварки, а также создан макет аппарата для лазерной сварки биологических тканей и предложена рецептура биоприпоя на основе углеродных нанотрубок. Звучит немного наукообразно, но врачам и пациентам хирургических отделений этот способ может очень облегчить жизнь. Равно как может помочь представленный в секции «Фармация и лекарственные растения» проект одиннадцатиклассницы из Пансиона воспитанниц МО РФ - исследование перспективного сырья амаранта. Благодаря сквалену, входящему в его состав, препараты, содержащие масло амаранта, снижают количество холестерина в крови, защищают организм от последствий радиоактивного облучения, способствуют рассасыванию злокачественных опухолей.
Большое разнообразие работ представлено было в секции «Зоология»: содержание пауков-птицеедов, значение дождевых червей для плодородия почв, влияние различных видов кормов на рост и развитие щенков, смена видового состава гнездящихся птиц  при изменении антропогенных факторов, влияние факторов внешней среды на развитие представителей отряда чешуекрылых (Lepidoptera)...
Интернет-зависимость, кибербуллинг, тревожность и успеваемость у подростков, различие восприятия черт характера самим человеком и его окружением - вот лишь некоторые из тем, обсуждавшихся на секции «Психология и социология». В занявшей призовое место работе по определению сил нервных процессов с помощью теппинг-теста были выявлены связи между силами нервных процессов и работоспособностью учащихся, а также был подобран режим работы для повышения эффективности и результативности обучения. Более чем актуальное исследование для старшеклассников!
Заметно возрос в этом году интерес учащихся к междисциплинарной секции «Биофизика». Были представлены работы по изучению биологических эффектов ионизирующего излучения, влияния электромагнитного излучения на рост и развитие живых организмов на примере личинок мух, сравнению мультиспиральной и конусно-лучевой компьютерной томографии, изучению влияния биогенных элементов и электромагнитного излучения на организм человека, использованию терагерцовых сенсоров с целью идентификации скрытых антибиотиков в меде...
Каждая из этих работ (возможно,  порой несовершенных - все-таки их авторы еще учатся, пусть даже и в медицинских классах!), как минимум показывает, насколько интересен и многогранен мир науки, которая сегодня проникла во все аспекты нашей жизни - от стелек в обуви (один из проектов был посвящен их 3D-моделированию с учетом ортопедических особенностей) до космических аппаратов.
«Медицинский класс в московской школе» - живой, развивающийся проект. И конференция «Старт в медицину» - уникальная возможность и для учащихся медицинских классов, и для их педагогов показать и себе, и городу, и стране, насколько стремительно и качественно это развитие происходит.

Иван КОЛЕЧКИН,
Светлана МОРОЗОВА,
Городской методический центр

Самыми популярными секциями среди ребят в этом году стали:

1. Медицина (17 процентов всех заявленных работ)
2. Профилактическая медицина и гигиена (около 15 процентов)
3. Химия и биохимия (около 12 процентов)
4. Экология и эволюция (около 11 процентов)
5. Фармация и лекарственные растения (10 процентов)