Попытку дать ответы на эти вопросы предпринимает городская конференция «Курчатовский проект - от знаний к практике, от практики к результату», которая собирает талантливых, увлеченных наукой и стремящихся к познанию нового учеников и педагогов московских школ.
«Мы, по сути, являемся свидетелями великого слияния наук. Причем это касается не только взаимопроникновения отдельных наук в естественно-научном или гуманитарном блоке. Эти два условных массива, отколовшихся от некогда единой натурфилософии, вновь сближаются, идет слияние естественно-научных и гуманитарных знаний. Но невозможно сложить все сотни дисциплин сразу. Поэтому сегодня новый мировой тренд научного развития - конвергенция (слияние. - Ред.) нано-, био-, информационных и когнитивных наук и технологий - НБИК-конвергенция», - говорит президент Национального исследовательского центра «Курчатовский институт» Михаил Ковальчук.
Конвергенция наук на уровне школьного образования осуществляется в рамках Курчатовского проекта под руководством квалифицированных педагогов и в тесной связи со специалистами Курчатовского института. Сегодня Курчатовский проект - это и работа с высокотехнологичным учебным оборудованием, требующим расходных материалов и программного обеспечения, и методические разработки по организации занятий, и мастер-классы по обучению работе с оборудованием, и курсы повышения квалификации. В настоящее время этот сложный комплекс мероприятий эффективно реализуется не только в школах - участницах Курчатовского проекта, но и в образовательных организациях, активно сотрудничающих с ними.
В рамках организации предпрофильного и профильного образования Курчатовский проект стал ярким примером междисциплинарного подхода и связующим звеном между предметами гуманитарного и естественно-научного циклов.
В постоянно развивающемся и меняющемся мире от ученика школы требуются не только знания, но и активность, инициативность, способность правильно принимать решения в любой жизненной ситуации, в том числе в условиях стремительного развития науки и технологий. Ребенку становится скучно, если нет задач для ума. Главное - исследовать и экспериментировать, творить и создавать новое, оригинальное, значимое в современном мире. Курчатовский проект позволяет достигать высоких образовательных результатов школьников в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов.
Представляя на конференции свои проекты и исследования, ребята продемонстрировали глубокие знания в области школьных предметов, умения использовать полученные знания на практике и в процессе решения жизненных задач. Школьники предлагали нестандартные и порой простые решения сложных задач в области медицинских, биотехнологических, экологических, инженерных и нанотехнологий. Готовясь к конференции, ребята проводили синтез и исследование свойств 3D-наноструктурных металлических покрытий и нанопроводов, исследовали физико-химические свойства нетканых материалов, создавали пьезоэлектрический генератор звуковых сигналов, наблюдали и изучали корпускулярную составляющую радиационного фона, исследовали ДНК человека. Объем проделанной работы впечатляет. Такое ощущение, что работал целый научно-исследовательский институт. А это просто школьники. Но какие!
Просто школьники, исследуя медико-биологическое значение серебра, разработали метод, благодаря которому можно будет перейти от использования антибиотиков к серебру, основываясь на его бактерицидных свойствах. Мечтая о научной деятельности, связанной с космосом, ребята сегодня проводят биологические и химические исследования в этой области. И начало их экспериментальной работе уже положено: они выращивают микроводоросли, которые в процессе своей жизнедеятельности могут вырабатывать кислород для дыхания космонавтов.
Просто школьники на основе теоретических данных установили, что электростатическое поле способно потушить возгорание, и проверили это экспериментально, поставив внутрь учебного конденсатора свечу и подав высокое напряжение. Проверяя свою гипотезу, школьники многократно повторили эксперимент в других электростатических полях. В результате ими был разработан макет установки для тушения пламени в труднодоступных для человека местах, например, таких как шахты и туннели. В дальнейшем ребята планируют создать макет здания, оборудованного противопожарной установкой с использованием этой технологии. Кто знает, сколько жизней поможет спасти пожарным эта идея.
Просто школьники с помощью учебного оборудования проекта, предназначенного для исследований в области агротехнологий, научились выращивать растения на искусственных средах, моделировать различные условия, повышающие урожайность растений.
Просто школьники - будущие инженеры - с успехом проводят в стенах школы исследования в области нанотехнологий и уже умеют синтезировать и исследовать свойства трехмерных (3D) наноструктурных металлических покрытий и нанопроводов, создавать проекты нетканых материалов для садоводства. А создавая прототипы дирижаблей, совершенствуя аэродинамику самолета и аэросаней, просто школьники приобретают навыки, необходимые авиационным инженерам.
Просто школьники, умело используя современные цифровые технологии, создали  обучающие игры, применив технологии дополненной реальности на уроках.
Просто школьники - будущие химики - в лабораториях проекта оценивают качество пищевых продуктов, влияние табачного дыма на растительные организмы, химический состав питьевой воды и почв. Они же  пробуют самостоятельно синтезировать соединения с заданными свойствами, например, катализаторы процесса получения углеводородов или соединения, повышающие эффективность магнитно-резонансной томографии. И, возможно, результат этой работы - чье-то сохраненное здоровье.
Просто школьники...
Всего в этом году в городской конференции «Курчатовский проект - от знаний к практике, от практики к результату» приняли участие 950 школьников и педагогов Москвы. Все участники блестяще представили свои проекты и исследования, увлеченно защищая открытия и находки в области фундаментальной и прикладной науки. Победителями и призерами конференции стали ученики школ №117, 879, 1449, 1584, 1547, 1568, 1601, 1748,  953, 627, 2030, 438, 1571 и Курчатовской школы.
Конвергентный подход заставляет формат конференции со временем качественно меняться. В этом году яркой страницей конференции стали мастер-классы старшеклассников - участников проекта по работе с современным учебным оборудованием, проведенные на английском языке. Владение сложной специальной терминологией на иностранном языке значительно упростит будущим ученым не только знакомство с мировыми открытиями в области науки и техники, но и позволит свободно представлять свои исследования международному научному сообществу. «Удивительный уровень владения английским языком многих ребят создает пусть небольшие, но все же трудности даже для меня как для члена жюри!..» - с улыбкой делится впечатлениями методист Городского методического центра Оксана Галахова.
Участвуя в проекте, ребята и учителя московских школ получили возможность реализовывать сложные научные исследования и проекты, направленные на реальный практический результат, и, используя современное учебное оборудование, проводить эксперименты, способные подтвердить порой весьма смелые научные гипотезы.
Таким образом, Курчатовский проект дает возможность как школьникам, так и педагогам реализовывать свои научные и творческие замыслы, а конференция «Курчатовский проект - от знаний к практике, от практики к результату» помогает делиться опытом и знакомиться с новыми интересными открытиями и приближает науку к реальной жизни.
Просто школьники, говорите?..

Иван КОЛЕЧКИН,
Екатерина БЕЛЯЕВА,
Городской методический центр