Первичность слова отметил гость кинофестиваля - режиссер и сценарист Карен Шахназаров. По его словам, кино «питается» литературой, и без нее оно немыслимо. Киномэтр признался, что сам с удовольствием снял три экранизации (о последней из них - «Анне Карениной» - мы недавно писали).
В этом году в жюри «Литературы и кино» председательствовал режиссер и сценарист Андрей Эшпай, который на открытии заявил, что надеется вместе с коллегами - народной артисткой РФ Татьяной Догилевой, писателем Владиславом Отрошенко, композитором Алексеем Шелыгиным, оператором-постановщиком Сергеем Юриздицким, писателем Сергеем Есиным - увидеть много нового, оригинального и глубокого. И, подводя итоги кинофестиваля, Андрей Эшпай не выглядел разочарованным.
Хотя поводов для пессимизма хватало. В этом году экранизаций как таковых было немного, да и игровые фильмы стали заметно менее яркими. По словам мастеров, уходит в прошлое тот необыкновенный магнетизм, который присутствовал в кинолентах мастеров. Скептическую ноту внесла и Татьяна Догилева, которая отнесла себя к читающей публике, однако заметила, что, на ее взгляд, литература и кино - это по всем показателям вымирающие виды искусства. Сильные авторы из кинематографа уходят на телевидение, что можно наблюдать на примере качественных западных сериалов. При этом ТВ практически вытеснило чтение. Если раньше на ночь люди читали книгу, то теперь смотрят какой-либо сериал. По мнению Догилевой, это не плохо и не хорошо, это данность, с которой приходится жить. Правда, такие кинофестивали, как «Литература и кино», пытаются сохранить зрителя в пространстве серьезного кинематографа.
Понятно, что ремарка о «вымирающих видах» не могла не вызвать протест у того, кто к литературе имеет самое непосредственное отношение, а именно у автора более чем 20 книг Сергея Есина. В частности, он заметил, что не согласен с тем, что у литературы судьба динозавров и мамонтов.
- Безусловно, литература может уходить в себя, но она является настолько глубинной потребностью человека, что литературу можно считать человеческой идеей бессмертия. Ведь только слово бессмертно, - утверждает писатель. - Только литература оставляет человека человеком. Умрет литература, а с ней умрет мораль, и, значит, умрет человеческое в человеке. В этом смысле настоящая литература никогда не погибнет. Что касается кино, то это змея, которая укусила себя за хвост. При этом кино укусило и литературу, сделав ее якобы доступной, но это все временные вещи. У нас уже было умирание театра, но театр продолжает жить. Человечество не захочет лишиться возможности полета, который дает литература.
Также Есин заметил, что литература сейчас становится все более доступной:
- Сегодня упрощается все, жизнь технологизируется, и автоматизация не позволяет думать, упрощает мысли, чувства. На это работает и другой фактор: элитарная часть литературы невероятно усложнилась, поэтому люди ищут легкие пути. Чем лучше стилистически написано произведение, тем труднее его воплотить на экране, поэтому ничего не остается, как его упростить. Но тогда исчезает основное, и остается только фабульная связь.
Возможно, поэтому на фестивале доминировало неигровое кино, исключающее экранизацию литературной первоосновы: из представленных на конкурс лент 7 были игровыми, а 12 - документальными. Такой математический расклад, как объяснила представитель дирекции кинопрограмм Светлана Хохрякова, присутствует, увы, уже не первый год. Дело в том, что качественные игровые картины присылают все меньше - режиссеры ждут приглашений от более масштабных кинофорумов в надежде быть замеченными продюсерами, кинокритиками и т. д. Впрочем, эта арифметика не смутила гатчинского зрителя. Все события фестиваля, а это не только конкурсные показы и спецпоказы, но и ретроспективные программы, а также творческие встречи и дискуссионные площадки, посетили более 14 тысяч человек. За это Андрей Эшпай похвалил публику, заметив, что в Гатчине к кино относятся с уважением, понимая, что создать картину - это тяжелая и ответственная работа.
Гран-при кинофестиваля заслуженно отдали документальному фильму Андрея Осипова «Забытые полеты» о Максимилиане Волошине и его окружении. Как пояснил Андрей Эшпай, решение было единогласным, потому что эта 47-минутная лента сделана большим художником, ведь только кино, созданное настоящим мастером, оказывает на тебя воздействие. Андрей Осипов - лауреат кинематографических премий «Ника» и «Золотой орел», мэтр кинодокументалистики, о чьих работах мы не раз писали. Свое ощущение от фильма «Забытые полеты» он передал так: когда знаешь, что за спиной колоссальный пласт истории, то твоя жизнь кажется не такой бессмысленной и одинокой. Именно в истории находишь ответы на многие вопросы.
Такой же философский оттенок носила и краткая речь Карена Шахназарова, которому губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко на закрытии кинофестиваля торжественно вручил специальный приз. Именитый режиссер решился признаться в том, что порой его посещает мысль: ради чего все это? То есть ради чего или кого придуман, условно говоря, отрезок полотна, на котором мельтешит изображение? Все ради него одного, любимого и дорогого - зрителя. Только когда зритель встречается с экранным изображением, и рождается кино. А если после кинорандеву он смеется или плачет, значит, родилось хорошее кино. В общем, надо чаще встречаться.

Фильмы-призеры XXIII кинофестиваля «Литература и кино»-2017:

- «Забытые полеты» Андрея Осипова. Гран-при кинофестиваля «Гранатовый браслет».
- «Ке-ды» Сергея Соловьева (по рассказу Андрея Геласимова «Paradise found»). Приз жюри за лучшую режиссуру.
- «Земля Иосифа» Павла Медведева (о многострадальном музее в квартире Иосифа Бродского в Доме Мурузи). Приз жюри за лучший неигровой фильм.
- «Софичка» Киры Коваленко (по одноименному произведению Фазиля Искандера). Приз жюри за лучший игровой фильм (дебют).
- «Пермь-Юрятин. Транзит 1916» Павла Печёнкина (фильм-исследование о том, каким увидел губернский город Пермь 26-летний Борис Пастернак). Приз читательского жюри.
- «Репортаж из рая» Анны Самойловой (о «Хехцирских сказках» и их авторе Александре Лепетухине). Приз зрительских симпатий имени Клары Лучко.

Санкт-Петербург