- На мой взгляд, школа всегда должна быть в стороне от политики, потому что каждый человек должен прийти к ней самостоятельно и осознанно, - убеждена заместитель руководителя Всероссийской общественной организации «Молодая гвардия» по Самарской области Аполлинария Аникина. - Несмотря на это, каждый уважающий себя человек должен быть политически образован. Молодое поколение сейчас политически неграмотное, отсюда низкая явка на выборах. Молодежь не понимает, насколько важно участвовать в голосовании. Думаю, что лишний час, посвященный ликбезу в политической сфере, никому не помешал бы.
Рассуждая о возможном давлении на учеников, Аникина отмечает, что школьников никто никуда насильно не загоняет, они ходят на мероприятия, только если сами этого желают. Например, та же самая «Молодая гвардия» организует не только общественные, но и политические мероприятия. В организации тоже состоят школьники, которым это интересно и которые хотели бы развиваться именно в этой области. Что, по мнению Аполлинарии Аникиной, очень похвально.
А вот учитель истории и обществознания самарской школы №150 имени Героя Советского Союза В.И.Чудайкина Эдуард Сапожников считает, что власть использует административное право, чтобы надавить на человека.
- Важно обеспечить как можно больший процент явки на избирательный участок, - рассказывает педагог. - И чем активнее население примет участие в выборах, тем легче будет перед Москвой отчитаться по повышению политической активности граждан, а значит, есть шанс, что из бюджетного фонда федеральный центр больше средств выделит нашей области. В первую очередь под политический прессинг попадают бюджетники. Им звонят и напоминают, что на носу выборы, поэтому нужно выполнить свой гражданский долг, проголосовать, а потом нам перезвонить и отчитаться. Это уже не просто пропаганда, например: «Примите активное участие в выборах», а откровенное давление в худших традициях: «Отчитайтесь, что проголосовали!»
По словам Эдуарда Сапожникова, если в роли таких бюджетников выступают, например, врачи, то они в свою очередь тоже должны всеми силами «продвигать идею в массы», то есть напоминать о выборах всем подряд. Пришла старушка на прием, и медработник должен сказать, что, мол, не забудьте, сходите, поучаствуйте, а заодно и своим близким напомните. И не важно, что врач этим в принципе не обязан заниматься, что его дело - лечить людей, а не посещаемость на выборах повышать. И никого не интересует, что подобную «общественную нагрузку» врачу никто не оплачивает. Главное - встроить человека в систему, сделать его частью общего механизма.
- Лично я всегда хожу на все выборы и свой гражданский долг выполняю, - говорит Сапожников. - Но когда мне самому звонят и напоминают о нем, это неприятно, потому что я оказываюсь под политическим давлением. Самое интересное, в последнее время от классных руководителей требуют, чтобы они сами звонили родителям или писали им сообщения, мол, не забудьте сходить и проголосовать. Мало того что приходится это говорить на родительских собраниях, так нужно и контролировать: поучаствовали в выборах - сообщите точное количество людей! И при этом учителям напоминают, чтобы не вздумали обманывать: «Мы же проверим, как вы проголосовали, нам вот сведения придут, и мы обязательно сверим списки!» Между тем власть почему-то не выделяет на это деньги, предпочитая пользоваться бесплатным ресурсом рабочей силы педагогов, на которых можно административно нажать и пригрозить всевозможными неприятными последствиями. Учителей заставляют агитировать население в своем микрорайоне, причем делать это порой приходится даже во время законного отпуска! И нужно подчиняться, потому что от таких предложений отказаться невозможно - с администрацией ссориться никому не хочется. Тем более всем хорошо известно, не сама же администрация все это придумала, на нее тоже давят сверху.
При этом Эдуард Сапожников полностью согласен с высказыванием Бисмарка: «Если вы не занимаетесь политикой, то политика займется вами». Своим ученикам он всегда рассказывает: люди в Европе живут по-другому именно потому, что у людей другая политическая активность, более высокая, к сожалению, чем в России. Европейцы понимают, что многое зависит от них самих, и сами меняют свою жизнь к лучшему.
Для наших же реалий вполне подходит пословица «На Бога надейся, а сам не плошай». Нужно не ждать, когда кто-то умный придет и все за тебя сделает, а активно участвовать в политических процессах самому, чтобы потом не получилось, как всегда, - без меня все решили, почему так, а не вот так, меня не спросили! Надо четко понимать, за кого ты будешь голосовать, за какую партию, совпадают ли интересы политических деятелей с общественными желаниями. Каждый человек должен быть самостоятельным и ответственным. А то сначала мы отнекиваемся, а потом удивляемся, почему избрали именно этих, почему одна партия победила, а другая проиграла. Сначала мы все дружно ругаемся на нашу власть, а потом бежим всей толпой голосовать за нее. Все в один голос поносят систему, а сами тут же быстрее идут звонить и отчитываться, дабы с начальством не поругаться. Отсутствие сплоченности для общего отпора приводит к тому, что каждый пытается выслужиться перед вышестоящими людьми.
- На мой взгляд, надо каждому человеку объяснить, почему так важно принимать участие в политической жизни города, - резюмирует Сапожников.
- Школа, как и любой другой социальный субъект, не существует в вакууме, она находится в тесной связи с другими такими же субъектами, в том числе и политическими, - считает кандидат филологических наук, доцент кафедры журналистики СГСПУ Татьяна Болдырева. - Поэтому вне политики, так же как и вне искусства, вне морали, вне права она существовать не может. Школьники получают свой опыт и формируют отношение к действительности не только в школе. Невозможно ограничить влияние политических процессов и событий на школьников и учителей, которые живут в реальном мире, смотрят новости, говорят с людьми, читают книги. Тем более что в школе согласно Закону «Об образовании в РФ» не может использоваться агитация учащихся к принятию политических убеждений. Это запрещено законом.
Татьяна Болдырева никогда не работала в школе, ей трудно судить о давлении во время выборов на учителей и школьников, так как после университета пошла преподавать в  вуз. По этому поводу она высказывается так: «Не представляю себе, как можно принудить взрослого человека участвовать в том, в чем он не хочет, заставить думать так, как он не думает. Другое дело, что взрослый человек, тот самый, который способен принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность, формируется в том числе и в образовательном учреждении. И в этом отношении и у школы, и у вуза есть много возможностей научить школьника или студента разбираться в политике и ее роли в обществе. Это уроки истории, обществознания, литературы, географии, в вузе это все социально-гуманитарные дисциплины. Главное - не забывать о научном подходе к преподаванию этих дисциплин, предполагающему объективное описание действительности. А выводы молодой человек сможет сделать и самостоятельно».
Студент первого курса СГСПУ Влад Исаев, несмотря на свой молодой возраст, следит за всеми политическими мероприятиями и изменениями. В своем ответе он опирается на два важных закона: Закон «Об образовании в РФ», ст. 27, п. 12: «В государственных и муниципальных образовательных организациях создание и деятельность политических партий, религиозных организаций (объединений) не допускается» и Закон «О политических партиях», ст. 9, п. 5: «Запрещается вмешательство политических партий в учебный процесс образовательных учреждений».
- Школа вне политики возможна в том случае, если правящая партия страны изменит свою стратегию по агитации голосования на выборах за их кандидата, - убежден Влад. - Если вешать плакаты в общеобразовательном учебном заведении, то обязательно нужно дать право другим партиям участвовать в избирательной гонке. Хотя здесь налицо нарушение Закона «Об образовании в РФ». На мой взгляд, не создание, но деятельность проявляется главенствующей партией очень ярко в государственных образовательных организациях.
Очень спорный вопрос, ибо налицо явное противоречие Закону «О политических партиях». С другой стороны, если партийные деятели не ходят в школу, чтобы прервать уроки или вовсе отменить их ради публичного выступления перед детьми, то тогда можно сказать, что прямого вмешательства и нарушения данной статьи закона нет.
В то же время родители - участники образовательного процесса, они обязаны вмешиваться в агитационную политику внутри заведения, которая направлена на всех участников учебного процесса, в том числе и на них самих. Они, по крайней мере, должны убедиться в том, что агитация не влияет на учебный процесс и учеников вместо уроков не заставляют идти на мероприятия в честь какой-либо партии.
На мой взгляд, в демократическом государстве не должно быть так, что какая-либо партия ущемляется в этом плане. Если какая-то одна партия смогла разместить плакат в детском саду или школе по желанию собственника, то нельзя других лишать этого права.
А еще лучше соблюдать закон и не лезть в школы.

В первую очередь под политический прессинг попадают бюджетники. Им звонят и напоминают, что на носу выборы, поэтому нужно выполнить свой гражданский долг, проголосовать, а потом перезвонить и отчитаться. Это уже не просто пропаганда.

Учителей заставляют агитировать население в своем микрорайоне, причем делать это порой приходится даже во время законного отпуска! И нужно подчиняться, потому что от таких предложений отказаться невозможно - с администрацией ссориться никому не хочется.


​Екатерина СВЕТЛИЧКИНА, студентка 1-го курса Самарского государственного социально-педагогического университета