По-видимому, тот известный лозунг был не столько лозунгом, сколько отлаженной школьной системой, готовящей к осознанному переходу к новой образовательной ступени. Высшее образование было качественным. Оно соответствовало статусу выпускника высшего учебного заведения. Кто не мог учиться в вузе, шел осваивать рабочую специальность. Этому способствовала отлаженная система профессионально-технических училищ и техникумов.
С тех пор прошло немало времени. Многое изменилось. Так и должно быть, ведь жизнь не стоит на месте. Образование - зеркало постоянно развивающихся общественных отношений. Его главная задача - формирование кадрового интеллектуального потенциала, отвечающего современным требованиям и социально-экономическому состоянию страны.
Мы пребываем в условиях перманентных реформ как в школьном, так и в высшем образовании. Сколько их было за прошедшие десятилетия? Насколько они были удачными? Вряд ли педагоги средней и высшей школы об этом задумываются. Причина проста: условия стремительно меняются, и любому специалисту необходимо не только систематически повышать свои профессиональные навыки, но и формировать новые, о которых в советскую эпоху можно было только мечтать.
Один из важнейших профессиональных навыков современного специалиста - ИКТ-компетентность. С этим трудно не согласиться: без компьютера сейчас трудно обойтись специалисту любого статуса и профиля. В период повсеместного распространения информационно-коммуникационных технологий этот вид компетентности воспринимался упрощенно как «компьютерная грамотность», выражающаяся в наличии простейших навыков пользования компьютером. Тогда компьютер казался непостижимой диковиной, которая и пугала, и привлекала одновременно.
С течением времени страх прошел, а интересы и потребности усилились. Однако наблюдения показывают, что ни выпускники школы, ни выпускники вуза, ни состоявшиеся педагоги средней и высшей школы в полной мере не осознают важность свободного владения компьютером в своей профессиональной области.
Начнем с педагогов высшей школы. Среди них немало тех, кто считает компьютер второстепенным учебным средством. В какой-то степени их можно понять. Если преподаватель обладает глубокими и обширными знаниями, может ярко, убедительно, интересно передать студентам содержание своей дисциплины, вряд ли его можно обвинить в методическом консерватизме. Другое дело - практическая часть вузовского курса. Осваивая ее, трудно обойтись без Интернета, прикладных компьютерных программ, многочисленных онлайн-сервисов. Да и сами лекции, на которых используется мультимедийный контент, выглядят более насыщенными, наглядными и интересными.
Невозможно представить сегодня учебный процесс без систем дистанционного обучения. В большинстве вузов используется Moodle. Не будем останавливаться на ее достоинствах и недостатках. Это тема отдельного разговора. Речь о другом. Впервые за много лет преподаватель получил платформу-оболочку, которую можно систематически наполнять теоретическим и практическим содержанием. Она в какой-то мере позволяет разгрузить педагога, придать процессу обучения удобную форму.
К сожалению, далеко не каждый преподаватель использует дистанционные площадки. Более того, общаясь со студентами разных вузов, удивляешься, что у некоторых из них процесс преподавания проходит по старинке: лекции, конспекты, задания. Ни компьютеров, ни смарт-досок, ни дистанционных форм. Немало, конечно, и положительных примеров. Во многих вузах используется отлаженная дистанционная система, наполненная логически обоснованными содержательными блоками: презентациями лекций, наборами примеров и задач, практическими работами, ссылками на первоисточники и другими нужными и важными для обучения материалами.
В советские годы мы испытывали информационный голод. Подготовка учебного курса занимала длительное время. Часы, дни и недели уходили на поиск нужной литературы, отбор фактического материала, формирование учебного содержания. С позиции прошедших лет осознаешь, что в этом была какая-то особая методическая осмысленность, привлекательность и обоснованность. Накопленный материал приобретался в результате тяжелого и насыщенного преподавательского труда. Пухлые папки становились все толще и толще, ведь содержание приходилось постоянно дополнять и обновлять.
Теперь этот процесс происходит быстрее и проще. Электронные библиотеки и многочисленные образовательные источники сети Интернет позволяют преподавателю совершенствоваться, развиваться, делиться собственными знаниями и знакомиться с опытом коллег. Научные конференции, вебинары, профессиональные виртуальные площадки открывают перед специалистом уникальные возможности для профессионального роста.
А что можно сказать о студентах? Актуален ли сегодня лозунг «Научить студента учиться»? Многолетний опыт работы со студентами, магистрантами, аспирантами говорит о том, что он актуален и сегодня.
Первокурсники, как первоклассники в школе, сначала смотрят на преподавателя с любопытством и настороженностью. А преподаватель пытается понять, готовы ли они осваивать серьезные науки, подготовлены ли к обучению в вузе. И с сожалением констатирует, что далеко не все. В чем это проявляется? У студентов отсутствуют навыки самостоятельной работы. Они не умеют грамотно построить процесс поиска учебной информации. Не готовы работать системно и глубоко. В последнее время все чаще замечаешь поверхностное, а порой потребительское отношение к учению. Информации в Интернете много, зачем читать книги, когда можно быстро найти ответы на самые трудные вопросы. Это огорчает более всего.
По сути, преподавателю вуза приходится исполнять разные роли: учителя, наставника, методиста. В каких формах это проявляется? Если говорить об учителе (каждый преподаватель вуза - это учитель, ведь его главная задача - передача знаний), то это прежде всего формирование содержания курсов. Наставничество подразумевает понимание трудностей, которые предстоит преодолеть студентам в освоении учебной дисциплины. За ролью наставника следует роль методиста. Чего она требует? Создания наиболее благоприятных условий для обучения, формирования многополярной дидактической среды, которая открывает перед студентами новые горизонты познания.
Специальная организация дидактической среды должна быть основана прежде всего на общеизвестных дидактических принципах, главный из которых - доступность обучения. О нем, увлекаясь новыми технологиями, нередко забывают. Стоит напомнить, что принцип доступности обучения базируется на законах познания. Познание - это непрерывный процесс, проходящий последовательные стадии - от известного к неизвестному, от простого к сложному, от единичного к комплексному. Кроме того, он должен учитывать соответствие учебного материала индивидуальным особенностям и уровню подготовленности студентов.
Важную роль в формировании многополярной среды преподавателя вуза играют сетевые технологии. Среди них стоит выделить модульные объектно-ориентированные динамические среды. К ним относится уже упомянутая динамическая среда Moodle. Помимо нее можно использовать так называемые CMS (системы сайтов), например WordPress.
Активное и заинтересованное взаимодействие между преподавателем и студентами - важная черта современного образования. Интерактивное сотрудничество достигается совершенствованием методики, использованием технических средств обучения, применением сетевых технологий. Немалую роль в этом играет учебно-методический сайт, построенный на платформе WordPress (или на любой другой). Эта CMS позволяет создавать формы обратной связи, опросы, тесты, голосования, чаты и т. д. Наполнение содержания подобными материалами делает сайт не только востребованным, но и интерактивным.
Рассмотрим еще один аспект, связанный с формированием удаленной образовательной среды. При подготовке различных учебно-методических материалов часто приходится пользоваться удобным и многофункциональным сервисом Google docs. Его возможности неисчерпаемы! Создание тестов, анкет, опросов, рисунков, электронных таблиц, презентаций. Этот список можно продолжить. Используя код привязки, легко поместить любой созданный документ как на сайте преподавателя, так и в дистанционной системе Moodle. В каждой из перечисленных платформ есть встроенный html-редактор.
В результате взаимодействия и взаимодополнения различных дистанционных платформ формируются информационно-обучающая среда, с одной стороны, и набор удобных, функциональных и полезных инструментов - с другой.
Надо сказать, что современное образование происходит в качественно новых условиях, нежели это было 30, 20 и даже 10 лет назад. Технологии развиваются столь стремительно, что школа и учитель, вуз и преподаватель не всегда за ними успевают. Многополярная дидактическая среда, формируемая педагогом, - это подвижная развивающаяся категория. При ее конструировании необходимо учитывать глобальные изменения, образовательные инновации и уникальные мультимедийные технологии. Однако дидактическая среда обучения - это всего лишь средство познания и развития, пусть даже современное и эффективное. При всей нужности и важности она ни в коей мере не может заменить грамотного и неравнодушного педагога, находящегося в постоянном творческом поиске.
Открытие нового содержания, применение информационно-коммуникационных технологий, совершенствование методики сопряжены с глубоким пониманием целей, законов становления и развития растущей личности. Если мы не только привьем интерес обучающихся к своему предмету, но и научим их учиться, то процесс обучения на любой образовательной ступени будет осмысленным, творческим и глубоко познавательным. Как здесь не вспомнить слова выдающегося советского и российского ученого Дмитрия Сергеевича Лихачева: «Учитесь любить учиться! Умейте не терять времени на пустяки, на «отдых», который иногда утомляет больше, чем самая тяжелая работа, не заполняйте свой светлый разум мутными потоками глупой и бесцельной «информации». Берегите себя для учения, для приобретения знаний и навыков, которые только в молодости вы освоите легко и быстро».

​Алексей АЗЕВИЧ, доцент кафедры информатизации МГПУ