Поступила в Уральский государственный педагогический университет в Институт филологии, культурологии и межкультурных коммуникаций. Летом, после получения диплома, взяла в руки телефон и открыла в Интернете список школ Екатеринбурга. Смотреть начала с тех, что ближе к месту жительства. В гимназии №116 ответили: «Да, учитель русского языка и литературы требуется». Никуда больше звонить не стала. Прошла собеседование с директором Ларисой Ефремовной Ждановой и с тех пор работает в гимназии. «Все просто и сложилось удачно!»
Это был август. Молодого педагога нацелили на параллель пятых классов, в одном из них она стала классным руководителем. По традиции знакомство состоялось за пару дней до начала учебы.
- Я сразу увидела: класс очень активный. Мальчишек в два раза больше, чем девочек. Все интересующиеся, неравнодушные и отнюдь не тихие-спокойные. Поняла: предстоит работа по налаживанию дисциплины.
- Вы считаете себя мягким человеком?
- Не сказала бы. Стараюсь всегда стоять на своем. Но давить и заставлять тоже не мой метод. Если очень шумно, могу заговорить шепотом, и дети невольно смолкают. Использую для озорников неожиданно ласковое обращение, тут же начинают вести себя по-другому. Думаю, дисциплину мне удалось наладить.
Но, пожалуй, наибольшей трудностью для начинающего педагога стало огромное количество времени, которое уходило на подготовку к урокам. Сейчас-то база уже создана, методики отработаны, рука набита. Особую сложность представляли новые предметы. Александра Викторовна Крапивина вела в параллели курс «Стратегия смыслового чтения». Одно дело -  уроки русского языка и литературы, где есть программы, учебники. Другое дело - только что запущенные в апробацию проекты. Гимназия №116 инновационная, первой в городе осваивает некоторые спецкурсы.
- Очень помогла Вера Ивановна Лыкова, мой наставник. Первый год я ходила, как сплошной вопрос, ко всем приставала, как делать то или это, к завучам могла по несколько раз в день заходить. И мне объясняли с терпением и душевностью. Я встречаюсь с одногруппниками и знаю, что хотя большинство пошли работать в учебные заведения, но некоторые их уже оставили. Как мне кажется, часто это происходит из-за отношений в коллективе. У нас замечательная атмосфера, меня все поддерживали. Для молодого специалиста большой соблазн уйти на спокойную работу, куда-нибудь в офис с четким графиком с девяти до шести, не как в школе, где постоянно пребываешь в рабочем тонусе. Но я увидела в коллективе многих людей, которые живут именно так и получают от этого удовольствие.

Год второй: член сообщества
Следующий год еще не стал для Крапивиной легким: много учебных часов, много подготовки. Очень выручила школа молодого педагога. Для новоиспеченных учителей это обязательная вещь, но, как оценивает Александра Викторовна, отнюдь не для «галочки», а реально помогающая.
- Поначалу мне казалось: я провела шесть уроков, и еще куда-то ехать?! Но с занятий выходила с новыми силами, обретала полезные навыки. Например, освоила современные методы работы с видеоматериалами, теперь делать презентации не проблема. За два года побывала в половине школ Екатеринбурга! Дом учителя постоянно что-то для нас организовывал, возникало ощущение силы и единства педагогического сообщества. Эффективный способ удержать человека в профессии.

Год третий: стабилизация
и уверенность
Третий учебный год Крапивина встретила как вполне опытный специалист. И был конкурс, и была победа!
Вообще-то Александра Викторовна по своей природе не тяготеет к соревновательности. Получилось все само собой. «Напишу эссе на районный тур конкурса, мне же нетрудно... Подготовлю урок...» Стала лидером районного уровня. Далее городской тур. Здесь уже весь коллектив помогал-поддерживал. Публичное выступление: рассказывала о технологиях, которые применяет, о результатах. Провела урок в незнакомом классе, понравилось очень! Правда, темой Крапивина была не совсем довольна, хотелось рассказывать о новом материале, который несет детям открытие, а досталось повторение имени существительного. За основу взяла мультфильм «Головоломка», закрепление материала прошло в игровой форме. Она и обычно старается придумать то, что вызовет у учеников удивление, привлечет их внимание и запомнится надолго. А уж конкурсный урок не среднестатистический!
Заключительный этап - «Визитная карточка», представление самой себя, решение сложных педагогических ситуаций. Александра Викторовна Крапивина стала победителем городского конкурса молодых педагогов в 2015 году.
- В реальной педагогической практике встречались сложные ситуации, которые вам удавалось благополучно разрешить?
- Конечно. Вот одна из первых: мальчик и девочка остро конфликтовали, проблема шла еще из начальной школы. Помог искренний разговор с каждым и друг с другом. Проговорили претензии, но сначала прописали их: произнести можно что угодно, в том числе и оскорбления, запись же отсекает излишне эмоциональное. Когда разобрались, оказалось, конфликта и нет. Теперь замечаю, что ребята общаются вполне дружелюбно.

Год четвертый: учусь дальше
Результат победы в конкурсе стал несколько неожиданным. Александра Крапивина получила сертификат на 90-процентную оплату обучения в магистратуре любого направления. Продолжение учебы входило в ее личные планы, теперь откладывать не имело смысла. Выбрала Институт менеджмента и права: классный руководитель разве не управленец в глобальном смысле? Крапивина чувствует в себе потенциал не только предметника, но и воспитателя.
В итоге четвертого года: 30 учебных часов плюс очно-заочная форма обучения с домашними заданиями. Проблема лишь одна, знакомая всем активным людям, - времени в сутках мало!
- Александра Викторовна, вопрос культурологический. Известно, что новое поколение читает мало. Ваши наблюдения по этому поводу.
- Я оптимист в принципе. Никогда от детей не слышала, что русский язык или литература не нужны и уйдут со временем. Говорить мы будем всегда, даже существуя онлайн. В Интернете можно обнаружить много постов такого содержания: «Меня оскорбляет твой ответ в виде смайлика». Это уже высмеивается, порицается обществом. Но говорить тоже нужно уметь. Дело не в многословии или краткости, в любом варианте нужно уметь донести до собеседника зерно мысли. А литература... Мы от души никуда не уйдем, пока не роботы, пока человечество живо. Литература же - о душе и от души.

Екатеринбург