Галина ВОЛКОВА, учитель географии, Нижегородская область:
- Жизнь в постоянном стрессе. Невозможность самой планировать рабочее время.Перед нами каждый день ставят задачи, которые нужно было сделать вчера. Эта постоянная гонка приводит к хроническому недосыпу, к тому, что мы постоянно боимся не успеть сдать что-то в срок. Люди с более крепкими нервами как-то это выдерживают. Если нервная система неустойчивая, то это прямой путь к психосоматическим заболеваниям, причем очень серьезным.

Ирина ПОДГАЙСКАЯ, заместитель директора по учебно-воспитательной работе Петровской школы, Петрозаводск:
- Таких факторов много: перегрузка - физическая и психологическая, стрессовые ситуации и слабый иммунитет. Лично мне справляться со всем этим помогают вечерние пробежки и шутки друзей, у многих из них замечательное чувство юмора!

Елена К., учитель начальных классов, Великий Новгород:
- Отсутствие дисциплины в классе. Не знаю, почему у меня не получается решить эту проблему. Может быть, у меня еще маленький стаж работы или я вообще выбрала не свою профессию. Первые десять - пятнадцать минут урока дети еще сидят тихо, потом те, кто уже сделал задание, поворачиваются к другим и начинают разговаривать. Дети шумят, а я плотно закрываю двери в классе, чтобы не слышали другие учителя или администрация. Повышаю голос на детей, даже пыталась снижать оценки, ничего не помогает. Я чувствую, что стала нервной, раздражительной и вне школы.

Ольга СИВЕРЧЕНКО, директор школы №460 имени дважды Героя Советского Союза А.А.Головачева, Москва:
- Мне кажется, что больше всего здоровью современного педагога и руководителя школы вредит хронический стресс. Когда от помидора требуют давать апельсиновый сок, помидор пытается выжать из себя последнее, а все равно выходит не то.

Анна СТЕЦЮК, первокурсница факультета безопасности жизнедеятельности Российского государственного университета им. А.И.Герцена, Санкт-Петербург:
- То, что педагогическая работа непростая, я знаю из собственного опыта - у меня мама преподаватель. Работа педагога - это постоянное общение с людьми, и оно не всегда позитивное, поэтому стрессы, нервное перенапряжение тоже сказываются на здоровье. Мне кажется, чтобы избежать этого, нужно научиться переключаться на другой вид деятельности, иметь хобби и возможность «выпасть» из педагогической работы хоть на время.

Полина А., учитель русского языка и литературы, Воронеж:
- К сожалению, есть у меня одна плохая привычка - я курю. Учительская работа нервная. Понимаю, что сигарета не спасает, а, наоборот, является дополнительным риском, но ничего с собой поделать не могу. Сокращаю количество выкуренных в день сигарет, пытаюсь не нервничать лишний раз, но все это пока мало помогает.