Татьяна ЦВЕТКОВА, директор физико-математического лицея №366 Московского района, Санкт-Петербург:
- Начнем с того, что родители очень сильно изменились, потому что изменился государственный строй. В чем-то - смещение ценностей, непонимание, как должна быть организована семья, как должно быть организовано взаимодействие с ребенком. Наблюдается отсутствие родительской ответственности. Иногда приходится обращаться к родителям с советами, как правильно кормить первоклассников, говорить, что fast food вреден, что в 2-3 года нельзя сажать ребенка за компьютер и т. д. Многие родители, к слову, все-таки понимают, что утром лучше давать кашу или творог, а не чипсы, а днем должен быть суп. Так что приходится очень плотно заниматься с родителями просветительской работой.
Не могу сказать, что выстраивать отношения с родителями легко. Трудно. И часто труднее с социально благополучными семьями, чем с асоциальными. С этой категорией родителей тяжело выстроить диалог, потому что они считают, что и им, и их детям все можно. Хотя нужно отметить, что сейчас появилась тенденция к изменению отношения родителей к образованию (они осознали его ценность), да и к школе в целом. Поэтому поток детей, в частности, в нашу школу из года в год только увеличивается.
Мотивированных на учебу родителей все же больше, и мне кажется, что сегодня мы достигли определенного перелома и уходим от того времени, когда учителей вообще не слушали и не воспринимали как людей, а относились к ним, как к прислуге. Появилось понимание, что учитель - это важная фигура в жизни общества и государства. Ведь то, что он заложит в души детей, станет нашим будущим. Школа может помочь исправить что-то в воспитании, но только с помощью родителей.
Бывают учителя-«звезды», которые производят на детей неизгладимое впечатление и могут повлиять на них больше, чем родители, но таких учителей единицы. В основном же многое решается в диалоге учителя и родителя. Как мотивированные родители могут помочь? Они прислушиваются к рекомендациям педагога, активно участвуют в жизни школы - организовывают праздники, экскурсии, становятся инициаторами различных акций, проектов и т. д.
Во что, на мой взгляд, родители не должны вмешиваться, так это в учебный процесс. Учителя дают открытые уроки, на которых можно посмотреть, как правильно выстроить работу дома, но комментировать, указывать педагогам, как учить, нельзя. К сожалению, некоторые положения Закона «Об образовании в РФ» мешают родителям принять правильное решение. Это неверно, когда школа не имеет права оставить ребенка на второй год без согласия родителей, притом что у ребенка, например, 5 двоек в году. Но мы его условно переводим в следующий класс. Отчислить ребенка с двойками по профильным дисциплинам мы тоже не можем. В наших силах только не допустить такого ребенка в 9-м классе до итоговой аттестации.
Порой очень трудно объяснить родителям, что они скорее вредят ребенку, чем помогают. Ребенок, переходя из года в год с двойками в следующий класс, привыкает быть аутсайдером, он живет в ситуации неуспеха на протяжении многих лет. Какое у него к себе отношение, какая самооценка? Так не должно быть, что мы «тащим» ребенка до 9-го класса, чтобы потом не допустить его до ГИА. К сожалению, далеко не каждый ребенок может освоить программу физико-математического лицея. Но у каждого ребенка есть способности и талант. Надо только их понять и направить развитие ребенка в нужном направлении. И школа старается помочь в этом и родителям, и детям. Главное, чтобы они нас услышали.

Евгений МАЗЯКОВ, заместитель директора по воспитательной работе гимназии №24 имени И.А.Крылова, Санкт-Петербург:
- По-моему, формулировка «Могут ли родители мешать образовательному процессу?» неверная. Система образования страны, региона является открытой, и все становятся равноценными и равноправными участниками этого процесса, в том числе родители. Если возникает проблема родителей как «помехи», то скорее всего это проблема отсутствия конструктивного взаимодействия с ними.
Если исходить из опыта нашей гимназии, то у нас существует родительский комитет гимназии, который можно назвать нашей правой рукой и который объединяет все родительские комитеты классов. Также у нас есть совет гимназистов. Все вместе мы разработали правила гимназистов, положение о школьной форме, ведь там как раз нужна совместная деятельность. Родительский комитет оказывает очень большую поддержку в реализации наших планов и идей.
Легко ли находить взаимопонимание? Все родители, конечно, разные, так же как и все мы, но подход найти можно к каждому. Как вы думаете, что иногда важно человеку? Да чтобы его элементарно выслушали! Поэтому особую роль играет классный руководитель. Если он не выслушал родителя, то тот пойдет в другое место, где его выслушают. Так что работа с родителями прежде всего должна быть выстроена у классного руководителя. От него зависит очень многое: как объединена команда детей, как сплочена команда родителей и т. д. Мы ведем постоянную работу с классными руководителями, проводим анкетирование на тему сложностей, которые они испытывают в работе с родителями.
В любой школе необходимо присутствие службы сопровождения: психологов, социальных педагогов. Она должна помогать как учителю, так и родителю. Родитель должен понимать, что в школе у него всегда найдется тот, к кому можно обратиться и попытаться решить проблему, а наша задача - выяснить, в чем нас недопоняли и почему у родителя возник неразрешимый вопрос.

Анна СМИРНОВА, директор школы-интерната «Красные зори», Ленинградская область:
- У нас особенная школа, в ней обучаются ребята с ОВЗ и ребята с проблемами опорно-двигательного аппарата, а также дети-сироты. У детей заболевания различной степени тяжести. С какой проблемой во взаимоотношениях с родителями мы сталкиваемся? Есть родители, которые действительно переживают за своих детей и делают все возможное, чтобы их дети встали на ноги и стали полноправными членами общества.
И, увы, есть достаточно много других семей, где родители не хотят видеть дома больных детей. Они думают, что можно отдать детей в школу-интернат и забыть об их воспитании. С такой категорией родителей очень трудно.
Приведу пример. Представители такой категории родителей практически не отслеживают состояние здоровья детей. Дело в том, что ребенок с ОВЗ вместе с родителями прошел психолого-медико-педагогическую комиссию и на ней ему определили образовательный маршрут. Соответственно комиссия решает, на краткий промежуток времени этот маршрут устанавливается или на длительный. Так вот, есть такие родители, которые знают, что ребенку, предположим, установлен маршрут на 2-3 года, и по истечении этого срока ему снова нужно пройти комиссию, чтобы либо подтвердить маршрут, либо утвердить новый маршрут, но никуда с ребенком не идут. Воздействовать на них мы не можем. В этом случае родители ущемляют права ребенка, потому что прежний маршрут мог быть установлен по программе для детей с интеллектуальными нарушениями, но при возрастной компенсации ребенок уже может перейти на более сложную программу, например для детей с задержкой психического развития, получить аттестат и изменить свою жизненную траекторию. Родители ему этого шанса не дают.

Марина ШМУЛЕВИЧ, директор школы с углубленным изучением английского языка №606 Пушкинского района, Санкт-Петербург:
- Взаимодействие и сотрудничество родителей и школы - очень важный момент, потому что родители могут как мешать школе, так и помогать ей. Нужно выстроить такую модель сотрудничества, чтобы родители были единомышленниками и союзниками. Но это длительная, кропотливая, технологическая работа, потому что ведется по определенному алгоритму, и понятно, что руководителем школы она должна ставиться во главу угла.
Мы в нашей школе давно решили, что будем придерживаться с родителями единой политики. У нас есть международные проекты, связанные с семейным воспитанием. Например, мы ежегодно выезжаем в Грецию, где проходит семейный языковой лагерь. Там с родителями проводится работа по формированию успешной семьи, ведутся психологические тренинги, проигрываются различные ролевые ситуации. Мы помогаем родителям, а они помогают нам, и когда дети видят, что мы заодно, то не возникает желания лавировать, манипулировать, отрицать.

Любовь БЕЗБОРОДЬКО, директор школы №16, Екатеринбург:
- В школе, где количество учеников превышает две тысячи человек, общешкольные родительские собрания проходят минимум в два этапа. Я лично посещаю родительские собрания в каждом классе. Времени на это уходит много, но не бесполезно. Не только родители должны знать меня в лицо, но и я должна понимать их настроение, быть знакомой с наиболее активными, которые потенциально могут стать для нас опорой.
Для индивидуального общения мы приглашаем родителей в выходной, проводим «родительские субботы». Это связано с невозможностью педагогов уделять достаточно времени родительским посещениям в течение учебного дня, а суббота в школе выделена для факультативов, кружков, внеурочной деятельности. Раз в четверть проводим дни открытых дверей, когда все учителя находятся на своих рабочих местах «в свободном доступе». Заранее составляется список желающих задать вопросы или обратиться за советом, чтобы не получилось: у одного педагога очередь, а другой бездействует. Но можно подойти и без записи, конечно. Мы постепенно отказываемся от традиционных раньше оценок конкретных детей во всеуслышание на общеклассном собрании, приветствуются индивидуальные беседы: разговор о ребенке - только с его мамой или папой.
Через школьный сайт родители имеют возможность обратиться с открытым письмом к директору по любому вопросу. Моя задача - дать развернутый ответ без задержки даже на сутки.
На встречах с родителями я выступаю не просителем, а скорее заинтересованным информатором: рассказываю о том, как мы живем, что делаем и что планируем. Любая инициатива должна пройти «проверку на целесообразность» сначала среди педагогов, затем среди детей и, наконец, среди родителей. Если задумка кажется интересной и нужной, обязательно появляются два-три человека, которые хотят помочь ее осуществить.
Не стану лукавить: даже в нашей огромной школе таких людей можно пересчитать по пальцам. Сейчас их, может быть, человек 20. Если на следующий год их станет 23 или 25, я буду безумно счастлива.
Так, совместно с родителями мы изменили дизайн столовой. Придумали и утвердили флаг школы. И даже «стена плача» прошла родительское утверждение. Есть у нас такое место, стена при боковой лестнице, где каждый ученик имеет право написать то, что думает, выплакаться, выкричаться, поделиться, кого любит или ненавидит, или просто порисовать. Иной раз там появляются нелицеприятные вещи. Зато парты чистые и сердца, надеюсь, тоже.

Сергей ЯРОСЛАВЦЕВ, директор гимназии №94, Екатеринбург:
- Участие родителей в образовательном процессе не должно сводиться к материальному насыщению тех ниш, которые остаются не охваченными бюджетом. Без поддержки родителей ребенку трудно самостоятельно справиться с учебными задачами. Речь не идет о подсказках, речь идет о мотивации, что не может определяться только педагогическими усилиями. Именно от родителей исходит - или не исходит - тот первоначальный посыл, желание учиться, интерес к жизни вообще, который многое решает. Одно дело мотивировать оценками, другое дело поощрять ростом уважения в семье. Никто лучше родных этого не выполнит. С одной стороны, мамина похвала, с другой стороны, папина строгость и взыскательность. Их сочетание дает прекрасный результат, ребенок понимает, для чего он посещает школу.
Так складывается далеко не в каждой семье. Родители не занимаются воспитанием ребенка надлежащим образом по нескольким основным причинам. Первая: не считают эту функцию своей обязанностью и перекладывают ответственность на плечи школы. Вторая: нехватка времени. Третья: неумение справиться с ребенком, найти к нему подход. Когда возникает проблемная ситуация, мы привлекаем психологов не только для помощи детям, но и родителям, которым нередко нужно учиться понимать свое чадо, видеть его не в искаженном восприятии всепрощения, а реально. Если родители идут на контакт, с проблемой обычно удается справиться, не дав ей возможности вырасти в серьезный личностный, семейный, социальный конфликт.
Сейчас много говорят о правах ребенка. Это важно. Но почему-то меньше говорят об обязанностях. О том, что он тоже кое-что должен сделать в этой жизни. Начиная с малого: здороваться при входе в школу. Не грубить старшим. Помогать слабым. Без родителей здесь не обойтись.
В своей деятельности главными направлениями в работе с родителями я вижу следующие. Расширение их участия в школьной жизни, в совместных мероприятиях. Распространение педагогических знаний. Повышение в их глазах имиджа школы как таковой и нашей гимназии конкретно.

Игорь КЛИМОВСКИХ, директор школы №76 c углубленным изучением отдельных предметов, Екатеринбург:
- Основные формы взаимодействия с родителями прописаны в уставе школы, и, если ими грамотно пользоваться, они дают хороший результат. Самое главное и первейшее - это родительский совет. Каждый класс выбирает в совет по одному представителю, они встречаются минимум два раза в год для решения серьезных вопросов. Например, распределение премиального учительского фонда. Мы готовим предложения, а совет родителей, по положению о фонде, рассматривает наши кандидатуры и выдвигает свои. Если мнения радикально расходятся, созывается согласительная комиссия. Таким образом, учитываются позиции и педагогов, и администрации, и родителей.
Есть у родителей и собственное юридическое лицо - Автономная некоммерческая организация «Центр поддержки и развития гимназии» и ее исполнительный орган - Наблюдательный совет (опять же по представителю от класса). В ведении совета следующие стороны жизни школы: охрана (безопасность детей превыше всего); снабжение чистой водой (в каждом кабинете стоит кулер и имеются одноразовые стаканчики); клининг (бытовое содержание основных школьных помещений); текущий ремонт школы. Другими словами, все, на что бюджетных денег не хватает. Фонд благотворительный, и я настаиваю на этом определении. Каждая семья вправе решить, будет она вносить добровольные пожертвования или нет. Сами же родители объясняют «коллегам», что сотрудничество необходимо, в итоге процентов 70 семей являются вкладчиками фонда.
К сожалению, есть и те, что убеждены: им все должны, они не должны ничего и никому. Я называю таких, простите за резкость, «площадными кликушами». Но большинство люди разумные и понимают общую ситуацию: либо помогать школе, либо вести своего ребенка учиться в «сарай». Ведь каждый рачительный хозяин знает: если за помещением не ухаживать, оно быстро приходит в полный упадок.
Как директор я отчитываюсь перед родителями два раза в год за каждую копеечку, как благотворительную, так и бюджетную, - финансы должны быть прозрачными.
Программа развития школы также утверждается советом родителей. Она касается не только материального положения, но и содержания образования, способов достижения показателей, которые мы совместно закладываем.
Что же конкретно привносилось в жизнь школы с подачи родителей? Однажды родители спросили: «Почему в гимназию вход свободный?» Это было лет восемь - десять назад, и мы стали одним из первых учебных заведений региона, которое ввело турникеты с электронными карточками. Через время появилось желание усовершенствовать процесс, так как карточки часто терялись или забывались. Установили пальчиковую систему. Однако она работала медленно. Сейчас мы «читаем по лицам»: ребенку достаточно посмотреть в камеру, и она его узнает. Но мы пошли дальше. Теперь помимо педагогов контроль над опозданиями и пропусками осуществляет автоматика.
В прошлом году мы выиграли грант по Федеральной целевой программе развития образования. Министерство образования и науки РФ выделило 1 миллион рублей, губернатор Свердловской области добавил в рамках софинансирования 430 тысяч и родительский фонд - 200 тысяч. Было решено обновить компьютерный парк, конечно, по согласованию с родительским комитетом.
Каким быть электронному журналу? Как оформлять пришкольную территорию: с использованием ландшафтного дизайна, и если да, то где и в каком количестве? И так далее, и так далее - всё решаем совместно. Может быть, я не назвал какие-то особые, только нами придуманные способы взаимодействия с родителями. Зачем, когда можно эффективно работать теми инструментами, которые есть.

P.S. Все чаще слышишь от руководителей школ откровение: «Общение с родителями - самое сложное в нашей работе». Не содержание зданий в достойном материальном состоянии; не решение финансовых задач, не создание дружелюбной и мотивированной к труду атмосферы в коллективе, а именно выстраивание отношений с мамами, папами, бабушками и дедушками. Вот выплеск чувств директора после очередного родительского собрания нескольких параллелей. «Выхожу в актовый зал и вижу эту «массу», настроенную почти враждебно. Собрались люди, которые чувствуют себя контролерами, надзирателями; отстраненные, при этом усталые. В воздухе витает: «Что нам еще сейчас будут говорить, о чем просить, что заставлять делать?». Я понимаю: вечер, многие пришли с работы и мечтают побыстрее попасть домой. Тогда я решаю: дай-ка их встряхну. Рассказываю притчу о матери. И наблюдаю уже другие глаза, в которых стоят слезы. Призываю: повернитесь лицом к своим детям. Не делайте из них икону. Да, для каждого из вас они лучшие, но не молитесь на них, а воспитывайте!»

​Наталья АЛЕКСЮТИНА, Санкт-Петербург - Ленинградская область,
Марина РОМАНОВА, Екатеринбург