- Наум Львович, как вы стали учителем? И почему никогда не меняли место работы за всю свою долгую трудовую жизнь?
- Подходило к концу обучение в институте, перед госэкзаменами нас спросили: «Кто из вас собирается работать в школе?» Из 100 выпускников только 2-3 руки поднялись вверх. Остальные видели себя организаторами физвоспитания, тренерами, работниками спорткомитетов. Но судьба сама решила, кому кем быть.
И вот так я 1 сентября 1960-го пришел в экспериментальную школу №710. В это время в школе работал фронтовик, летчик-бомбардировщик Михаил Степанович Иванов, который являлся методистом по физической культуре в Киевском районе и стал для меня наставником. Школа меня по-настоящему привязала к себе. Одновременно я совмещал и тренерскую работу в ДЮСШ. Отношение к физической культуре в школе было на уровне с остальными предметами. Очень многие ученики занимались большим спортом. Их имена хорошо известны: Валерий Балясников - дублер прославленного Льва Яшина; Виталий Островский - чемпион СССР по настольному теннису; Людмила Пономарева - член сборной молодежной СССР по баскетболу; Игорь Гривенников - призер Олимпийских игр в Мюнхене по плаванию; Евгения Уколова - чемпионка Европы по пляжному волейболу. За годы моей работы около 30 мастеров спорта окончили нашу школу.
- Гимназия долгие годы являлась экспериментальной школой академии педагогических наук (впоследствии РАО). В каких научных исследованиях вы лично принимали участие?
- Очень большая научно-экспериментальная работа велась в школе по физическому воспитанию сотрудниками научной лаборатории физического воспитания. Разрабатывались научные программы по физическому воспитанию, проходил апробацию двигательный режим школьника в процессе учебного дня. Около 30 ученых со всего СССР на базе нашей школы защитили кандидатские диссертации по физическому воспитанию. У нас проводился эксперимент - 4 урока физкультуры в неделю в отличие от других школ, где проводилось по 2 часа в неделю.
Много лет в школе работала дошкольная гимназия, в которой одним из предметов была физическая культура. Я даже сумел за свою трудовую деятельность довести детей с 4 лет до 11-го класса. Это было здорово, сколько мы выиграли соревнований и районных, и городских! Очень важно в раннем возрасте развивать у маленьких детей двигательные качества.
Конечно, то, что сейчас введены три часа урока физкультуры, способствует хорошему физическому воспитанию, плюс еще дополнительные часы в спортивных секциях, и как результат дети становятся более здоровыми и меньше болеют.
- Изменилось ли отношение в обществе к урокам физвоспитания?
- Конечно, за годы моей работы в школе заметно изменилось отношение к физическому воспитанию. Дети стали слабее, они меньше двигаются, не хватает силовой подготовки. Родители меньше уделяют внимание физическому развитию своего ребенка, наверное, жалеют их. Там, где в семье с пониманием относятся к физическому развитию своего ребенка, все складывается удачно, дети добросовестно относятся к занятиям, занимаются дополнительно в спортивных секциях.
С годами менялась программа, в нее вводятся новые виды спорта. Например, только за последние два года в нашей гимназии появились новые виды - это snag-гольф, спринт-пауэр, скипинг. Уже есть определенные успехи, первые победы на довольно высоком уровне.
Открываются новые возможности. Так, за счет гольфа можно провести занятия со всеми, кто временно освобожден от уроков физкультуры.
Очень многое зависит от поддержки и отношения администрации и всего педагогического коллектива к предмету «Физическая культура». Когда видишь поддержку, стараешься заинтересовать своих учеников своим предметом, формируя здоровый образ жизни.
Наверное, самое трудное - привить любовь к своему предмету, а это уже зависит от самого учителя, от его знаний, от отношения к детям, от его подготовки к урокам, личного примера; сделать так, чтобы учащийся, даже если у него что-то не получается, приходил с желанием на урок.
- Что бы вы хотели пожелать нам, своим молодым коллегам?
- Большая многолетняя работа связывает нашу школу с Институтом (университетом) физической культуры. Школа стала основной базой для прохождения педагогической практики студентов различных факультетов и курсов. Сейчас у нас проходят практику студенты, которые получают специальность «учитель физической культуры». К сожалению, подготовка студентов желает быть намного лучше, да и отношение к своей будущей специальности должно быть более ответственным. Им не хватает самых элементарных знаний, начиная с организации урока и его проведения, самодисциплины, культуры общения. Желаю, чтобы фраза «Учитель - это звучит гордо!» стала явью для всех педагогов и в целом для нашего общества. Думаю, я ответил на ваш вопрос, почему столько лет я работаю в своей школе.

Вадим САЗОНОВ, студент РГУФКСиТ