В нашей школе мы пошли еще дальше и разработали методику формирования культуры безопасности с активным использованием музейной педагогики. Идея социальной значимости КБЖ достаточно ясна: чем больше школьник узнает о пожарных, их истории возникновения, развитии технологий пожаротушения, средств защиты самого пожарного, тем проще ему будет осознать, что пожаротушение является областью риска. И пожарная профилактика нужна не только для того, чтобы не пострадать самому, но и для того, чтобы не спровоцировать гибель пожарных, исправляющих чужие ошибки.
Практические методы работы в познавательной деятельности важны, особенно в начальной школе. Есть в музейной работе и место досуговой деятельности, но не ради развлечения, а в формате познания через игру. Все программы данного типа были объединены нами в единый цикл «О пожарных и в шутку, и всерьез» - Новый год мы встречали утренником-интерактивом «Как царь Бубенец чуть не сжег свой дворец».
Работа с реальными экспонатами превращает посещение музея в мини-поисковый проект. В рамках общегородского мероприятия «Музейная суббота: уникальный экспонат» наше мероприятие было посвящено самому интересному и старинному экспонату музея - пожарной каске XIX века.
В музее есть возможность примерить на себя боевую одежду пожарного, каску, подержать пожарный топор, брандспойт. В 2016 году возник еще один проект - по изучению подвига московских пожарных-добровольцев во время бомбежек города в 1941 году. Надо отметить, что проект получил серьезное развитие. Саша Коккинаки написала со старшим товарищем, инспектором 3РОНД И.А.Федоровой, статью «Ровесницы в боевках», которую опубликовали в СМИ района и на сайте ГУ МЧС России по г. Москве.
На музейных уроках по этой теме прозвучала полузабытая песня того периода «Москвичи» («Стал в Москве каждый дом // Неприступным гнездом, // Бастионом стал каждый кирпич. // И москвич говорит: // «Если дом мой сгорит, // То какой же тогда я москвич?») - ее восстановили сквозь похрипывание и треск старого патефона, который стоит здесь, в музее. В исполнении учащихся 4-го класса эта песня стала призером окружного конкурса «Пожарный марш» и фестиваля «Огонь-враг, огонь-друг».
Важный аспект связи пожарной безопасности и музея - это приобщение к восприятию пожарной безопасности как неотъемлемой части российской культуры в целом. На одном из клубных часов под названием «Печка-матушка» ребенок на наглядных примерах видит, что бытовая печь может быть безопасной при соблюдении определенных, веками сложившихся правил. Даже побелка печи имеет свое полезное предназначение - так заметнее потемневшие от дыма трещины в кладке. Русская изба, построенная из вековых бревен без единого гвоздя, проконопаченная мхом, может жить тысячелетие без разрушения и гниения, а может сгореть за 20 минут при пожаре. В музее дети видят утюг, работающий на углях. И сравнивают пожароопасность утюга в современном мире электроприборов. Да, механизм возгорания несколько меняется, но он же остается. Значит, виноват не прибор, а человек.
Любое историческое событие, имеющее значение для России, должно находить отражение в работе школьного музея.
У нас в школе №2101 «Филевский образовательный центр» традиционно проводится широкий спектр мероприятий, посвященных Дню ГО - как российскому, 4 октября, так и международному, 1 марта, а также Дню создания МЧС России 27 декабря, Дню пожарной охраны 30 апреля. В эти дни к нашим школьникам приходят сотрудники организаций - социальных партнеров: ФГБУ ВНИИ ГОЧС, НПЦ исследования риска и экспертизы безопасности. Тесный контакт у нас и с территориальными органами МЧС России в лице пресс-службы РОГНД.
В 2016-2017 учебном году с помощью еще одного социального партнера - Военно-спортивной Лиги ДОСААФ России - мы организовали осенью месячник гражданской обороны, включавший в себя серию музейных уроков, в том числе на свежем воздухе - в близлежащем парке и у нашего Мазиловского пруда. Ребята смогли вживую увидеть Олега Гегельского, известного специалиста по выживанию, часто дающего простые и разумные советы с экранов телевизора. А чтобы получить еще больше представлений о действиях спасателей в горно-лесистой местности, разыскивающих незадачливых грибников, туристов или потерпевших аварию пилотов, инструкторы Росгвардии - наши соцпартнеры провели мастер-класс по веревочным переправам, ориентированию, опасным и полезным растениям.
Уроки по предмету «Окружающий мир» прошли и в помещении музея - два 4-х и 3-й класс (учитель Ю.Ю.Магнусова) поочередно постигали историю гражданской обороны в России, связывали ее возникновение именно в 1930-е гг. с развитием военной авиации, способной действовать за линией фронта и угрожать мирным жителям.
И при доставке гуманитарных грузов, разборе завалов снова приходят бойцы МЧС России - вне зависимости от того, где произошла беда. Это школьники узнали из слайдов, но многие предметы на фото они находили глазами на стендах музея: костюм химзащиты, противогазы разных моделей, защитные каски, памятные знаки и многое другое. А на практической части урока ребята, изучающие сейчас ориентирование на местности, снова вспомнили про авиацию - на этот раз спасательную. И выкладывали на полу тросами сигналы международной кодовой таблицы «Земля - воздух», а спасательный вертолетик - макет из экспозиции музея - летал над творческими группами и определял, в какой помощи нуждаются путешественники. Напоследок еще раз вместе вспомнили, что осень и грибная охота таят много бед. И лес не любит неподготовленных. Для этого надо изучать работу с компасом, картой, развивать здравомыслие. А со спасателями, которые пришли на урок, лучше встречаться вот так - в школьном музее.
Очень важно, что с младших классов у детей формируется уважение к труду пожарных-спасателей - это залог осознанного пожаробезопасного поведения. «Пожарным можешь ты не стать, но гражданином быть обязан!» - таков девиз ДЮП школы №2101 «Филевский образовательный центр».

Оксана СВЯТАЯ, заместитель директора школы №2101 «Филевский образовательный центр»,
Людмила СКРИПНИК, руководитель школьного музея «С чего начинается Родина», кандидат педагогических наук,
Елена ЧЕРЕНКОВА, учитель начальных классов школы №2101 «Филевский образовательный центр»