Педагоги, родители и ученики в поисках причин высказывают зачастую весьма противоречивые предположения на этот вопрос. В последнее время среди родителей школьников сложилось популярное мнение о перегруженности школьной программы «ненужными» предметами, что сказывается на объеме домашних заданий и, собственно, является главной причиной нежелания ребенка учиться.
Однако, на наш взгляд, причина низкой мотивации детей к обучению кроется не столько в большом количестве разных предметов, сколько в методах подачи учебного материала.
Выпускнику современной школы для жизненного успеха уже недостаточно прочных знаний по всем школьным предметам. Мы живем «в царстве массовой коммуникации», где каждый день информации во всех областях науки становится все больше. И вооружить ребенка знаниями так, чтобы ему хватило на всю оставшуюся жизнь, не получится - мир вокруг меняется слишком быстро. Вот почему со стороны педагога не предпринимать ничего нового, используя лишь проверенные и закаленные десятилетиями методы, значит продолжать стучаться в закрытую дверь.
Поскольку изменчивый мир диктует новый заказ на качество современного образования, задача школы - воспитать человека функционально мыслящего, готового к потенциальным нововведениям, способного ориентироваться в разных условиях, применять полученные знания адресно и своевременно, предлагать обществу свои гипотезы, аргументы, выводы.
Итак, когда цели определены, выясняется, что все не так-то просто. Как учителю добиться этих высоких результатов? И вот тут-то намеренно или ненамеренно совершается большинство педагогических ошибок. Порой из лучших побуждений учитель старается «утрамбовать» в голове ребенка имеющиеся у него архиважные (то есть желательно все) знания. Но школьник, у которого целенаправленно не развивали творческое мышление, в итоге ограничится тем, что зазубрит сложную тему наизусть. Причем произойдет это ровно в том виде, в котором материал преподнес ему учитель. Выходит, что ни полета фантазии, ни своего аргументированного мнения, ни собственной интеллектуальной деятельности от ребенка не потребуется! А ведь очевидно, что ребенок мучительно перенесет «вдалбливание» знаний как насильственную операцию над своим мозгом и, получив желаемую отметку, на подсознательном уровне попытается избавиться от ненужной ему информации.
Самое разрушительное в описанной ситуации то, что таким образом «мысль привыкает двигаться только по проторенным путям. Все, что вправо и влево от них, уже не интересует - это «несущественно», «неинтересно» (Э.В.Ильенков). А между тем реальная жизнь никому не преподносит готовых ответов...
Обсуждая эти вопросы с коллегами по методическому объединению, мы пришли к выводу о необходимости целенаправленной работы с мотивацией подростков и создания в школе особой кафедры - метапредметных связей.
При этом мы заведомо развели понятия «междисциплинарный подход» (как акцент на общих связях предметов) и «метапредметный подход» (как особый способ подачи учебного материала). Эти понятия могут дополнять друг друга, но одно другое не заменяет. Например, традиционный урок музыки на тему «Образ Кармен в искусстве» может быть содержательно связан с уроком литературы, что хотя и важно для формирования целостной картины мира, но развитию метапредметных умений само по себе не способствует.
Главной задачей кафедры является повышение заинтересованности школьников 5-8-х классов к обучению в процессе развития коммуникативных навыков и творческого мышления. Для этого потребовалась кардинальная перестройка традиционных уроков русского языка, литературы, истории, изо, музыки, технологии в пользу применения продуктивных педагогических технологий (проблемное обучение, проектная деятельность, парная и групповая формы работы, развитие критического мышления через чтение и письмо, формирующая оценка работы на уроке).
Самая активная деятельность развернулась на уроках русского языка, метапредметный характер которого (как средства и предмета обучения) гармонично связывает все школьные предметы.
В качестве основной дидактической единицы был выбран текст, что продиктовано многими факторами. Во-первых, это имеет практическую значимость. Вся наша жизнь, по большому счету, состоит из устных и письменных текстов, и от того, насколько эффективно ребенок научится работать с текстом (будь то чтение интервью в газете или интерпретация статьи Конституции РФ), зависит многое. Во-вторых, работа с текстом в той или иной степени проводится на всех уроках, что позволило без труда распространить полученный опыт на другие дисциплины.
Опираясь на ведущую роль коммуникативной деятельности, мы отбираем тексты на актуальные для подростков темы. Поэтому главным источником дидактических материалов к урокам стали периодические детские издания, спортивные журналы, проверенные интернет-ресурсы. Причем вне зависимости от предмета детям предлагается пользоваться единым алгоритмом работы с текстом. Формат и формулировка заданий как бы провоцируют школьников на активную дискуссию, отстаивание своего мнения, поиск и разрешение противоречий, извлечение и преобразование информации в графики, таблицы, схемы. А поскольку работа чаще всего происходит в группах, детям приходится учитывать мнение всех членов команды.
Применение учителями формирующего оценивания в связи с отсутствием у детей подобного опыта поначалу было принято достаточно пассивно, а выставляемые оценки были скорее субъективными (основанными на личных предпочтениях). Однако со временем, когда подтвердилось, что результаты оценивания одноклассников действительно влияют на отметку за урок, большинство школьников стали активнее участвовать в обсуждениях. А после нескольких проведенных уроков наметилась тенденция к более объективному взаимному оцениванию.
В наших ближайших планах задействовать в обсуждении пройденных тем учеников, относящихся к «молчунам». Мы надеемся, что это послужит развитию у них публичных коммуникативных способностей и чувства ответственности перед классом.
Что касается интерактивных технологий, бесспорно, их применение оказывается весьма эффективным и даже необходимым порой средством в вопросе повышения мотивации школьников. Поэтому в этом году мы, хотя и с осторожностью, начинаем свой первый опыт в области электронного обучения. Но в этом деле важно не переборщить с наглядностью, чтобы не опуститься до развития примитивных стимульных реакций у детей. Иными словами, урок не должен превращаться в увеселительное мероприятие. Последнее не имеет ничего общего с качеством обучения и с обучением как таковым.
Даже сейчас у разных детей уровень мотивации неодинаков, поэтому нам многое еще предстоит сделать. Но в целом положительная динамика очевидна: построение уроков на «продуктивный лад» с опорой на коммуникативные навыки школьников способствовало их осознанному вовлечению в процесс обучения, развитию у детей нестандартного мышления, а также установлению комфортной психологической атмосферы в классах (у многих ранее тихих детей круг общения значительно расширился).
Главный наш принцип выражен словами известного педагога Ш.Амонашвили: «Ученик - это не сосуд, который надо наполнить, а факел, который нужно зажечь». А значит, задача педагога - приоткрыть завесу научной тайны, увлечь за собой школьника, предоставить ему возможность посмотреть на факты с разных сторон, а никак не «переложить свои знания тяжелыми кирпичиками» в детскую голову. А в качестве критерия успешности урока мы предлагаем педагогу спрашивать себя: «Был ли урок интересен настолько, что дома дети продолжат искать ответы на затронутые мной вопросы?» Если ответ положительный, обязательных домашних заданий не потребуется.

Аида РАДЖАБОВА, руководитель метапредметной кафедры школы №97