Эти изменения коснулись школьников еще в большей степени. Они много пользуются смартфонами, а учитель и учебник давно перестали быть для них основным источником информации. Между тем учебная единица «урок» по-прежнему ориентирована на старый тип восприятия информации. Отсюда жалобы учителей на то, что школьники не могут на уроке надолго сосредоточиться и за неделю от урока до урока все забывают. Мир изменился, а школа нет.
Как можно изменить учебный процесс, чтобы он соответствовал новому типу работы с информацией? Тот же Интернет открывает большие возможности для обучения, которых не было 20 лет назад. Вот некоторые из них.
1) Непрерывное образование. Активные учителя идут к школьникам - создают для класса группы ВКонтакте, публикуют там домашние задания, напоминания о зачетах и контрольных, отвечают на вопросы. Когда ученики привыкают пользоваться этой группой, можно расширить ее функционал - «кидать» туда ссылки на интересные научно-популярные публикации, ролики и фотографии явлений природы, полезные учебные ресурсы. Можно опубликовать решение контрольной работы или олимпиады по горячим следам, до разбора на уроке. Такая группа может стать местом общения на учебные темы, средой, расширяющей сферу урока.
2) Дистанционная проверка. Каждый учитель понимает, как трудно планировать и проводить урок, еще не зная, как дети справились с домашним заданием. Тетради сдают в начале урока, дети узнают о своих ошибках на следующем уроке, обратная связь запаздывает, ошибки закрепляются...
Теперь можно отправлять домашние задания учителю по Интернету с дедлайном накануне урока. Например, урок в среду, а работу надо сдать во вторник до 19 часов. Тогда вечером учитель спокойно проверит работы и подготовится к уроку, уже учитывая качество их выполнения. При хорошей организации можно успеть даже и результаты разослать детям накануне, и у них будет возможность к уроку разобраться в ошибках.
Ученики могут отправлять фотографии работ - у всех в смартфоне есть камера, только надо научиться хорошо снимать. Могут отправлять краткие ответы к заданиям или тестам - их можно проверить быстро, даже автоматически, а учитель на уроке соберет тетради только у тех, кто допустил в ответах много ошибок, для «ручной» проверки.
3) Общее хранилище. Если в вашем курсе много материалов кроме учебника (тексты, листочки с заданиями, презентации, ссылки, опросы), то удобно организовать их хранение в Интернете с общим доступом школьников. Теперь никто не сможет оправдаться тем, что ничего не сделал дома, потому что потерял листочек или не нашел книгу. Ну и действительно удобно получать материалы, не обзванивая товарищей.
4) Тренажеры. Сейчас существует много хороших тестов по самым разным курсам. Тесты нетрудно перевести в электронную форму и настроить автоматическую проверку. Вы вешаете ссылку, и тест начинает жить своей собственной жизнью! Школьники (да и взрослые) привыкли проходить разные опросы в Интернете, и таким способом вы популяризируете свой предмет. Есть и более серьезное применение - для добросовестного ученика это возможность потренироваться перед контрольной работой, зачетом или экзаменом независимо от учителя (это может быть важно).
5) «Перевернутый класс». При наличии хороших учебных ресурсов школьникам полезно самим разобраться дома в новом материале, а в класс прийти с вопросами. Ученик изучает теорию в удобное ему время в удобном для него темпе. На уроке ученики обсуждают с учителем сложные вопросы теории и выполняют практические задания. Чтобы акцентировать внимание на главных идеях и понимать еще до урока, насколько ученики освоили материал, учитель может устроить домашний интернет-опрос по заданному материалу. Форма опроса сама собирает все ответы в таблицу, их можно проверить автоматически или вручную. Из таблицы хорошо видно, какие вопросы придется проработать дополнительно со всем классом, а какие - индивидуально.  
6) Командная работа. Интернет позволяет организовывать работу в группах не только на уроке, но и дома. Учитель разбивает класс на группы по два-три человека, для каждой группы открывает свой общий на группу документ с заданием, с правами совместного редактирования, и школьники из дома выполняют их, обсуждают, проверяют ответы друг друга. (Всякую запись, сделанную в документе, видят все участники.) По их запросу учитель в любой момент может прокомментировать или проверить часть задания. Потом можно дать группам проверять работы друг друга. Такое задание желательно давать не меньше, чем на неделю, чтобы ученики нашли время для синхронизации работы.
Все эти формы работы позволяют удерживать в орбите класса и тех школьников, которые пропускают много уроков или находятся на семейном обучении. Причем для этого не требуются специальные усилия со стороны учителя - ученик получает те же материалы, что и все остальные.

Техническая реализация
Пункты 1-2 не требуют специальной среды, достаточно электронной почты и сети ВКонтакте; 3 - гугл-диск; 4-5 - гугл-формы; 6 - гугл-документы.
Все это бесплатные сервисы, они интуитивно понятны и не требуют навыков программирования.
Тем, кто планирует использовать все перечисленные возможности, может быть, удобнее работать в объединяющей среде, например Moodle, «Я-класс», ГуглКласс и другие.

Алексей СГИБНЕВ, учитель математики школы «Интеллектуал»