По разделу VIII. Социальные гарантии, льготы, компенсации
В рамках системы добровольного медицинского страхования за 2014-2016 годы МГО профсоюза было застраховано более 1100 работников отрасли, являющихся членами профсоюза, на общую стоимость полисов 31,8 млн руб. с предоставлением дотаций из средств профсоюзного бюджета на сумму более 13,4 млн руб.
В 2014-2016 годах кредитный потребительский кооператив граждан «Кредитный союз учителей» предоставил займы 992 членам профсоюза, в том числе 569 социальных и 423 потребительских займа, на общую сумму 114,8 млн руб.
Фондом социальной и благотворительной помощи МГО профсоюза в 2014-2016 годах рассмотрено и удовлетворено около 2800 заявлений на оказание материальной помощи в связи с рождением ребенка, бытовой травмой, ущербом имуществу на общую сумму 27,8 млн руб.
На социальную поддержку ветеранов педагогического труда за три года МГО профсоюза направила более 4,4 млн руб., в том числе на материальную помощь - 661 тыс. руб.
Стороны в соответствии с пунктом 8.4.3 соглашения совместно проводили комплексную работу в рамках своей компетенции по решению жилищных вопросов работников отрасли, в том числе осуществляли меры по участию в переоформлении и закреплении жилой площади, ранее предоставленной педагогическим работникам образовательных организаций по договорам аренды и найма помещения (жилого, служебного, коммерческого).
В отчетный период в Департамент городского имущества города Москвы (далее - ДГИ) направлялись обращения о даче разъяснений, предоставлении информации и решении конкретных жилищных вопросов, а также было направлено 217 ходатайств о переоформлении или закреплении жилой площади за педагогическими работниками: в 2014 г. - 75 ходатайств, в 2015 г. - 101 ходатайство, в 2016 г. - 41 ходатайство.
В 2016 году были направлены документы на 40 педагогических работников образовательных учреждений, обратившихся с заявлениями в ДГИ о заключении договоров купли-продажи жилых помещений в рамках реализации постановления Правительства Москвы от 21.09.2016 г. №588-ПП «О порядке выкупа и найма жилых помещений, предоставленных из жилищного фонда города Москвы по отдельным видам договоров».
Стороны взаимодействовали с государственными органами законодательной и исполнительной власти по социальной поддержке педагогических работников в решении их жилищных проблем.
В июне 2014 года Департамент и МГО профсоюза принимали участие в подготовке предложений и обсуждении проекта федерального закона о внесении изменений и дополнений в Жилищный кодекс Российской Федерации по вопросам реализации жилищных прав педагогических работников.
С апреля 2014 г. по январь 2016 г. направлялись письма и ходатайства в аппарат мэра и Правительства Москвы о продолжении строительства жилого дома для учителей в поддержку образованного в 2004 году жилищно-строительного кооператива «Учительский дом». В результате 3 марта 2016 г. на заседании Градостроительно-земельной комиссии города Москвы принято решение о передаче земельного участка площадью 0,37 га под строительство жилого дома на 75 квартир ЖСК «Учительский дом».
В 2014-2016 годах направлялись наиболее важные и актуальные вопросы мэру Москвы и в Московскую городскую Думу по жилищным проблемам педагогических работников: ключевые вопросы в 2014 г. - о субсидии на приобретение жилья в рамках программы льготного ипотечного кредитования семей молодых специалистов - работников образовательной сферы города Москвы, в том числе по программе «Ипотека для учителей»; в 2015 г. - о передаче земельного участка под строительство жилого дома ЖСК «Учительский дом»;  в 2016 г. - о применении постановления Правительства Москвы от 21.09.2016 года №588-ПП о льготной аренде земельного участка для ЖСК «Учительский дом».
Стороны в отчетном периоде также представляли интересы педагогических работников в рамках осуществления судебной защиты их жилищных прав. Представитель МГО профсоюза участвовал при рассмотрении трех судебных дел (17 судебных заседаний) по исковым заявлениям двух работников о восстановлении на жилищном учете по месту жительства и реализации жилищных прав в рамках программы «Молодой семье - доступное жилье» на 2011-2015 годы, а также по заявлению ЖСК «Учительский дом» о передаче земельного участка под строительство жилого дома.
За период 2014-2016 годов на личном приеме и по телефону были проконсультированы 387 человек, рассмотрены и даны ответы на 265 обращений: в 2014 г. - 148 (наибольшее количество вопросов о переоформлении и закреплении служебной жилой площади); в 2015 г. - 53 (вопросы предоставления субсидий, социальная ипотека); в 2016 г. - 64 (предоставление служебной жилой площади по договору найма служебного жилого помещения).

По разделу IX. Обязательства в области обеспечения гарантий прав, конструктивного взаимодействия
и совместной деятельности сторон
Стороны в течение срока действия соглашения предпринимали меры по обеспечению выполнения обязательств, направленных на реализацию установленных трудовым законодательством и соглашением гарантий деятельности профсоюзных организаций, а также в целом на осуществление конструктивного взаимодействия и совместную деятельность сторон в рамках системы социального партнерства.  
Сложилась практика, согласно которой представитель профсоюзного комитета в лице председателя первичной профсоюзной организации включается в состав управляющего совета образовательного учреждения по должности при наличии определенного профсоюзного членства работников - не менее 50 процентов.    
МГО профсоюза осуществляла контроль за реализацией предусмотренных в соглашении гарантий работников, избранных (делегированных) в состав профсоюзных органов (не освобожденных от основной работы и освобожденных работников), а также других категорий профсоюзного актива. Вместе с тем вопрос нуждается в более глубоком изучении и предметном рассмотрении в дальнейшем на заседаниях выборных профсоюзных органов.
Стороны обменивались соответствующей информацией о принимаемых решениях, направляемых на места материалах, затрагивающих социально-экономические и трудовые права и интересы работников образования, но эта работа велась не в достаточной и полной мере, что требует проведения дальнейшей совместной работы сторон.
Кроме того, возникают проблемы и при размещении на сайтах Департамента и образовательных организаций информации по социально-трудовым вопросам и о практике социально-партнерского взаимодействия сторон (к примеру, при размещении информации на профсоюзной страничке возникают трудности, когда председатели первичных профсоюзных организаций должны получать разрешение в обязательном порядке у руководителя образовательной организации).

По разделу X. Контроль за выполнением соглашения. Ответственность сторон соглашения
В течение срока действия соглашения стороны обеспечивали проведение заседаний Отраслевой комиссии по вопросам проведения текущего и итогового контроля за выполнением соглашения, а также по другим вопросам выполнения соглашения в соответствии с планом работы Отраслевой комиссии.
Стороны планировали работу по обеспечению выполнения соглашения и осуществляли контроль за выполнением мероприятий. В этих целях на заседаниях Отраслевой комиссии утверждались планы мероприятий по выполнению соглашения на определенный период, планы работы Отраслевой комиссии, итоги выполнения мероприятий планов за 2014-2015 годы.  
За период действия соглашения состоялось 10 заседаний Отраслевой комиссии. Утвержденный сторонами план работы Отраслевой комиссии на 2014-2015 годы в целом реализован и выполнен на 78 процентов (рассмотрено 7 вопросов из 9 запланированных с учетом корректировки по содержанию и срокам выполнения).  По факту рассмотрено 11 основных вопросов, прежде всего на основе утвержденного плана работы Отраслевой комиссии на 2014-2015 годы, и 3 вопроса в категории «разное».  
План работы Отраслевой комиссии на 2016 год с ежеквартальным проведением заседаний в целом реализован и выполнен на 100% -  рассмотрено девять из девяти запланированных основных вопросов и дополнительно 3 вопроса в категории «разное».
Утвержденный сторонами план мероприятий на 2014-2015 годы по выполнению Отраслевого соглашения на 2014-2016 годы был в основном выполнен: выполнено, в том числе с изменением сроков, 59%, выполнено не в полном объеме 36 процентов и не выполнено 5 процента мероприятий плана.
На заседании Отраслевой комиссии 3 июня 2016 года были утверждены план мероприятий и план работы Отраслевой комиссии на 2016 год, однако не удалось отдельно рассмотреть информацию о выполнении этих планов, и она включена непосредственно в данную информацию.

Общие выводы
и предложения сторон
С учетом вышеизложенной информации можно констатировать, что в период действия Отраслевого соглашения на 2014-2016 годы стороны существенно активизировали совместную работу по выполнению своих обязательств, а также работу Отраслевой комиссии, повысив эффективность ее деятельности.
Основные обязательства сторон (односторонние и совместные) в целом выполнены на 70 процентов, 28 из 94 позиций являются проблемными и требуют дальнейшей совместной проработки подходов и механизмов и работы сторон.
Вместе с тем к числу наиболее важных проблем при реализации соглашения, которые нуждаются в дальнейшей проработке сторонами, следует отнести следующие вопросы:
- вопросы занятости, подготовки, повышения квалификации, качественного совершенствования кадрового состава системы образования пока не стали предметом постоянного и системного обсуждения и принятия конкретных решений сторонами;
-  не реализуется в полной мере режим проведения сторонами систематических взаимных консультаций (переговоров) по вопросам социально-трудового характера в отрасли;
- сохраняются проблемы обеспечения обязательного участия МГО профсоюза в осуществлении нормативно-правового регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений, а также совершенствования нормативных правовых актов в сфере образования, затрагивающих социально-трудовые права работников образовательных организаций;
- сторонам не удалось в полной и необходимой мере реализовать договоренности относительно совершенствования отраслевых рекомендаций по системам оплаты труда, которые были утверждены приказами Департамента 12 февраля 2015 г.;
- по результатам проведенных сторонами мониторингов имеются особые проблемы по вопросам организации и осуществления оплаты труда в отрасли, включая особенности установления заработной платы педагогическим работникам профессиональных образовательных организаций, которые требуют более детального их рассмотрения сторонами и отражения в городском отраслевом соглашении;
- озабоченность вызывают вопросы соблюдения порядка проведения и результаты специальной оценки условий труда в образовательных учреждениях, которые требуют совместных усилий как с позиции обучения по этим вопросам представителей работодателей и профсоюзных организаций, так и принятия конкретных мер по обеспечению трудовых прав работников в этой сфере;  
- стороны в недостаточной мере обменивались информацией о принимаемых решениях, направляемых на места материалах, затрагивающих социально-экономические и трудовые права и интересы работников образования, а также имеются проблемы при размещении на сайтах Департамента и образовательных организаций информации по социально-трудовым вопросам и о практике социально-партнерского взаимодействия сторон.
В этой связи в следующем трехлетнем периоде действия пролонгированного соглашения сторонам необходимо осуществить следующие приоритетные мероприятия:
1. Продолжить работу по внесению изменений и дополнений в соглашение с целью качественного улучшения его содержания, а также отказа от декларативных и реально не выполнимых обязательств.
2. Обеспечить планирование работы, контроль и полное выполнение реальных обязательств сторон, обратив особое внимание на имеющиеся проблемные вопросы и невыполненные полностью или частично обязательства.
3. Обеспечить планомерную и последовательную работу сторон по выполнению соглашения через обязательное рассмотрение основных вопросов социально-трудового характера в отрасли на заседаниях Отраслевой комиссии и в постоянном режиме взаимных консультаций (переговоров).
4. Ввести в практику работы Отраслевой комиссии рассмотрение вопросов коллективно-договорного регулирования социально-трудовых отношений в конкретных образовательных учреждениях (положительная и отрицательная практики).
5. Усилить контроль сторон за выполнением положений соглашения в образовательных учреждениях, в том числе путем рассмотрения на заседаниях Отраслевой комиссии.