36 лет назад в газете «Комсомольская правда» была опубликована статья Симона Соловейчика «Метод Шаталова». Тогда Симон Львович, известный публицист и теоретик педагогики, поехал в Донецк по письму неизвестного ему учителя математики и без предупреждения пришел на урок...
Через несколько лет идеи Виктора Шаталова и других выдающихся учителей, которых назовут педагогами-новаторами, станут основой Манифеста педагогики сотрудничества - документа эпохи, опубликованного в «Учительской газете» 18 марта 1986 года.
В манифесте говорилось о личностно ориентированном образовании, единстве обучения и воспитания, предлагались новые принципы и подходы, благодаря которым получение знаний становилось потребностью, а учебный материал усваивался полностью и прочно.
Педагогика сотрудничества - это совместная развивающая деятельность взрослых и детей, скрепленная взаимопониманием и совместным анализом результатов этой деятельности. Ее основные принципы - учение без принуждения, идеи трудной цели, крупных блоков, опережения, самоанализа, свободного выбора; коллективное творческое воспитание, творческий производительный труд и самоуправление.
Особое место в манифесте занимают опорные сигналы Шаталова - систематизирующие схемно-конспективные структуры учебного материала, учитывающие особенности ассоциативной памяти учащихся.
О своем опыте общения с этим удивительным человеком рассказывают многие - лично и на просторах Интернета: «Сидим у Шаталова дома, беседуем. На дворе - август. Вдруг - звонок в дверь. Заваливает в гости ученик, шестиклассник, которому по всем законам жанра положено отдыхать. Но этот притаскивает общую тетрадь, исписанную решениями задач по математике. От корки до корки... Он что, ненормальный? «Третья тетрадь за лето!» - улыбается Шаталов, бросая на стол тетрадь на проверку. И так - весь класс. «Где он таких «ботаников» набрал?» - спросит современный читатель. А там и набрал - в обыкновенной донецкой школе, в 5-м «Г», в который школа, как обычно, собрала самых отчаянных троечников. Через год обучения весь класс из троечников становится классом отличников. Причем по всем предметам, а не только по шаталовскому. «Ярчайшее выступление Шаталова мы организовали в Новосибирском Академгородке. После 6-часовой интенсивной встречи народ выходил просто ошарашенный. Многие плакали. От стыда, от удивления. А все, что он делал, сводилось к простой иллюстрации: вот что делаете с учениками вы, вот - что я. За 6 часов такого тренинга новосибирские деканы и методисты чуть с ума не сошли, только первые 2 часа пытались спорить. Об одном жалею - не сохранилось ни видеозаписи (не те были времена), ни даже стенограммы. Обидно. И при всем при этом - глобальная война с Министерством образования Украины, с ЦК КПСС, с его Политбюро. Имя - под полным запретом. Непрерывные комиссии и проверяющие. Ни одного опровергающего аргумента - только угрозы, запреты и страх: «А мы тогда на что с нашими академиями педнаук, если какой-то донецкий учитель сделал в 100 раз больше, чем все мы вместе взятые?!» И при всем при этом толпы желающих увидеть, как это выглядит на самом деле.
На уроке у Шаталова - 35 детей и еще от 50 до 100 присутствующих взрослых. В проходах, третьими за партой - кто как может. Наш учитель привык бояться открытых уроков. А у Шаталова уроки не открытые - распахнутые, заходи кто хочет, без приглашения.
Критики системы Виктора Шаталова (в основном это были теоретики образования, не имеющие опыта практической работы) к недостаткам относили необходимость полного принятия метода и включения учителя в образовательный процесс, любви к детям и своей работе. Но ни одна методика не работает в руках ленивого и равнодушного учителя... Упрекали за акцент на формировании репродуктивных, а не творческих способностей. Но развитие креативности возможно и уместно только в том случае, если освоен репродуктивный уровень, если человек в совершенстве владеет алгоритмом выполнения необходимых действий, чему и учит Виктор Шаталов. Критики умолкали после министерских проверок экспериментальных классов и получения аналогичных результатов последователями системы в разных уголках Советского Союза.
После распада Советского Союза деятельность Лаборатории интенсивных методов обучения НИИ АПН СССР, возглавляемой Шаталовым, была свернута, а Донецк, родной город ученого, оказался заграницей.
В сентябре 2012 года Виктор Федорович приезжал в Москву, и мы увиделись... Его большой пластиковый «дипломат» оказался сундуком с сокровищами - свежеизданными в Донецке книгами, названия которых говорят сами за себя: «Сужение сознания», «Есть упоение в бою...», «Вопреки», «У истоков детских талантов», «Город в облаках». На одной из книг, подаренных автором, надпись: «Галине Владимировне и ее коллегам для глубокого прочтения». Спасибо, Маэстро! С новым годом жизни!

​Галина РЕЗАПКИНА, психолог, старший научный сотрудник Центра практической психологии образования Академии социального управления