Собравшись в Челябинске, коллеги из педагогических вузов обсуждали пути дальнейшего развития содружества, будет ли это ассоциация или объединение назовут как-то по-другому. По словам проректора по учебной работе Пермского государственного педагогического университета Константина Егорова, за три года изменилась и социальная, и образовательная ситуация, возникла необходимость пересмотреть свои цели, задачи, ресурсы.
- Мы прошли полный цикл совместной реализации трех образовательных программ: «Правовой менеджмент в сфере образования», «Физико-математическое образование» и «Психология образования», - говорит Константин Егоров. - Два раза в год ежегодно магистранты и преподаватели из разных вузов приезжают в Челябинск, здесь проходят сессии, учебные занятия. Бывает и такая форма взаимодействия: два преподавателя разных вузов пишут совместное учебное пособие - курс лекций. Из моего вуза в Челябинск на стажировку приезжали две команды - с факультета начального образования и с естественно-научного факультета. К нам в Пермь регулярно приезжает проректор ЮУрГГПУ по учебной работе Марина Потапова, проводит семинары.
Проректор по учебной работе БГПУ им. М.Акмуллы Алмаз Мустаев говорит, что в Башкирии взяли на вооружение опыт челябинцев по робототехнике.
- Теперь у нас в университете появились целое направление и большая материально-техническая база, связанная именно с робототехникой, - рассказал Мустаев.
По его словам, в ближайшее время предстоит реализовать еще один аспект сотрудничества: челябинский и уфимский вузы апробируют единый фонд оценочных средств.
Важно, что в орбиту сетевого взаимодействия вовлечены не только вузы, но и колледжи, и общеобразовательные школы, и даже детские сады. Ректор ЮУрГГПУ Владимир Садырин рассказал, что всего у вуза в области более 30 сетевых партнеров. В трех колледжах и трех школах созданы базовые кафедры педагогического университета. Один из ярко выраженных эффектов сотрудничества - резкий рост за минувший год количества часов практики студентов. По данным учебно-методического центра Челябинска, если в 2015-2016 учебном году практикантов было 841 человек, то в текущем уже 1593, они провели около 22 тысяч часов учебных занятий, что в четыре раза больше, чем в прошлом году. Директор начальной школы №95 Челябинска, где создана базовая кафедра ЮУрГГПУ, Лилия Емельянова видит множество плюсов от сотрудничества с вузом, однако есть и риски.
- Одна из самых реальных опасностей - эмоциональная и физическая перегрузка педагогов, их профессиональное выгорание вследствие растущей интенсификации образовательной среды, - считает Емельянова.
Как бы то ни было, ЮУрГГПУ не видит своего будущего без горизонтального - с вузами-партнерами и вертикального - со школами и колледжами сетевого взаимодействия. Проректор по учебной работе южно-уральского вуза Марина Потапова считает, что содружество можно охарактеризовать и очень простыми словами: «Обмен ресурсами между образовательными организациями, который должен создавать синергетический эффект и улучшать качество образования».

Челябинск