снова постиндустриального общества - информация. Чтобы проверить это, достаточно сравнить капитализацию прибыли компаний, добывающих сырье, и компаний, чья экономическая модель основана на информации (например, Google или Facebook). Постиндустриальное общество опирается на наукоемкие технологии, информацию и знания как на основной производственный ресурс. В условиях высокой доступности информации  наиболее ценными качествами становятся:
    способность к комплексному решению проблем. Большинство современных задач находится на стыке наук, поэтому умение учитывать все аспекты задачи - залог успешного решения;
    критическое мышление. Способность не утонуть в потоке информации и выбрать достоверные источники важна при работе с данными из открытых источников;
    креативность. Способность к творческому осмыслению имеющейся информации и умение создавать и синтезировать новые идеи и решения;
    умение продуктивно взаимодействовать с коллегами. Умение находить единомышленников, создавать команды, убеждать, видеть общие цели и интересы, задавать вопросы;
    эмоциональный интеллект. Это способность к эмпатическому восприятию окружающих, позволяет не только эффективно взаимодействовать, но и проектировать востребованные продукты и услуги; умение учиться на протяжении всей жизни;
    умение принимать решения, ответственность как способность отвечать за результаты собственных действий.
 Обретение этих ценных качеств невозможно без развития  информационной культуры обучающегося, что и определяет цель моей профессиональной деятельности. Ведь специфика моего предмета такова, что она предполагает работу по анализу огромных массивов информации. Кроме того, являясь сельским учителем, я столкнулся с проблемой удаленности школы от методических, научных и культурных центров. Разрешение данного противоречия я вижу в изменении модели обучения. Страшно подумать, но в современном мире традиционная классно-урочная система, которую Ян Амос Коменский ввел в практику образования почти 300 лет назад, уже не столь актуальна. Активное применение в практике инструментов и сервисов цифрового образования во многом изменило мои представления об эффективном формате учебного занятия. Однако критики цифрового образования первым делом всегда приводят в качестве недостатка отсутствие живого человеческого общения. Поспорить сложно - веками строившиеся методики обучения всегда основывались на личном общении между учениками и преподавателем. Однако такое образование имеет множество достоинств. Появляется вопрос: можно ли объединить самые лучшие черты классики и инноваций? Ответ простой - можно. Сегодня такой принцип обучения уже получил свой термин - «смешанное обучение». В моей практике этот подход понимается как смешение традиционной классно-урочной системы и современного цифрового образования. В старой системе есть огромный плюс, от которого нет ни малейшего смысла отказываться. Известный педагог Наталья Ивановна Гендина называет его эмоциональной составляющей. Учитель в классе - прежде всего личность со своей жизненной позицией и профессиональной философией.
На своих уроках технологию смешанного обучения я реализую посредством двух моделей: «Перевернутый класс» и «Смена рабочих зон». Используемые мною модели направлены на формирование четырех компонентов информационной культуры. Да, именно четырех. Традиционно выделяют три компонента информационной культуры: эмоционально-ценностный, когнитивный и поведенческий. Но, изучая различные аспекты этой большой проблемы в условиях реализации образовательного стандарта, на мой взгляд, необходимо выделить четвертый, рефлексивный, компонент, который обеспечивает достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы и эффективную обратную связь. (См. рис. 1.)
 Детально остановлюсь на реализации данных компонентов в рамках осуществляемых мною моделей смешанного обучения.
 Модель «Перевернутый класс». Только не надо думать, что здесь есть что-то общее с перевернутыми столами и стульями в школьном классе. Перевернутым здесь становится сам процесс обучения. (См. рис. 2.)
«Перевернутый класс» - это такая педагогическая модель, в которой типичная подача лекций и организация домашних заданий представлены наоборот. Не только учитель добывает знания, чтобы механически передать ученику. В том-то все и дело! Это сам Вася добывает знания, находясь у себя дома перед компьютером, прибегая к помощи учителя и различных компьютерных учебных программ. Вася учится у себя дома. Хочет -  прервется на полчаса, чтобы отдохнуть. Хочет - вернется снова и снова, чтобы усвоить прочитанное. Усвоил - идет в своем познании дальше. А когда он придет в класс, его учитель будет занят на уроке проверкой домашнего задания. И непременно поможет Васе, если тот что-то не смог усвоить сам.
 Предпосылок к введению такой модели обучения в нашей настоящей школе предостаточно.
1. Учитель объясняет классу материал, и через какое-то время видно, что те, кто давно все понял, скучают. А есть дети, которые постоянно переспрашивают, им приходится повторять объяснение. А они все равно не понимают и опять спрашивают. Чаще всего слышны следующие реплики. Ученик 1: «Я не успеваю записывать за учителем все выкладки с доказательством теорем, хроникой исторических событий, биографии великого поэта!..» Ученик 2: «От обилия сокращений и неаккуратного почерка я перестаю понимать собственные записи...» Ученик 3: «Мне скучно. Это все я могу прочесть в учебнике, Интернете».
Да и для учителя это колоссальные неудобства. Учитель 1: «Одну и ту же тему я повторяю многократно для разных классов в параллели...» Учитель 2: «Остается совсем мало времени для отработки изученного, а проверить домашнее задание на следующем уроке не всегда удается».
2. Важным изменением становится то, что роль ученика и учителя меняется. Ученик способен отвечать за свое развитие, личное образование. Задача учителя - координировать эту работу, направлять.
3. Необходимо отметить, что возможности современного интернет-пространства практически безграничны. Продолжающееся развитие мощных мобильных устройств предлагает широкий выбор образовательных ресурсов и возможность пользоваться ими в удобном месте и подходящее время.
 А если Вася плохой ученик? Если он не мотивированный, не заинтересован в добывании знаний самостоятельно? Вот тут и нужны хорошие педагогические качества, то есть качества учителя как воспитателя, задача которого при смешанном обучении состоит в том, чтобы мотивировать, затачивать и вдохновлять на учебу, организовывать процесс и ни в коем случае не дать сойти с дистанции! Вот такой становится роль современного учителя. Он подвигает детей к тому, чтобы они стали самостоятельными добытчиками знаний. Он выстраивает с каждым учеником траекторию его индивидуального образования. А еще учитель, разумеется, контролирует, консультирует и направляет. По-другому планирует урок, по-другому оценивает детей. Планирование - вообще ключевой момент в деятельности учителя при смешанном обучении в отличие от традиционного, в котором оно недооценивается. Деятельность учителя складывается прежде всего из планирования, непосредственной работы в классе и оценивания детских достижений. При смешанном обучении он должен четко сформулировать ожидаемые результаты и сразу же продумать, как он будет проверять достижения учеников. И процесс пойдет только тогда, когда эта связка существует.
Меняется и роль ученика в данной модели обучения, во-первых, ученики должны понимать, что они сами теперь во многом отвечают за свое обучение. Я больше не стою перед классом, указывая им, что они должны делать. Во многом они сами становятся ответственными за свое обучение. Дети могут выбирать, каким образом достичь поставленной задачи. И, следовательно, встраивание этого элемента выбора в систему обучения - один из главных моментов. В то же время у него появляется больше возможности индивидуально работать с учителем. На обычном уроке учитель объясняет новый материал всем одновременно. Понял конкретный Вася (или Танечка) в этот момент что-нибудь или нет, выяснится завтра на проверке домашнего задания. И если не понял, получит двойку, и пусть пеняет на себя. Детей в классе много, на каждого времени не хватает. Совершенно иная ситуация происходит при электронной форме обучения, где учитель контактирует непосредственно только с Васей.
Таким образом, отличительными особенностями модели «Перевернутый класс» являются:
1) вовлеченность учащегося в процесс обучения;
2) учебные материалы (видео, аудио, интерактивы) в свободном доступе;
3)  время в классе для обсуждения и активной работы:
4) контент - это не ресурс, а отправная точка;
5) учитель становится фасилитатором.
Главными положительными особенностями данной модели обучения видятся следующие.
1. Больше времени один на один с учителем.
Учитель имеет возможность проводить больше времени один на один с теми учениками, которым нужна дополнительная поддержка и помощь. Это также улучшает личностные отношения между учителем и учащимися.
2. Ученики работают в своем темпе.
Возможность поставить на паузу, перемотать  и пересмотреть видеолекцию позволяет ученикам распределить время учебы по своему усмотрению. Можно пропустить то, что кажется понятным, и повторить то, что оказалось сложным.
3. Способствует полноценному овладению материалом.
В традиционном классе учитель является лидером и постоянно подталкивает учеников, тащит от одного понятия или концепции к другой, не заботясь о том, насколько качественно они овладели материалом, если поняли хоть что-то вообще. В «перевернутом классе» ученики не двигаются дальше, если они не продемонстрировали достаточное владение и понимание того, что им нужно было усвоить при работе дома.
4. Борется с непосещаемостью.
Видеолекции доступны всем учащимся, даже тем, кто вынужден пропустить занятия в школе из-за болезни, спортивных соревнований, поездки или отпуска родителей. А учителям не надо заботиться о дополнительных заданиях.
5. Отличный способ диагностики.
С помощью компьютерных технологий учитель легко может увидеть, с чем его ученики отлично справляются, а над чем им приходится поработать.
6. Ученики учат друг друга.
Некоторым ученикам удается понять материал быстрее, чем другим. В «перевернутом классе» учитель может быстро определить таких «умников» и назначить их наставниками или помощниками их одноклассникам.
7. Вовлекаются родители.
Видеоуроки доступны для просмотра в любое время дня и ночи, так как находятся в Интернете, родители тоже могут просматривать их и в свою очередь помогать детям в освоении материала.
Термин «перевернутый класс» сегодня широко используется для описания структуры практически любых занятий, которые строятся на предварительном изучении материала. И это один из самых важных аспектов. В моих классах собраны очень разные учащиеся. Одним достаточно взглянуть на материал, а другие нуждаются во времени для его подробного изучения. При объяснении нового материала одни ребята еще ничего не поняли, а другие уже заскучали.
Конечно же, нельзя исключить объяснения преподавателя полностью. Но предварительная подготовка обучающихся позволяет учителю вовлекать ребят в процесс разбора новой темы сразу же на практических заданиях. Тем самым учащиеся становятся не пассивными слушателями лекции по новому материалу, а активными участниками по его разбору.
При преподавании истории я помогаю обучающимся выстроить индивидуальную образовательную траекторию для успешного изучения моего предмета, осуществляю интеграцию дистанционного и очного обучения. Развитие сервисов web 2.0, социальных сетей и других инструментов современного Интернета предопределило необходимость их использования в школьном образовании. Это позволило взаимодействовать со школьниками в социальных сетях на уроках, в рамках внеурочной деятельности, в процессе выполнения домашних заданий. Для учащихся 9-х классов создана учебная группа в социальной сети, где использую модель «перевернутого класса».  Ученики получают в качестве домашнего задания для изучения нового материала электронный образовательный ресурс или учебное видео, которое  сопровождается заданием, созданным в сервисе LearningApps. Также использую программу Hot Potatoes для создания интерактивных тренировочно-контролирующих упражнений разных видов («поиск соответствий», кроссворды, «заполнить пропуски», «перепутанные предложения», выбор альтернатив или коротких ответов). Создаю обучающие игры, викторины и диаграммы с помощью сервиса Classtools.net.
Если видео не содержит задания, то предлагаю ученикам составить несколько вопросов к нему. До следующего урока они должны его внимательно просмотреть. Это можно сделать в любое удобное время, в удобном месте, просмотрев сколь угодное количество раз сложные теоретические блоки. А на уроке основное внимание уделяю большому количеству практических работ как в индивидуальной, так и в групповой форме: сервис dipity.com  использую для построения ленты времени при изучении биографий или при рассмотрении этапов развития различных исторических процессов, сервисы MindMeister и Bubbl.us применяю для создания ментальных карт, которые позволяют оценить, как хорошо ученики могут видеть «общую картину» предмета или отдельной темы; сервис для совместной работы над документами - Документы Google (создание текста, электронных таблиц, совместных презентаций, различных анкет, календарей) и т. д. Все это заинтересовывает ученика, у него появляется мотив к обучению. Учитель из источника знаний становится организатором групповой работы, а ученик из потребителя становится активным участником образовательного процесса.
 Основные советы по организации модели «Перевернутый класс»:
1. Каждое учебное видео или электронные образовательные ресурсы сопровождайте четкими учебными целями и поэтапной инструкцией.
2. Обязательно сопровождайте каждое учебное видео заданием. Если видео не содержит задания, то предложите ученикам составить несколько вопросов к видео. Это могут быть вопросы общего характера и специальные вопросы к отдельным фрагментам видео.
3. Привлекайте учеников к написанию конспектов или небольших заметок по просмотренному видео.
4. «Идеальный видеоурок должен быть коротким, то есть не должен включать в себя больше одной идеи. Когда речь заходит о видеоуроках, многие думают, что дети после школы приходят домой и еще час сидят и смотрят лекцию. Но это не соответствует действительности. Если так будут думать все учителя, то на выполнение домашнего задания будет уходить чуть ли не семь часов.
5. Я стараюсь поэтапно строить свои видеоуроки: шаг один - сделайте это, шаг два - сделайте то и так далее.
Таким образом, технология «перевернутого» обучения предполагает изменение роли преподавателя. Становится возможным более тесное сотрудничество во время учебного процесса. Меняется и роль обучающихся. Они перестают быть пассивными участниками образовательного процесса. Технология позволяет возложить ответственность за знания ученика на его собственные плечи, тем самым давая ему стимул для дальнейшего творчества, направляя процесс обучения в русло практического применения полученных знаний.
Модель «Смена рабочих зон». Образовательное пространство состоит из моделируемых учителем учебных зон. Я как организатор и модератор обеспечиваю, чтобы каждый обучающийся за одинаковый временной интервал поработал как индивидуально, так и в группе, обучаясь как опосредованно, с использованием различных источников, так и в рамках личного общения. Что обеспечивает формирование компонентов информационной культуры в рамках отдельных учебных зон. (См. рис. 3.)
 Остановлюсь на них подробнее.
Зона работы с историческими источниками ориентирована на применение источниковедческого анализа при работе с историческими документами. Данная работа включает или работу с одним источником, или сравнение свидетельств различных исторических источников.
Зона работы с цифровыми ресурсами. Включает работу с информационными сервисами по анализу информации, созданию информационного продукта и организации обратной связи. Например, ребята работают с видеоматериалом, расположенным в облачном сервисе. Облачные сервисы предоставляют возможность не только работать с размещенными готовыми электронными документами, но и создавать новые. При этом такое может происходить во взаимодействии двух и более обучающихся. Что я и использую в технологии скрайбинга. Такая работа формирует не только навыки анализа информации, но и изменения формы ее представления, структурирования. Плюс возможность использовать чат при выполнении работы формирует коммуникативные навыки виртуального общения. Создание визуального образа позволяет осмыслить изучаемые исторические и обществоведческие понятия, события и процессы. Что можно проверить в форме тестов в режиме «здесь и сейчас». Для этого я использую QR-коды, распознавание которых в приложении plickers на смартфоне преподавателя дает возможность организовать моментальное интерактивное голосование в классе. В этой зоне также я использую и готовые информационные ресурсы, в частности созданные мною flash-игры, созданием которых я увлекся еще в студенчестве. Специфика электронной дидактической игры на основе flash-анимации позволяет мне пробуждать интерес детей, обеспечивать их увлеченность уроками истории. Некоторые из них сами сегодня делают игры, которые я также использую для обучения.
 Зона работы с текстом. Источником информации в данной учебной зоне является учебник, заранее подготовленный мною художественный  или научно-публицистический текст. Например, при изучении реформ Петра Великого эмоционально-образный фон создается отрывками из романа Алексея Толстого «Петр I». Такое образное восприятие материала позволяет повысить интерес к изучению сухих фактов.
Не всегда на уроке присутствуют все зоны. Так, на всероссийском финале конкурса «Учитель года России»-2016 на уроке истории в 6-м классе, посвященном правлению императора Юстиниана в Византии, был представлен сжатый вариант. Вообще это определяется типом урока. Кроме того, структура урока по модели «Смена рабочих зон» может быть видоизменена. Например, проектирование такого занятия с опорой на элементы коллективных способов обучения (представлено на схеме) обеспечивает продуктивное взаимодействие детей как со мной, так и между собой, а главное -  стимулирует развитие познавательных, коммуникативных и регулятивных универсальных учебных действий.  
Кроме вышеописанных в этой модели могут  использоваться и другие зоны работы.
Зона работы с учителем. Каждая учебная группа здесь формулирует план работы учебной деятельности, определяет возможные риски и оценивает эффективность деятельности в предыдущих зонах. Данная учебная зона максимально развивает рефлексивный компонент информационной культуры. При этом мною используются вопросы, направленные на понимание смысла и назначения своей деятельности, на способы ее осуществления, на формирование личностного отношения к изучаемому материалу.
Зона проектно-исследовательской деятельности. В этой учебной зоне происходит интеграция результатов работы в других зонах. Это позволяет на качественно ином уровне организовывать исследовательскую и проектную деятельность. Например, изучая тему «Аграрная реформа П.А.Столыпина» в 9-м классе, группа ребят, анализируя две фотографии, из большого краеведческого материала, собранного мной в рамках диссертационного исследования по теме «Развитие науки и техники в среднем Поволжье 1957-1965 гг.»,  выявила, что отход от общинного уклада к семейному начал происходить в Симбирской губернии еще в 1906 году. Последующая исследовательская работа по теме «Комплексное изучение вопроса реализации столыпинской реформы в нашем крае» так увлекла и заинтересовала ребят, что был выявлен широкий пласт исторических новообразований в жизни села того времени. Работы детей были успешно представлены и защищены на региональных, всероссийских и международных форумах.
Зона социально-культурных практик ориентирована на практическую реализацию сформированных на уроках истории и обществознания навыков. Очень важно, чтобы дети понимали, что это поможет при решении жизненных задач. Так, например, в 2015 году мы с ребятами провели квест, посвященный юбилею Великой Победы. В классе ребята работали с электронными ресурсами по поиску и анализу данных о своих родственниках - участниках Великой Отечественной войны («Электронный банк документов «Подвиг народа» в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», ОБД «Мемориал»), маршрут квеста был проложен через исторические и памятные места села.
Кроме того, данную учебную зону я часто организую как открытую образовательную площадку. Такими площадками могут быть мастер-классы преподавателей Ульяновского государственного педагогического университета им. И.Н.Ульянова, музейные уроки и так далее.
Таким образом, технологию смешанного обучения можно реализовывать как в урочной, так и во внеурочной деятельности. Отличие заключается в варьировании длительности работы в учебных зонах. Например, после уроков могут формироваться навыки работы с каталогами, библиотечными ресурсами, в том числе и электронными, в частности, мои ученики обращаются к материалам Президентской библиотеки им. Ельцина. Названный портал - это общедоступный электронный ресурс, на котором размещены электронные копии подлинных документов различных эпох: книги, статьи, газеты, кинохроники, аудиозаписи.
И все же главным в формировании информационной культуры обучающегося я считаю то, что она дает ему возможность стать успешным в современном информационном обществе. Таким образом, такая целенаправленная и системная работа по  формированию информационной культуры учащихся на уроках истории и обществознания средствами смешанного обучения позволит воспитать людей, способных быстро адаптироваться и быть готовыми к жизни в современном обществе. Ведь как говорят стартаперы проекта Национальной технологической инициативы: «Если хочешь попасть в завтра, надо целиться в послезавтра, а если целишься в сегодня, попадешь во вчера». Я надеюсь, мои ученики нацелены на преодоление вызовов будущего дня нашей страны.



​Ришат КАЛИМУЛЛИН, учитель истории Новомалыклинской СОШ Ульяновской области, лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2016