Среди причин, которые не позволяют эффективно вести профилактическую работу, законодатель отметила нечеткую систему межведомственного взаимодействия, отсутствие во многих школах программ профилактики наркомании, низкую подготовленность специалистов в этой сфере. Галина Карелова предложила разработать методику оценки эффективности деятельности образовательных организаций по выявлению и профилактике асоциального поведения детей и молодежи. А также рассмотреть возможность создания в вузах специализированных центров (антинаркотических площадок), которые могли бы оказывать консультативную и правовую помощь молодежи и реализовывать профилактические программы с привлечением экспертов. Рекомендации по итогам заседания будут направлены в федеральные и региональные органы власти.

    Председатель Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Зинаида Драгункина провела заседание круглого стола на тему «Студенческие советы как часть системы государственно-общественного управления образованием: состояние, проблемы и перспективы развития». Сенатор напомнила, что действующий закон об образовании содержит нормы, предоставляющие студсоветам право участвовать в управлении образовательной организацией. Минобрнауки разработаны методические рекомендации о создании и деятельности советов обучающихся. «Таким образом, правовая база для обеспечения работы студенческих советов создана. Важно обеспечить исполнение этих норм на практике, повысить эффективность деятельности студенческих советов, их взаимодействия с официальными органами государственной власти», - подчеркнула законодатель. По итогам круглого стола приняты рекомендации в адрес Министерства образования и науки РФ, Росмолодежи, других министерств и ведомств, органов госвласти субъектов РФ, образовательных и общественных организаций.

В Совете Федерации состоялись парламентские слушания «Актуальные вопросы обеспечения безопасности и развития детей в информационном пространстве». Первый заместитель председателя СФ Николай Федоров, открывая обсуждение, отметил, что для обеспечения информационной безопасности детей необходимы постоянная системная работа и координация усилий всех уровней власти, правоохранительных органов, образовательного сообщества, объединений родителей, юношеских организаций. Председатель Временной комиссии СФ по развитию информационного общества Людмила Бокова представила участникам слушаний рекомендации, направленные на обеспечение безопасности детского информационного пространства. В их разработке участвовали 53 региона. Свыше 900 предложений, по словам сенатора, поступило от педагогов и школьников. В основу рекомендаций лег опыт Единого урока по безопасности в сети Интернет, который проводится по инициативе Совета Федерации с 2014 года и ежегодно охватывает более десяти миллионов школьников. Разработан межпредметный школьный курс «Основы кибербезопасности», прошедший общественное обсуждение в рамках Экспертного совета по информатизации системы образования и воспитания при Временной комиссии СФ. Глава Минобрнауки России Ольга Васильева сообщила, что ведомство планирует подготовить практические рекомендации в части визуальных характеристик и содержания интернет-ресурсов и онлайн-игр для детей до 12 лет, а также методические рекомендации по доработке дополнительных профессиональных программ для педагогов в области информационной безопасности. Кроме того, министерство намерено поддержать проведение Всероссийского творческого конкурса на разработку онлайн-ресурсов для детей.

    Государственная Дума приняла в первом чтении пакет законопроектов о противодействии суицидам, который позволит привлекать к уголовной ответственности администраторов «групп смерти» в Интернете, организаторов суицидальных сообществ и смертельно опасных игр. В частности, предлагается дополнить УК РФ новыми статьями, устанавливающими наказание за склонение к самоубийству или содействие суициду, а также за организацию деятельности, сопряженной с побуждением граждан к совершению самоубийства. Кроме того, предлагается дополнить действующую статью 110 УК РФ «Доведение до самоубийства» нормами о повышенной ответственности за доведение до самоубийства несовершеннолетних, беременных женщин и беспомощных лиц.

    Дмитрий Медведев представил в Госдуме отчет о результатах работы правительства в 2016 году. В своем докладе он коснулся сферы образования и науки. Так, премьер-министр сообщил, что в последние годы растут общие расходы на науку, причем в эту сферу стали приходить деньги частного капитала. Запущена программа мегагрантов, на базе вузов и научных организаций создано 160 лабораторий международного уровня под руководством ученых с мировым именем. Еще 40 начнут работать в этом году. К 2025 году, напомнил премьер, должно появиться 6,5 млн новых мест в школах. Первые объекты уже построены. Это почти 168 тыс. новых мест в 48 регионах. «Новые школьные здания, новые классы, лаборатории - все, что окружает детей, поможет учиться по самым передовым образовательным технологиям, - подчеркнул Дмитрий Медведев. - Проект по школам должен быть поддержан и в плане содержания учебных программ и качества преподавания. В рамках проектной работы мы создаем национальную платформу электронного образования с широким интернет-доступом к библиотекам, музеям, выставкам».

    Минобрнауки России подвело итоги второго конкурсного отбора программ развития опорных университетов, имеющих ключевое значение для промышленного и социально-экономического развития регионов. Отобраны две группы вузов: 8 университетов-победителей, которые получат федеральное финансирование на реализацию программы, а также 14 университетов-победителей, чьи программы будут финансово поддержаны регионом с учетом методической помощи и консалтинга за счет средств министерства. Таким образом, в России уже определены 33 опорных университета: к 11 действующим добавились 22 победителя второй конкурсной волны.

    Рособрнадзор и Министерство транспорта РФ заключили соглашение о взаимодействии, направленное на повышение качества подготовки специалистов транспортной отрасли в вузах. Документ предполагает обмен информацией, проведение совместных консультаций, деловых встреч, совещаний, конференций и семинаров. Начаты консультации по созданию экспертной организации, которая будет участвовать в аккредитационной экспертизе образовательных программ по подготовке специалистов транспортного комплекса.

    Рособрнадзор дал старт всероссийским проверочным работам, которые в апреле-мае 2017 года напишут более 2,5 миллиона школьников. В 4-х классах ВПР проходят уже в штатном режиме, а в 5-х, 11-х и 10-х классах в рамках апробации - по решению школы. 18 апреля ученики 4-х классов почти 40 тысяч российских школ написали диктант - первую часть ВПР по русскому языку, а 20 апреля выполнили вторую часть работы, состоящую из 12 заданий. В 5-х классах 18 апреля прошла проверочная работа по русскому языку, 20 апреля - по математике. 19 апреля проведена ВПР по географии для учеников 10-х и 11-х классов. Как отмечают в Рособрнадзоре, результаты ВПР могут использоваться для формирования программ развития образования на уровне муниципалитетов, регионов и в целом по стране, для совершенствования методики преподавания предметов в конкретных школах, а также для индивидуальной работы с учащимися. Выставлять отметки за выполнение ВПР не рекомендуется.

    Рособрнадзором на основании решения Арбитражного суда прекращено действие лицензии Московского экономического института «Высшая школа «Современное образование», Высшей школы психологии. Приостановлены лицензии Приамурского института агроэкономики и бизнеса, Института правовой экономики, Дальневосточного института международных отношений, Московской академии творчества. Полностью лишен государственной аккредитации Вологодский филиал Международной академии бизнеса и новых технологий (МУБиНТ).