Конечно, участники конкурса «Воспитатель года Подмосковья»-2017 не ограничились только темой космоса и земным проблемам и ситуациям за девять дней соревнования отдали дань сполна. Тем более что условия операторы конкурса и принимающая сторона - Московский областной центр дошкольного образования (Государственный гуманитарно-технологический университет (ГГТУ) в Орехово-Зуево), обеспечивающий организационное и методическое сопровождение конкурса, - в который раз создали наилучшие.
Для начала 62 сильнейших педагога дошкольного уровня региона рассказали о своем призвании, увлечениях и талантах в ходе творческой самопрезентации и представили самые интересные моменты из своего опыта работы на I этапе конкурса. Как и следовало ожидать, воспитатели года оказались не только блестящими профессионалами, но и мудрыми мамами собственных детей и яркими личностями, умеющими прекрасно петь, танцевать, лицедействовать, шить, вязать, проводить научные опыты и даже писать книги.
На последнее замахнулась, к примеру, старший воспитатель детского сада №52 «Котенок» города Химки Анастасия Шлемко - ее книга «Наука маленького роста» еще в процессе и рассказывает о большом и увлекательном опыте нашей героини в экспериментальной деятельности с малышами. Почему именно экспериментальной? Шлемко по первому образованию ученый-агроном, но, по собственному признанию, работать по специальности ей было скучно, ведь картошка или свекла не способны оценить ее феерические задумки, да и пошутить с ними, увы, не получится, а какая же радость жизни такой артистической натуре без общения и хорошего настроения?! Зато ее знания о живой и неживой природе пошли на ура в детском саду, куда Анастасия Ивановна пришла вместе со своим третьим ребенком (всего детей у нашей героини «пока четверо»!). Малыши оказались самой лучшей аудиторией для любителя науки, ведь они всегда готовы открывать что-то новое и искренне удивляться этому!
Не случайно Анастасия Ивановна оказалась в числе десяти участников II этапа соревнования. И на главном испытании не только тура, но, пожалуй, и всего конкурса - педагогическом мероприятии с детьми - продемонстрировала небольшую, но яркую часть того, что делает вместе со «своими» химкинскими малышами. Что порадовало, так это творческий подход воспитателя - никакого неуместного в этом возрасте наукообразия, на эксперименты мотивируют фантазия и детская готовность сопереживать. В ход пошла сказка, придуманная воспитателем. Итак, на далекой-далекой планете жил-был инопланетянин. У него были папа и мама, он был добрый и веселый, но очень непослушный. Взял и улетел однажды на папиной летающей тарелке и попал на Землю. А как и чем тут дышат, непонятно. Анастасия Ивановна с малышами решили помочь зеленому человечку и показать ему, что земной воздух можно почувствовать (приставив ко рту и уху гибкую трубочку и подув в нее или помахав веером), услышать (в свисток рады посвистеть любые дети!), увидеть (ребятам особенно понравилось пускать пузырьки через соломинку в стаканчиках с водой) и даже поймать (при помощи обыкновенного полиэтиленового пакета). Послав сообщение в картинках по ватсапу, осталось только порадоваться за инопланетянина: он смог дышать и вскоре благополучно отправился домой. И увлекательное, и деятельностное, и познавательное занятие получилось!
Исследовательское направление взяли на вооружение и другие участники десятки. Например, Валентина Берзан из Одинцовского района «полетела» с детьми в космос и провела там биологический эксперимент, высадив семена растений. Елена Костюковская из детского сада №1 «Колокольчик» Краснознаменска (кстати, инженер-эколог по первому образованию) тоже научила ребят высаживать растения - в данном случае зеленый лук, хотя и в чисто земных условиях.
Ирина Чернуха из Коломны провела серию экспериментов с водой: ребята смотрели сквозь нее (для сравнения воспитатель приготовила стакан с кефиром) и нюхали ее, предварительно с закрытыми глазами понюхав чеснок и апельсиновый сок («Фу!» и «А это я люблю!» - непосредственно реагировали дети), и трогали, и пили (сначала кислую от лимонного сока, а потом обычную). В итоге малыши сами сформулировали, что вода жидкая, прозрачная, безвкусная, ничем не пахнет.
Но воспитательница не ограничилась научно-познавательной частью: свойства воды дети узнали на пути к золотой рыбке, которая попросила очистить ее озеро, в котором по весне много мусора из растаявшего снега и льда. Надо было видеть, с каким удовольствием малыши чистили (отдельным счастьем для них было надеть перчатки) место жительства рыбки (надувной бассейн), в котором было много фантиков и бумажек. Вот так, через игровое занятие ребята еще и приучаются быть ответственными за чистоту окружающей среды...
Проблемы экологии в своих занятиях подняла и Наталья Усанова из Щелковского района, которая, разделив детей на группы, попыталась размышлять с ребятами о том, что несет вред нашей планете, - о бездумной вырубке лесов, увеличении количества автомобилей и загрязнении воздуха, неконтролируемых свалках. Как заметил строгий член жюри, профессор кафедры начального и дошкольного образования ГГТУ, председатель Ассоциации педагогов дошкольного образования Московской области Алексей Майер, эта тема и для взрослых сложна, экологическое мышление в обществе еще только формируется, так что малышам трудно было самостоятельно прийти к выводам о том, что мы своими каждодневными поступками можем вносить свой вклад в сохранение природы, просто закрывая плотно кран с водой, чаще пользуясь велосипедом, сажая деревья.
- А для чего нужно сажать деревья? - с надеждой спросила детей Наталья Моисеевна.
- Чтобы красотища была! - восторженно ответил мальчик.
- Ну, и воздух хорошо пах! - добавил другой.
Уже после занятия конкурсантка пояснила, что в ее группе дети хорошо справляются с такими заданиями, когда нужно думать, делать выводы. Может быть, потому что все-таки старше, чем «доставшаяся» ей группа. Но главное, чувствовалось, что для самой Натальи это совсем не формальная тема. Она вообще неравнодушный человек, и любимый ею деятельностный подход ей близок тем, что помогает детям расти внутренне свободными людьми, что хорошо заметно уже в школе.
- За 14 лет работы я в этом убедилась - к нам часто заходят воспитанники, даже девятиклассники, - призналась воспитательница. - И заметно, что они меньше нас, взрослых, комплексуют по пустякам, не боятся высказывать свое мнение, просто более уверены в себе.
Тема экологии, но уже в космическом масштабе, стала главной и в занятии Анны Абрамовой из Лобни. Мусор на орбите нашей планеты уже угрожает жизни людей (космонавтов) и создает помехи в связи, поэтому дети «почистили» наш участок Солнечной системы от отходов, а потом каждый собрал из конструктора свою модель космического уборщика.
- Я сама много новой информации узнала, когда готовила занятие на тему экологии, поэтому и мне было интересно, и детям, - улыбнулась Анна Валерьевна, признавшись, что накануне успела подружиться с новыми детьми.
У нее удивительно нежная и теплая улыб­ка - она и вправду нашла свое призвание в садике. Будучи учителем, да еще английского языка, пришла в сад и помимо своей воспитательской работы ведет кружок «Английский с Мэри Поппинс» (между прочим, бесплатно!).
Неудивительно, что столь неординарные воспитатели работают в продвинутых детских садах Московской области, которых, как выяснилось, не так мало. Та же Анастасия Шлемко, к примеру, работает в новом, прекрасно оборудованном детском саду, в котором создали первый в регионе центр игровой поддержки родителей.
- Наша заведующая пробила ставки психолога и педагогов дополнительного образования, в результате мы на бесплатной основе (родители платят всего 30 рублей в месяц) принимаем 4 группы по 8 человек «мама - ребенок», - рассказала нам Анастасия Ивановна, курирующая это направление как старший воспитатель и ведущая занятий с мамами. - К нам приводят годовасиков (детей от года до двух лет) на игровые сеансы по часу каждый день - грудничковое плавание, физкультуру, познание творчества и музыку. Результаты колоссальные - и родители, и воспитатели получают бесценный опыт, а дети очень быстро развиваются и привыкают к саду. Так что никакого стресса потом при переходе в ясельную группу для них нет.
Адаптация детей и родителей - еще одна любимая фишка Шлемко, которая успевает везде - возглавляет муниципальное методическое объединение, руководит курсами повышения квалификации в Химках, является экспертом по аттестации и помогает молодым педагогам.
По яркости в пятерке лауреатов (конкурс есть конкурс - не все из названных нами педагогов продолжили борьбу за победу) с ней может сравниться разве что Кристина Рыкова, музыкальный руководитель Центра детства «Жемчужинка» из Клина. Представить ее без русского народного костюма, который сидит на ней удивительно ладно, было почти невозможно. А как она звонко и весело пела, играла на балалайке и зара­зи­тель­но учила ребят играть на народных инструментах! Трудно было поверить, что дети впервые взяли в руки трещотку, ложки, бубенцы, так ловко и в такт они заиграли под умелым руководством Кристины Анатольевны. Заодно ребята узнали новые слова - «круговая трещотка», «туесок», поплясали, попели и поиграли в хороводные игры, приобщившись к культуре и традициям своего народа. Как выяснилось, Рыкова окончила Российскую академию музыки имени Гнесиных, она и по духу руководитель и дирижер народного хора, а не только по специальности. Редкое совпадение профессии и призвания.
То же можно сказать и о еще одном лауреате, инструкторе по физкультуре детского сада №24 «Солнышко» Балашихи Елене Ульяницкой. Любой ребенок захочет быть таким гибким, грациозным и ловким, как Елена Анатольевна. Она придумала и провела на редкость веселое и интересное занятие «Веселые котята», где очень органично сыграла роль мамы-кошки - с забавным гримом, ушками на макушке и хвостиком, котятами здесь были, конечно же, малыши, невольно подражающие своему учителю (наша героиня и вправду по образованию учитель начальных классов). Ребята не просто выполняли упражнения - они играли, прыгая через змейку, ловя рыбку, шагая по кочкам, заставляя петь музыкальные сосульки. Интересно, что все спортивное оборудование было авторским, придуманным и собранным самой конкурсанткой. Например, змейку, которую можно использовать очень разнообразно, она сделала из контейнеров из-под киндер-сюрпризов, а музыкальные сосульки представляли собой прозрачные полиэтиленовые пакеты в форме конуса с колокольчиками внутри, подвешенные на веревку. Малышам очень понравилось бросать в них клубками, чтобы послушать их пение. И они искренне обрадовались, узнав, что Елена Анатольевна дарит их саду свои чудесные физкультснаряды (впрочем, практически все конкурсанты оставили свой реквизит гостеприимному садику).
На мастер-классах, которые и сделали из десятки пятерку, лауреаты щедро поделились секретами своего творчества с коллегами. В результате лауреатами конкурса стали Елена Костюковская, Кристина Рыкова, Елена Ульяницкая, Ирина Чернуха и Анастасия Шлемко.
…Заключительный этап конкурса - круглый стол на актуальные темы образования - не случайно считается одним из самых сложных испытаний. Ведь можно блестяще показать то, что ты и так можешь и делаешь, но не суметь преодолеть волнение или просто сформулировать то, к чему привел тебя твой опыт. Да и что греха таить, не всем профи дано (да и не нужно!) быть ораторами, дипломатами и политиками в одном флаконе. Но в ходе искренней беседы (а члены жюри на «Воспитателе года Подмосковья» - дотошные, но всегда поддерживающие участников, в том числе юмором, - становятся к концу испытания почти родными людьми) пятерка лауреатов раскрылась по-новому. Каждый рассказал о своем уникальном пути в профессию, о личных причинах, побудивших заняться самыми маленькими детьми. Многих до слез тронуло трепетное отношение к Янушу Корчаку Анастасии Шлемко. Поразила и обдуманность, наличие собственной позиции по многим волнующим темам дошкольного образования Елены Костюковской.
В ответ на вопрос, что важно в работе с «особенными» детьми, она сказала обезоруживающе просто и точно:
- Очень важно создать для них правильную эмоциональную атмосферу. Нужно, чтобы им было легко находиться в коллективе, чтобы они почувствовали себя обычными детьми. И от воспитателя во многом зависит, чтобы дети, которые находятся с ними рядом, даже видя в них какие-либо особенности, воспринимали их с добротой и пониманием...
Однако победителя «Воспитателя года Подмосковья»-2017 мы узнаем нескоро - его объявят в День учителя. И может быть, это правильно: все вошедшие в пятерку достойны внимания, которое им окажут в своих районах, городах и в регионе в целом. Как призналась нам один из кураторов конкурса, член жюри, директор Московского областного центра дошкольного воспитания Галина Гришина, споры среди экспертов были нешуточные. Поэтому лучше подождать, когда улягутся страсти и наступит осмысление произошедшего. Так же было и в прошлом году: пятерка была очень яркой, каждый из лауреатов - самобытная личность, но выбрали и утвердили в региональном Минобре (напомним, организаторами конкурса выступают правительство Московской области, Московская областная Дума, Министерство образования Московской области и Московская областная организация Профсоюза работников народного образования и науки РФ) действительно самую гармоничную кандидатуру - логопеда из Королева Оксану Биглову. Надеемся, так будет и в этот раз. В любом случае все конкурсанты огромные молодцы!

Комментарий экспертов

Вера АЛХИМОВА, заместитель председателя Московской областной организации Профсоюза работников народного образования и науки РФ:
- В жюри конкурса я уже третий раз и вижу, как он развивается. Безусловно, растет и уровень участников. Их выступления становятся все более творческими, авторскими, критически осмысленными. Мы все, как члены жюри, получаем большое удовольствие, знакомясь с самым продвинутым дошкольным опытом Московской области и просто яркими, неординарными людьми.
Наша профсоюзная организация активно поддерживает инициативы, подобные этой, мы приглашаем финалистов и участников конкурса на различные семинары для молодых педагогов, где они проводят мастер-классы, и на другие наши мероприятия. Также на церемонии закрытия конкурса мы всегда вручаем именную премию Московской областной организации профсоюза - в этом году это 75 тысяч рублей - финалисту II этапа, тому, кто ярко выступил и в то же время активно проявил себя на общественной работе. В этом году премия досталась Наталье Усановой из Щелковского района, которая помимо прочего еще и председатель крепкой первичной профсоюзной организации в своем саду. И ежегодно всем участникам конкурса дарим ценные подарки.

Галина ГРИШИНА, директор Московского областного центра дошкольного образования (ГГТУ):
- Среди критериев отбора лауреатов конкурса - методическая компетентность, оригинальность организации и выбора содержания педагогических мероприятий, мастер-классов, рефлексия своей деятельности. Очень нелегко выбрать пятерку - каждая из участниц великолепна в своей области. Так что один из главных для жюри критериев - изменение форм взаимодействия с детьми: от позиции учителя к позиции партнера.
Отмечу и динамику уровня профессиональной компетенции всех участников конкурса. Все чаще в отношениях с детьми и родителями наблюдается сотрудничество. Воспитатели переходят от методик преподавания отдельных предметов (развитие речи, рисование и т. д.) к технологиям развития ребенка. Все больше появляется педагогов-исследователей, которые не только мастерски организуют практику образовательной деятельности, но и грамотно излагают свой опыт работы.