Создана Комиссия по развитию государственно-общественного управления в образовательных организациях г. Москвы, руководителем комиссии стал Андрей Николаевич Алферов. На первом заседании обсуждалась роль управляющих советов образовательных организаций.
Роль управляющего совета:
    стратегическая:
- разработка стратегии развития государственно-общественного управления в своей образовательной организации;
- участие в реализации программы развития образовательного учреждения;
- определение целей и задач в качестве социального партнера образовательной организации;
- выработка принципов образовательной политики не только своего образовательного учреждения, но и района;
- наблюдение за тем, насколько выбранная стратегия обеспечивает соотношение целей и результатов, то есть качество результатов образования;
    ресурсная - создание и использование механизмов привлечения дополнительных ресурсов (внебюджетных средств), а также участие в финансово-экономической деятельности образовательного учреждения, то есть качество условий для образования;
    информационная-координирующая - обеспечение прозрачности и доступности в получении информации всеми заинтересованными сторонами (участниками образовательного процесса) с целью содействия развитию образования, то есть качества процесса образования.
Создание управляющего совета вызвано необходимостью преодолеть «закрытость» образовательного учреждения и его отчужденность от общества.
Управляющий совет создается:
- для привлечения дополнительных организационных и административных ресурсов из внешнего окружения;
- для легализации разных способов получения внебюджетных денег, привлечения средств спонсоров и родительских денег;
- для более активного привлечения общественности и родителей на выполнение текущей работы (благоустройство, мелкий ремонт, организация мероприятий);
- для защиты всякого рода педагогических инноваций (получения обратной связи от родителей и старшеклассников по вопросам организации учебного процесса в школе).
Полномочия управляющего совета:
    Управляющий совет появляется в образовательной организации не для того, чтобы подменять директора или принимать решения, требующие профессиональной педагогической подготовки. Основное поле деятельности управляющего совета - стратегия, коллегиальная выработка в ясной и понятной для всех форме, цели, к которой должны стремиться все образовательные учреждения. Управляющий совет и его отдельные члены не вправе давать указания учителю, как вести урок, завучу - как составлять расписание уроков или кем заменить заболевшего учителя.
    Управляющий совет создает проекты «школьных законов» (нормы и правила, по которым школа и будет работать), согласовывает их для администрации образовательного учреждения. Управляющий совет контролирует выполнение установленных государством и администрацией образовательного учреждения законов, норм и правил. Решения управляющего совета в пределах его полномочий обязательны для исполнения всеми участниками образовательного процесса.
Современные требования к образованию, представленные Концепцией модернизации российского образования, идеями национального проекта «Образование», определяют современную школу как объект государственно-общественного управления, в котором главной составляющей является управляющий совет. Происходит расширение управленческих полномочий органа со-управления и самоуправления образовательного учреждения, что способствует развитию социального партнерства и открытости образовательного пространства.
Государственно-общественное управление - это особый тип управления, предполагающий определенное соотношение государственной и общественной составляющей в управлении образованием, нацеленный на достижения согласованного взаимодействия между государством и участниками образовательного процесса.
Однако большинство норм уклада школьной жизни до появления управляющего совета формировалось представителями администрации и педагогического коллектива школы. С развитием общества на демократических началах родители, обучающиеся все больше и больше хотят не только принимать де-факто сформированные без них школьные порядки, но и участвовать в их создании. Пришедший в школу ребенок и его родители имеют право знать все писаные и неписаные правила школьной жизни.
Не все родители пока понимают, что такое система со-управления, они привыкли, что все делается без них, поэтому считают, что нужно просто требовать свое. Следовательно, возможность реализовать свое право на управление и защиту должно быть у всех участников образовательного процесса. Управляющий совет становится местом реализации этих прав.
Перед образовательным учреждением стоит вопрос об объединении усилий коллектива родителей, обучающихся, педагогов, общественности по созданию необходимых условий для полноценного образования и воспитания подрастающего поколения. Без широкого обсуждения социального заказа родителями и общественностью невозможен выбор образовательных программ, решение вопроса воспитания нравственных и гражданских качеств личности. Есть существенные отличия управляющего совета от других, ранее создававшихся в школе органов самоуправления. Это его право принимать по вопросам, отнесенным к его компетенции, окончательные управленческие решения, которые становятся обязательными для участников образовательного учреждения, включая директора школы.

Олег БЕЛЯЕВ, Комиссия по развитию государственно-общественного управления
в образовательных организациях г. Москвы