Наибольшие трудности в вопросах контроля за исполнением контрактов по организации питания и питьевого режима у образовательных организаций вызывают процедура фиксации нарушений со стороны исполнителей и порядок претензионной работы. Если здесь действовать неграмотно, то недобросовестный исполнитель может ускользнуть от законного наказания (выплат штрафов и пеней). Избежать подобного неблагоприятного сценария поможет следование понятным и прозрачным правилам, эффективность которых неоднократно испытана решениями Арбитражного суда города Москвы, вынесенными в пользу бдительных и принципиальных образовательных организаций системы ДОгМ.
Первое правило - грамотно составлять претензионный акт. Содержание и форма претензионного акта должны строго соответствовать требованиям приложения №9 к контракту на питание. Иначе его законная сила будет легко оспорена в суде и требования образовательной организации не будут удовлетворены. Ключевой момент - удержаться от проявления творческой фантазии при описании нарушений в акте. Помните, что перечень нарушений, за которые предусмотрена выплата штрафа, приведен в п. 4.3 и п. 4.4 приложения №1 («Техническое задание») к контракту. Этот перечень исчерпывающий, и придумывать свои собственные виды «недостатков» категорически противопоказано.
Второе правило - прописывать в претензионном акте разумный срок для исправления исполнителем выявленных нарушений. Требовать от комбината питания мгновенно устранить какое-то нарушение может оказаться бесперспективной в правовом отношении затеей. Разумный срок должен позволять исполнителю выполнить предъявляемое требование с учетом объективных обстоятельств (например, логистики). Этот срок должен быть прописан в претензионном акте. Суды очень щепетильны в данном отношении и всегда при рассмотрении спора следуют соблюдению баланса прав сторон по контракту. Если разумный срок соблюден, то образовательная организация может с успехом взыскать с исполнителя штраф за нарушения, если исполнитель не устранит нарушение.
Третье правило - подписываем претензионный акт только у уполномоченного на то доверенностью исполнителем лица. Опять же отступление от него грозит тщетностью доказать свои требования в судебном споре (хотя лучше до суда споры не доводить). По контракту такое уполномоченное лицо обязано находиться на пищеблоке образовательной организации в течение всего рабочего времени. Если такого уполномоченного доверенностью представителя нет, то это является отдельным нарушением условий контракта. В этом случае мы составляем дополнительный претензионный акт, делаем отметку о причине отсутствия подписи исполнителя и оба претензионных акта направляем электронной почтой на адрес, указанный в контракте, поле чего досылаем акты заказным письмом с уведомлением Почтой России.
Четвертое правило - соблюдаем требования закона о досудебном порядке решения спора. К досудебному порядку согласно Арбитражному процессуальному кодексу РФ (п. 5 ст. 4 АПК РФ) относится претензионный порядок урегулирования спора. Образовательной организации нужно составить и направить недобросовестному исполнителю письменную претензию (на основании претензионного акта). Алгоритм заказчика в данном случае представлен в ст. 11 контракта на питание и в ст. 4 АПК РФ.
Пятое правило - организуем отправку претензии надлежащим способом. А именно тем, что описан в положениях типового контракта: по электронной почте на адрес, указанный в контракте, или факсимильной связью по адресу, указанному в контракте, с последующим представлением оригинала; заказным письмом по адресу стороны, указанному в контракте. Обратите внимание: среди указанных способов нет нарочной доставки претензии и нет нарочного получения ответа от исполнителя.
Шестое правило - удерживаем суммы штрафа и неустойки при оплате услуг, если исполнитель сам, в добровольном порядке, не уплатил суммы штрафных санкций. Оформление удержания штрафных сумм требует правильного отражения в отчетных документах организации. Правильное - значит такое, которое лишает недобросовестного исполнителя возможности представить удержанную сумму в качестве образовавшейся задолженности заказчика. Чтобы предупредить такую оборонительную тактику исполнителя, заказчик ни в коем случае и ни под каким предлогом не должен принимать какие-либо отчетные документы об этапах исполнения контракта, которые составлены исполнителем не по формам, предусмотренным контрактом, или которые заранее подписаны исполнителем, тем более если там уже содержатся впечатанные данные по объемам, качеству услуги и денежным суммам. При наличии попыток вручить такие документы заказчику (если заказчик находится в режиме претензионной работы с исполнителем) следует возвращать их с мотивированным отказом от подписания и предложением представить надлежащий комплект документов. При возникновении разногласий сторонам следует составлять акт разногласий.
При удержании сумм штрафных санкций при оплате по контракту обязательно отражать в акте сдачи-приемки оказанных услуг сведения о начислении штрафа. Практика показывает, что если упустить этот важный момент (то есть в акте нет никаких замечаний), то это дает исполнителю повод обратиться в суд и попытаться оспорить начисление штрафных санкций.
Следование данным рекомендациям существенно повышает качество работы образовательной организации по контролю за исполнением контрактов на организацию питания и обеспечению питьевого режима обучающихся, заключенных с учетом норм Федерального закона №44-ФЗ. И они помогают учреждениям успешно защищать свои права и законные интересы, не доводя до судебного разбирательства.

Справка

В содержании претензии должны быть отражены:
    суть выявленного нарушения, за которое предусмотрен штраф со ссылкой на положения контракта;
    указание на претензионный акт, в котором оно зафиксировано;
    расчет штрафных санкций;
    срок для добровольной оплаты штрафа, предусмотренный п. 11.3.1 контракта (в большинстве типовых контрактов - 15 суток);
    реквизиты для добровольной оплаты штрафа.
К претензии необходимо приложить документы либо выписки из них, подтверждающие выявленные нарушения.

Руслан Фатхуллин, заместитель директора Московского центра образовательного права