Введение ФГОС наконец четко определило давно осознаваемую необходимость учета возрастных, психологических и индивидуальных особенностей детей, достаточно хорошо вербализованных, исследованных и описанных. Но впервые прозвучавший в документе федерального значения термин «гендерные особенности» не столь однозначен. Вопрос о том, каким образом осуществляется учет гендерных особенностей детей в образовании, остается открытым.

В контексте гендерного подхода к обучению школьников прослеживается необходимость соответствия между типами изложения материала в учебниках и учебных пособиях, типом мышления и стилем учителя в изложении материала.
Теоретическое исследование проблемы гендерного подхода к обучению школьников имеет принципиальное значение для повышения продуктивности учебного процесса. Организация инновационного образовательного процесса на основе гендерного обучения в школе №1770 позволила оптимизировать учебный процесс, способствовала повышению качества образования.
Современными учеными обосновано положение о том, что «бесполое» воспитание новых поколений приводит к вырождению народа, так как «выживание любого вида возможно лишь на основе дифференциации и специализации пола».
К началу обучения в школе девочки и мальчики характеризуются целым рядом полодетерминированных особенностей различного генеза, что необходимо учитывать в образовательном процессе.
Между тем множество элементов системы образования одинаковы для всех детей:
- все они должны пойти в школу в одном возрасте;
- учиться в одну смену;
- у всех детей в классе одна и та же учительница;
- и мальчики, и девочки слушают одно и то же объяснение у доски, получают в руки одинаковые книги и тетради;
- педагоги стремятся добиться от всех учащихся одних и тех же результатов.
Между тем педагогами отмечается, что девочкам обычно легче учиться в школе, по крайней мере на начальном уровне. У них отметки за год по разным предметам отличаются незначительно, обычно не более чем на один балл, тогда как у мальчиков разброс в отметках может составлять и три балла. Такая разница в уровне успешности обучения детей разного пола в начальном уровне связана с особенностями мотивации девочек и мальчиков, специфичными для данного пола интересами и склонностями (успехи в отдельных дисциплинах также часто обусловлены гендерными особенностями), определенными психофизиологическими особенностями, а также с установками учителей и родителей относительно успехов детей разного пола в процессе обучения.
Обучение с учетом гендерных особенностей учащихся требует отбора такого содержания учебного материала и применения таких методов и форм обучения, которые соответствуют разному типу функциональной асимметрии мозга в восприятии информации девочками и мальчиками, отвечает запросам и тех и других в отношении к учебной работе. При построении процесса обучения на основе учета идей гендерного подхода мы руководствуемся тем, что при одних и тех же методах обучения, при одном и том же учителе мальчики и девочки приходят к знаниям и умениям разными путями, используя разные стратегии мышления. Так, например, девочки лучше усваивают информацию, когда им известен алгоритм, когда информация уложена в схему. Обычно для них не составляет труда запомнить правило или порядок операций и затем применять его в подобных типовых ситуациях.
Мальчики большинство пространственных задач решают во внутреннем плане, тогда как девочкам нужна дополнительная наглядность.
Мальчишки требуют образной формы изложения, наглядности, им нужно предложить материал в действии, а не умозрительно. Им требуется обучение, основанное в первую очередь на целостном подходе, с опорой на конкретность, жизненность. Они должны понять принцип, смысл, а не выстраивать этот смысл из деталей. Девочкам же обычно проще понять схему, алгоритм. Они лучше ориентируются в правилах, способны разъять целое на части. А мальчики, все понимая, подчас не могут объяснить того, что поняли, кому-то другому. Есть мальчики, которые все хватают на лету, все задачи решают, а объяснить свое решение не могут. А есть девочки - отвечают у доски прекрасно, но смысла предмета они не чувствуют.
Информацию мальчики и девочки воспринимают по-разному. Мальчики прежде всего ищут смысл и, ухватив его, сразу готовы действовать. А девочки смысл считывают хуже, им требуется для этого больше времени. Зато они более эмоциональны, тоньше чувствуют.
Мальчику не подходит традиционный прием повторения и закрепления материала. Его мозг не воспринимает повторов и автоматически выключается. Девочки, напротив, все прекрасно слышат и во второй, и в третий раз. Они послушно повторяют, хорошо ориентируются в настроениях взрослых. Поэтому учитель действует по принципу: девочке повтори, мальчика ободри.
По наблюдениям учителей, подбадривать тоже надо грамотно. Поскольку мальчик во всем ищет прежде всего смысл, то похвала, полученная им за работу, которая ему неинтересна или кажется бессмысленной, на него не подействует.
А девочке одобрение взрослых важно само по себе. Она по природе более общительна, ее гораздо больше интересует социум. Она охотнее выполняет неинтересную работу просто ради того, чтобы заслужить похвалу. Поэтому-то «зубрилами» обычно бывают именно девочки. Они могут заучивать наизусть текст, смысл которого им неясен. Мальчику же с его аналитическим складом ума бессмысленная зубрежка обычно бывает не под силу.
Учитывая все эти особенности, учитель рассчитывает время, необходимое для вхождения в урок, - период врабатываемости. Девочки после начала занятий быстро набирают оптимальный уровень работоспособности, мальчики отстают. Однако мальчикам потом нужен высокий темп, и, как только начинаются повторения, закрепления, внимание у них ослабевает.
Не зная ответа на вопрос, девочки прямо скажут об этом, мальчики же готовы отвечать на любой вопрос, лишь бы не произнести: «Не знаю». Девочки ждут, когда ответит лидер. Учитель спросит - тишина (даже если ответ знают) до тех пор, пока кто-то один не скажет, и тогда уже все хором они начинают отвечать. Они работают как бы на подхвате. Девочкам быстрый темп работы мешает, они лучше работают на пошаговых технологиях, эффективнее выполняют задания не новые, а типовые, шаблонные. Именно эта методика обучения применяется в школе, где от детей требуют действовать по образцу. Девочки ждут от учителя каждого шага, легко усваивают алгоритмы, правила «делай, как я». Поисковая деятельность в ситуациях неопределенности для них дается труднее. И тем не менее эту сторону их познавательной деятельности можно и нужно развивать. Девочки способны к поиску. Однако учителю удобен ребенок, который безоговорочно принимает алгоритмы и правила и действует согласно ним быстро и четко. Это и есть один из «подводных камней» обучения именно девочек в раздельных классах.
У мальчиков хорошо работает соревнование. Для девочек соревнование надо применять очень аккуратно, есть риск всех их перессорить. Для девочек очень важна оценка со стороны, они очень болезненно воспринимают, когда кто-то их превосходит и оценка переносится на личности. По наблюдениям учителей, мальчики и девочки и ссорятся по-разному. Мальчики поссорились - подрались, смотришь - на другой переменке опять вместе.
Девочки же если поссорятся - в ситуацию вовлечен весь класс. Они переживают, обсуждают подробности, могут весь урок просидеть надутые, а то и несколько дней и даже месяцев обижаться друг на друга. Но зато и примирение они обставляют как праздник для всего класса.
Учитываем и такую особенность - мальчиков необходимо включать в поисковую деятельность, их надо подталкивать к нахождению принципа решения, они лучше работают тогда, когда характер вопросов открытый, когда нужно самому додуматься, сообразить, а не когда нужно просто повторить за учителем и запомнить информацию. Их нужно натолкнуть, чтобы они сами открыли закономерность, тогда они будут в тонусе в течение урока, тогда они запомнят и усвоят материал. То есть им больше подходит обучение через самостоятельное разрешение проблемной ситуации.
Мальчики лучше работают «от противного»: сначала - результат, потом - как мы к этому пришли. От общего к частному. Почти все учителя говорят, что в классе мальчиков работать сложнее, но интереснее. Если же им предлагают действовать по шаблону, они в такой ситуации стараются уйти из-под контроля взрослого, не подчиниться ему, не выполнить несвойственные им виды деятельности.
Для того чтобы поддержать девочку, говорим: «Задание не очень сложное, ты такое уже делала». Мальчика же поддерживаем словами: «Задание очень сложное, но ты справишься».
В смешанном классе учителя обращают внимание на то, как работают девочки - они как более ориентированные на контакт чаще смотрят в глаза учителю, что служит для него знаком готовности их к работе. Это происходит потому, что для девочек общение со взрослым важнее знаний: на занятиях они ловят нюансы его мимики, подстраиваются к нему. Мальчики же, как правило, значительно меньше смотрят на учителя, не следят за его мимикой (правильно ли они отвечают?), но чутко реагируют на его состояние: если взрослый спокоен, доброжелателен, мальчикам заниматься легче.
Вместе с тем педагоги в школах по большей части женского пола, и потому им проще ориентироваться на девочек. Мальчики же и в начальной, и в средней школе находятся под неким прессингом девочек и женщин-учительниц.
Наш многолетний опыт показал, что при раздельном обучении мальчики развиваются интенсивнее, чем в смешанных классах, так как их никто не оттесняет на вторые роли, и они раскрывают то, на что были способны и что могли бы раскрыть, если бы девочки им не мешали. При этом и учитель вольно или невольно начинает корректировать методы преподавания под тот тип аудитории, с которым он работает, под тип восприятия, тип мышления, темп работы, под динамику работоспособности, под коммуникативные особенности.
Основное содержание образования в школе определяется государственными образовательными стандартами, учебными планами и программами, составленными с учетом гендерного обучения. Единое содержание образования является обязательным фундаментальным материалом для формирования целостного мировоззрения учащихся. Мы пополняем и углубляем содержание образования в соответствии с гендерными интересами, способностями и профессиональными намерениями учащихся. Обучение не может ограничиться только регламентированными рамками, оно должно постоянно дополняться и модифицироваться, в том числе в зависимости от гендерных особенностей учеников. Иначе говоря, учащимся должна быть предоставлена некоторая свобода выбора, обусловленная их индивидуальностью.
Гендерный подход реализуется в разнообразии форм учебной работы. В дополнение к уроку ученик может использовать и другие формы обучения, которые наиболее близки ему: это может быть самостоятельная работа в библиотеке, в учебном кабинете, работа с техническими средствами, внеурочная деятельность, в том числе и в рамках олимпиад и конкурсов, а также и другие формы приобретения знаний и использования способов творческой деятельности как в самой организации, так и вне.
В значительной мере гендерный подход внедряется в методику преподавания учебных предметов, что может выражаться в предпочтении тех или иных методических приемов. Например, учет гендерных особенностей учащихся конкретного классного коллектива определяет различные стили изложения нового материала учителем. Учитель, ориентируясь на какую-либо гендерную группу, может заведомо упрощать либо усложнять материал, что будет способствовать принятию его данной группой учащихся. В ходе беседы ученики самостоятельно формулируют вопросы и высказывают свои предположения о путях решения тех или иных проблем.
Хорошо известно, что есть мальчики, которые в чем-то развиваются по женскому типу (и они удобны для учителей в отличие от мальчиков более «типичных»), и есть девочки, которые в чем-то развиваются по мужскому типу (и они часто испытывают затруднения при обучении). И все же они остаются мальчиками и девочками и никак не могут быть приравнены по своему психическому статусу к детям противоположного пола. Если девочка склонна к поиску, темп работы высокий, учитель, работающий в классе девочек, обязательно подхватит это ее качество. Это поможет ей в работе с другими девочками, поможет развивать у них поисковую деятельность. В смешанном классе такая девочка может «потеряться» и ее особенности могут быть не оценены учителем, так как вокруг много ребят, обладающих этим свойством иногда даже сверх меры.
Мы все хотим видеть наших детей образованными, здоровыми, счастливыми, социально активными и востребованными, преуспевающими и уверенными в завтрашнем дне. Для этого они должны получить не только базовое образование, но и самые современные знания и умения в наиболее актуальных и перспективных областях.
Весь процесс учебно-воспитательной работы школы строится на подготовке детей к взрослой жизни. В соответствии с принципом «ребенок не готовится к жизни - он живет уже сегодня». Мы стремимся создать такие условия и так организовать учебно-воспитательный процесс, чтобы дети, еще находясь в стенах школы, могли получить опыт полноценной жизни - жизни достойного человека.
Свою миссию коллектив школы видит в создании наиболее благоприятного образовательно-воспитательного пространства для получения качественного образования. Школа стремится, с одной стороны, максимально адаптироваться к учащимся с их индивидуальными особенностями, с другой - гибко реагировать на социокультурные изменения среды.
Одним из наиболее эффективных способов реализации индивидуализированного и природосообразного образования является дифференцированное обучение и воспитание мальчиков и девочек в раздельных классах.
Кроме того, в классах с раздельным обучением у детей отмечается значительное улучшение здоровья, они быстрее растут, реже болеют, имеют меньше системных заболеваний (сердечно-сосудистой, опорно-двигательной, пищеварительной системы). У них наблюдаются большая эмоциональная устойчивость, низкий уровень тревожности, высокая и адекватная самооценка, а также высокая мотивация к обучению.
Таким образом, раздельное обучение детей разного пола является не только значительно повышающим уровень обученности учащихся, но и здоровьесберегающим.
В результате подробного анализа научных исследований и практического опыта была спроектирована модель гендерного образования в образовательной организации, определены критерии эффективности ее внедрения в педагогическую практику.
Благодаря планомерной и последовательной работе по гендерному образованию коллектив школы, учащиеся, родители добиваются успехов во всех своих начинаниях. Мы всегда готовы поделиться своим опытом работы, рассказать о своих секретах успеха.

Михаил ГОРЕМЫКИН, директор школы №1770