Учитывая комбинированную структуру дефекта, в коррекционной работе по устранению заикания является целесообразным применение комбинированных технологий - логопедических и психокоррекционных, которые воздействуют на дефект с разных сторон.
В этой связи наиболее эффективным можно считать комплексную работу двух специалистов одновременно - психолога и логопеда. Наиболее целесообразной представляется программа, в которой ребенок сначала попадает на занятия к психологу, где ведется работа над коррекцией неуверенности и повышением самооценки, расширением сенсомоторного репертуара и развитием доверия к педагогам. Психолог также ведет просветительскую и коррекционную работу с родителями, в ходе которой оптимизируются детско-родительские отношения, родители начинают больше гордиться и доверять своему ребенку, видя его возможности и таланты. Затем к работе с ребенком подключается логопед, владеющий технологиями развития и коррекции темпо-ритмической и других сторон речи.
Сказкотерапия - одна из самых эффективных форм работы с дошкольниками, потому что общение с ребенком идет на его языке - языке символов и метафор. Специальная подборка литературных произведений способствует не только повышению интереса ребенка к процессу занятий, но и создает дополнительный мотивационный стимул для соблюдения всех «речевых» правил. Читая специально подобранные произведения, ученики идентифицируют себя с главными героями и проецируют на себя те или иные качества:  
- с целью соблюдения режима молчания как необходимого этапа коррекционной работы можно использовать волшебные сказки, например «Лягушка-путешественница» В.М.Гаршина;
- для поддержания контроля за соблюдением медленного темпа речи - психотерапевтические сказки, например «Приключения голубой искорки» Джойс Миллс;
- психокоррекционная работа над преодолением страха речи, повышенной тревожности может проводиться посредством сказок «Трусливый олень» (нанайская народная сказка), «У страха глаза велики» (русская народная сказка);
- для развития умения адекватно преодолевать эмоциональные кризисы, справляться с негативными эмоциями - сказки, в которых показано преобразование героев («Гадкий утенок» Г.Х.Андерсена).
В качестве приемов работы со сказкой могут использоваться самостоятельное домашнее прочтение и последующее обсуждение на занятии, написание отзыва-отклика, разыгрывание эпизодов из сказки с целью прочувствования некоторых эмоционально значимых ситуаций.
Следующий метод в коррекционно-воспитательной работе с заикающимися детьми - это игровая терапия. Игра оказывает сильное влияние на развитие личности, способствует созданию близких отношений между участниками игры, помогает снимать напряженность, повышает самооценку, позволяет поверить в себя в различных ситуациях общения.
Выделяются следующие виды игр для коррекции заикания у детей:
- игры с пением, хороводы и игры-инсценировки под музыку. В этих играх у детей развивается умение владеть своим телом, соотносить темп и ритм движений с темпом и ритмом музыки, выразительность движений - с характером музыкального сопровождения. Воспитание указанных навыков положительно влияет на речь;
- подвижные игры. С заикающимися детьми проводятся игры средней и малой подвижности, чтобы не нарушать у детей темпа дыхания и речи. Среди них можно выделить подвижные игры с простыми движениями, подвижные игры с сюжетом и спортивно-развлекательные («Море волнуется...», «Четыре стихии...»);
- игры-драматизации. В играх-драматизациях (стихотворный текст, проза, настольный и пальчиковый театр) слово связано с действиями персонажей, с рисованием, конструированием декораций, с целенаправленной сценической атрибутикой. В данных играх разыгрываются готовые тексты. Игры-драматизации воспитывают у детей выразительность движений и речи, воображение, фантазию, творческую самодеятельность, организаторские, режиссерские качества. Они способствуют коррекции личностных особенностей заикающихся, положительно влияют на детей, повышая их игровую активность.
Очень эффективен в работе с заикающимися детьми метод песочной терапии. Метод базируется на сочетании невербальной (процесс построения композиции) и вербальной (рассказ о готовящейся композиции, сочинение истории или сказки, раскрывающей смысл композиции) экспрессии. Нужно отметить, что наряду с песком можно использовать и манку, а при необходимости создать объемную композицию - в дополнение к манке применять соленое тесто разных цветов. Многократное пересыпание и рисование пальцем по песку способствует снятию напряженности, тревоги. Сочинение позитивных сказок в сочетании с работой с манкой также оказывает положительное воздействие на эмоциональное состояние детей с заиканием. В процессе этих занятий проводится работа и над техникой речи, над произношением, отработка медленного темпа речи.
Главная задача специалистов в тандеме «логопед - психолог» - это дать семье инструменты для поддержания уверенности ребенка, снятия напряжения в семье, а также перевода фокуса с дефекта речи на позитивные, сильные стороны ребенка, которые необходимо развивать, повышая качество жизни семьи.

Любовь ТЮЧКАЛОВА, учитель-логопед территориального отделения «Зябликово» Городского психолого-педагогического центра Департамента образования города Москвы