Оптимизация - это хорошо!
- У нас школа полного дня. И те ребята, кто не уходит или не уезжает домой сразу после уроков, могут быть заняты до 16 часов. Но и после этого времени в школе работают спортивные секции, ученики не уходят из школы до вечера, - рассказывает Елена Владимировна.
На вопрос, о чем она мечтает как директор школы, Елена Владимировна ответить не успевает - вновь звонит телефон, а поскольку секретаря у директора нет, трубку она поднимает сама. Пока длится разговор, Людмила Анатольевна Пархомук, начальник Отдела образования и социального развития Прионежского района, рассказывает:
- Особенность этой школы в том, что здесь была вовремя проведена оптимизация всех ресурсов. Это не значит, что здесь сократили ставки. Вовсе нет! Благодаря грамотному руководству удалось сохранить логопеда, психолога, ввести в штат дефектолога, лицензировать работу медкабинета, обновить оборудование в столовой, поставить пластиковые окна, по программе «Доступная среда» сделать пандус и оборудовать отдельные кабинеты для дефектолога и индивидуальных занятий для детей с ОВЗ. Школа использует любую возможность для развития и создания условий.
- Вот вы о моей мечте спрашивали, - возвращается к разговору Елена Владимировна. - Я мечтаю, чтобы у нас появилась своя спортивная площадка, которой, по сути, у школы и не было никогда. Сейчас мы попали в программу софинансирования, вопрос о ее строительстве решается, мы ждем этого с нетерпением. Мечтаю, чтобы рядом с нами, желательно под одной крышей, находился детский сад, и дошколята росли бы на наших глазах.
Кстати, этот проект в школе тоже пытались реализовать. Рядом с основным зданием школы стоит недострой. По замыслу в небольшом одноэтажном кирпичном здании должен был расположиться бассейн. Увы, денег на это в далеком 1995 году не хватило. По проекту, который был готов у администрации Прионежья, предполагалось это небольшое здание соединить переходом с основным и организовать в нем детсад. И снова из-за моста, по которому нельзя перевозить тяжелые строительные материалы, сделать это не удалось.
Так что школа, которая во многом развивается вопреки всем внешним обстоятельствам и ограничениям, живет за счет внутренних ресурсов, грамотного планирования и... любви к детям.

Иначе и быть не могло...
- Я много лет работала учителем начальных классов, затем учителем русского языка и литературы, а теперь занимаюсь индивидуально с ребятами русским и математикой, - рассказывает Анна Анатольевна Костоусова, которая в апреле отметит 40-летие профессиональной деятельности. - В нашей школе учатся 10 детей с индивидуальным образовательным маршрутом. У всех ребят разные особенности и успехи, но я уверена, что все они должны учиться в школе. У нас для этого созданы все условия: отдельные кабинеты, штат специалистов. Для остальных школьников это тоже полезно - они учатся принимать сверстников, взаимодействовать с ними и помогать.
...В третьем классе перемена. Ребята, у каждого из них своя одноместная парта, резво бегают и даже не замечают, когда в классе вместе с мамой появляется Влада.
- Владушка учится с нами с первого класса, - рассказывает Ирина Анатольевна Кокунова, учитель с 30-летним стажем. - С самого начала никаких проблем не возникало - с пониманием к девочке отнеслись и ребята, и их родители. Да я и не представляю, что могло бы быть иначе! Сейчас Влада ходит сама - помогли несколько операций, а до этого передвигалась на коляске.
- Я люблю школу. Здесь у меня друзья. Мне нравится заниматься русским и английским, а вот с математикой получается не очень. Я хочу учиться вместе со всеми, - говорит Влада, которую окружили одноклассницы.
На предложение сфотографироваться девочки реагируют с радостью. Улыбаются абсолютно все  и даже мама Влады, которая видит, как свободно и легко общается ее дочь.
Знакомство с Даней проходит в более камерной обстановке. Дефектолог Анастасия Александровна Зенкова рассказывает, что программа инклюзии в школе началась именно с этого мальчика, который восемь лет назад пришел, вернее, приехал в кресле в первый класс школы.
- Даня умеет говорить «да» и «нет», у него большой пассивный словарный запас, он многое понимает, - поглаживая мальчика по руке, говорит учительница.
На мой вопрос о том, чему учит работа с особыми детьми, Анастасия Александровна отвечает сразу:
- Терпению и умению принимать детей такими, какие они есть, а еще радоваться маленьким победам. Например, научился у меня кто-то букву писать - мы это с учителями обсуждаем, этому и радуемся.

Открыты для всех и всегда
В кабинете, светлом и солнечном, находится все необходимое для комфортной работы - специальные тренажеры, турники, полностью оборудованный санузел, даже кушетка и сухой бассейн.
- Может быть, некоторым из наших учеников и нужна специальная коррекционная школа, но чаще ребенка из Заозерья приведут к нам - мы находимся ближе, чем все остальные спецшколы или интернаты. Так что для многих вариант инклюзивного обучения в рамках сельских школ при наличии соответствующих условий и команды специалистов - это благо, - считает Анастасия Зенкова.
И все же в чем успех, казалось бы, сельской школы, рядом с которой находятся большой город и еще одна школа отдаленного района Петрозаводска?
- Эта школа, которая поддерживает любую инициативу, находится в поиске ресурса для развития, многое удалось сохранить и развить благодаря управленческим решениям директора, - уверена Людмила Пархомук. - К тому же в школе в тесном тандеме работают опытные и молодые учителя. Более половины коллектива - это выпускники школы, которые вернулись сюда после вуза.
- У нас средний возраст педколлектива - 38 лет, - уточняет Елена Зайцева. - Мы делаем все возможное, чтобы наши выпускники возвращались в родную школу, помогаем им расти профессионально, поддерживаем их в стремлении повышать квалификацию, участвовать в конкурсах профмастерства, любую инициативу приветствуем!
Отдельная часть нашей работы - это взаимодействие с социумом. В селе нет Дома культуры, поэтому все значимые события - концерты, собрания - мы проводим в школе. Спортзал и тренажерный залы открыты для тренировок жителей Заозерья. Все чаще в школу приходят городские дети, растет число многодетных семей, а в будущем году мы снова набираем два первых класса.
Уже перед отъездом я разговорилась с бабушкой одного из учеников:
- Мой внук любит школу и всегда торопится к учителям. Ему нравится даже дорога - иногда мы приезжаем в школу из Петрозаводска. Любит физкультуру, математику, русский. Сам учебный процесс тоже доставляет Андрею удовольствие. Я вижу, как он меняется - узнает новое, учится считать и писать, а вот читать любит не очень. Андрей учится в третьем классе, два года он ходит в эту школу, а с городской у нас не заладилось. Я переехала в Заозерье ради внука.
...Кстати, свой кабинет директор оборудовала в последнюю очередь. Сначала в школе №10 Заозерья закупали интерактивные доски, проекторы, компьютеры, потом меняли мебель и оснащали помещения по программе «Доступная среда», а со своими помещениями Елена Владимировна не спешила, ведь там все просто и без затей. Может быть, в этом тоже кроется секрет? Секрет любви к детям, своим коллегам и своей школе.

с. Заозерье, Республика Карелия